Правовое положение и организационное построение дорожно–патрульной службы ГИБДД

25 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В укреплении дисциплины участников движения определенная роль принадлежит дорожно–патрульной службе (ДПС), численность которой составляет более 70% от общего количества работников Госавтоинспекции.

Основные задачи этой службы сводятся к обеспечению бесперебойного и безопасного дорожного движения, охране общественного порядка и борьбе с преступным использованием транспортных средств, что осуществляется путем распорядительно–регулировочных и контрольно–надзорных действий при несении патрульно–постовой службы на улицах и дорогах. Дорожно–патрульная служба организуется по принципу строевых подразделений, которыми в соответствии с действующими нормативными актами могут быть полки, батальоны, роты, взвода, группы. Вид строевого подразделения определяется численностью личного состава, объединенного в нем.

Эффективность выполнения основных задач дорожно–патрульной службы в значительной мере зависит от подготовленности личного состава подразделений Госавтоинспекции, в частности инспекторов дорожно–патрульной службы.

Подготовка личного состава начинается с того, что инспектора ДПС, назначенные на службу в соответствии с графиком работы или по специальному распоряжению руководства прибывают в подразделение за 15 минут до начала инструктажа, в установленной руководителем подразделения форме одежды имея при себе исправное снаряжение.

По прибытию в подразделение сотрудники дорожно–патрульной службы докладывают о готовности выполнять служебные обязанности непосредственно начальнику или старшему инспектору–дежурному дежурной части строевого подразделения. Дежурный отмечает в постовой ведомости о прибытии инспекторов на службу и выдает им необходимые предметы вооружения, снаряжения, средства связи, служебную документацию. Получив необходимые предметы вооружения и снаряжения, инспектора проводят самостоятельную подготовку к инструктажу.

Обязательными элементами такой подготовки являются: устранение возможных недостатков в оформлении документов предшествующего дня, пополнение запасов израсходованных бланков строгой отчетности, проверка готовности технических средств. Кроме того инспектор заступающий в наряд проверяет у себя наличие предметов, необходимых во время несения службы: нагрудного отличительного знака, служебного удостоверения, свистка, аптечки или индивидуального медицинского пакета, жезла, бланки административно–процессуальных документов, служебную и записную книжки, Правила дорожного движения. Инспектора ДПС, патрулирующие на автомобиле или мотоцикле, обязаны иметь водительское удостоверение и путевые документы.

В зависимости от характера выполняемых задач инспекторам ДПС дополнительно могут выдаваться:

– средства усиления речи;

– средства активной обороны (резиновые палки, наручники

Старший инспектор–дежурный или непосредственный руководитель (командир взвода, старший смены) производит построение инспекторского состава, объявляет маршрут патрулирования, пост и время несения службы, знакомит с ориентировками о совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых лиц, дает под запись список транспортных средств, объявленных в розыск за последние сутки, контролирует фиксацию записей в служебных книжках. Необходимым элементом данного этапа является проверка наличия положенных предметов вооружения, снаряжения и опрашивает о состоянии здоровья. При обнаружении недостатков принимает меры к их устранению и докладывает о готовности личного состава к несению службы лицу, проводящему инструктаж.

Выполнение задач, стоящих перед подразделениями дорожно–патрульной службы в значительной степени зависит от правильной расстановки сил и средств задействованных по осуществлению контроля за дорожным движением.

Организационная структура дорожно–патрульной службы в различных МВД, УВД по субъектам РФ имеет существенные различия. Тем не менее в каждой структуре можно условно выделить три иерархических уровнях, различных с точки зрения возложенных на них функциональных обязанностей, а следовательно и в потребности в информации.

На первом уровне МВД, УВД при распределении сил и средств дорожно–патрульной службы по административно–территориальным единицам субъекта Федерации исходной является информация о состоянии транспортного процесса на обслуживаемой территории.

Например: В городах и населенных пунктах значительное влияние на транспортный процесс оказывает пешеходное движение. Поэтому важным с точки зрения организации работы дорожно–патрульной службы, показателем в городах следует считать не только количество автотранспортных средств, но и численность населения.

На дорогах, проходящих по незастроенной местности, структуру дорожного движения образуют главным образом взаимодействие водителей транспортных средств.

При распределении сил и средств дорожно–патрульной службы обязательной является информация о структуре дорожной сети региона ее протяженность, статус дорог.

Для второго иерархического уровня управления дорожно–патрульной службой (строевые подразделения ДПС полк, батальон, рота, взвод) основными видами управленческих решений являются дислокация постов и маршрутов патрулирования и графики работы личного состава.

