Правовое положение исполнительной власти РФ. Правительство РФ

18 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Согласно ч. 1 ст. 110 Конституции РФ, исполнительную власть РФ (о ее природе говорилось в вопросе о предмете административного права) осуществляет Правительство РФ. Субъекты РФ имеют собственные органы исполнительной власти (ст. 77-78 Конституции РФ), о которых мы будем говорить в дальнейшем в рамках административного права. Правовое положение Правительства РФ определяется как гл. 6 Конституции РФ, так и в значительной мере Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». На деле всегда существовали и иные исполнительные органы по отраслям деятельности. Поэтому в Законе о Правительстве дается следующее его определение. Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти РФ (ст. 1). В отечественной истории роль высшего исполнительного органа в разные годы возлагалась на Боярскую Думу, Правительствующий Сенат, Комитет и Совет министров, Временное правительство, Совет Народных Комиссаров (Рабоче-Крестьянское Правительство), вновь Совет министров.

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя и федеральных министров. Формирование Правительства имеет следующий порядок. Председатель Правительства, как уже говорилось, назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы (в Ирландии и Финляндии, наоборот, Премьер-министра избирает парламент, а Президент лишь формально его назначает). Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Думой. Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения. Президент вправе назначить Председателя Правительства и при несогласии Думы, ценой роспуска последней после трехкратного отклонения представленных кандидатур и назначает новые выборы.

Председатель Правительства, в свою очередь, не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, т.е. перечень необходимых министерств и иных органов, и предлагает кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Таким образом, если назначение Председателя Правительства хотя бы немного зависит от законодательной власти, то назначение иных членов Правительства находится всецело в руках Президента и лишь формально связано с мнением самого председателя. Несмотря на такую зависимость исполнительной ветви власти от Президента (президентскую республику), Конституция все-таки не запрещает и возможное складывание обычая, по которому Президент будет предлагать Думе лидера победившей на выборах партии в качестве кандидатуры Председателя Правительства, подобно тому, как такой обычай сложился в Великобритании или Франции.

Председатель Правительства в соответствии с законами и указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу (ст. 113 Конституции). Но это не значит, что он вправе принимать решения единолично. Порядок деятельности Правительства, согласно Конституции, определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ», а в нем Правительство названо коллегиальным органом, что означает коллективное принятие решений большинством голосов, но Председатель обладает правом решающего голоса.

Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в месяц. Кроме членов Правительства при необходимости на них могут присутствовать иные лица: руководители иных исполнительных органов, представители палат парламента, главы субъектов федерации и др. Как уже говорилось, на заседаниях Правительства вправе председательствовать Президент. Могут проводиться и закрытые заседания (ст. 27 Закона о Правительстве).

Для решения оперативных вопросов Правительство по предложению Председателя Правительства может образовать Президиум Правительства с произвольным составом (ст. 29 Закона о Правительстве).

Подробнее организация деятельности Правительства регулируется таким документом, как Регламент Правительства РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260). В целях обеспечения деятельности Правительства этим же постановлением создан отдельный исполнительный орган власти - Аппарат Правительства РФ.

Для осуществления своих полномочий Правительство издает постановления и ненормативные распоряжения. В случае их противоречия законам и указам Президента они могут быть отменены Президентом РФ.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!