Наставление по дорожно–патрульной службе определяет, что расстановка сил средств службы осуществляется на основании дислокации маршрутов патрулирования и постов, исходя из средней нормы ежесуточного выставления нарядов и выхода на линию патрульных автомобилей и мотоциклов.

Рассмотрим поочередно вышеназванные понятия дислокация, пост и маршрут патрулирования, средняя норма ежесуточного выставления нарядов.

При определении времени и места несения службы инспекторским составом дорожно–патрульной службы основное содержание информации о транспортном процессе образуют сведения о параметрах дорожно–уличной сети и о характеристиках транспортных и пешеходных потоков на отдельных ее участках. Информации об этих элементах транспортного процесса должна позволять оценить потенциальную опасность дорожного движения на отдельных участках дорожно–уличной сети с двух точек зрения.

Во–первых, необходимо выявить места дорожно–уличной сети, где присутствие инспектора является обязательным в виду особой сложности складывающейся на них дорожно–транспортной ситуации, требующей полного и квалифицированного выполнения всех предписаний Правил дорожного движения. Характерным примером могут служить перекрестки городских улиц с интенсивным движением транспорта и пешеходов.

Во–вторых, важно заранее определить участки, опасные ввиду повышенной вероятности совершения на них водителями и пешеходами нарушений Правил движения и как следствие, дорожно–транспортных происшествий.

Основным источником информации при разработке дислокации и графиков работы служат результаты анализа дорожно–транспортных происшествий, совершенных на обслуживаемой территории. Для правильной организации и использования сил и средств дорожно–патрульной службы крайне важно учитывать временные параметры аварийности. Статистика свидетельствует, что уровень аварийности имеет значительные колебания в зависимости от месяца года и времени суток. Менее заметны колебания по дням недели, но он происходит и здесь.

Количество маршрутов патрулирования и постов в дислокации может превышать рассчитанное по средним нормам выставления нарядов. В таких случаях они подразделяются на подлежащие обязательному закрытию и маршруты патрулирования, посты, закрываемые в зависимости от оперативной обстановки, складывающейся в течение дней недели или суток.

Дислокация маршрутов патрулирования и постов разрабатывается командиром строевого подразделения или старшим группы дорожно–патрульной службы и утверждается соответственно руководителем МВД, УВД.

Режим работы личного состава определяется графиком, который ежемесячно составляется заместителем командира строевого подразделения, старшим группы дорожно–патрульной службы. В нем указываются дни и часы несения службы каждым работником, дни отдыха. График утверждается командиром строевого подразделения, для группы дорожно–патрульной службы отдела полиции – начальником отделения Госавтоинспекции, а при отсутствии отделения – руководителем органа внутренних дел.

Наряды дорожно–патрульной службы могут быть одиночными или парными. Парные наряды назначаются, как правило, для усиления надзора за движением автотранспорта и пешеходов, осуществления оперативно–розыскных мероприятий, требующих повышенного внимания к участникам дорожного движения, а также в местах, характеризующихся опасностью для работников полиции.

Каждому наряду поручается выполнение служебных обязанностей на конкретном маршруте патрулирования или посту.

Инспектора дорожно–патрульной службы, выделенные для надзора за дорожным движением, выполняют патрульную или постовую службу. Отсюда возникает вопрос – что такое патруль и что такое пост?

Патруль – это подвижной наряд в составе одного или нескольких работников полиции, выполняющий возложенные на него задачи путем обхода (объезда) установленного маршрута патрулирования и осмотра его отдельных участков и объектов. Патрулирование может осуществляется с использованием различных видов транспортных средств, так и без них.

Патрулю для несения службы определяется маршрут. Маршрут патрулирования представляет собой определенный участок автомобильной дороги, на котором устанавливается периодический контроль за движением автомототранспорта и пешеходов в виду имеющейся на нем повышенной потенциальной возможности для возникновения аварийных ситуаций.

Протяженность маршрута патруля может быть различна и зависит от применяемых нарядом транспортных средств или их отсутствия.

Для пешего патрулирования исходя из сложившейся практики и более рационального использования сил, протяженность маршрута составляет от 1 до 1,5 километров.

При использовании транспортных средств протяженность маршрута различна и варьируется в следующих пределах: для патрулей на мотоциклах 3 – 5 км, на автомобилях – 6–8 км, с применением вертолетов – 40 –50 км. В зависимости от выполнения задач протяженность маршрута может быть увеличена или уменьшена.

Пост – это участок территории, на котором организуется несение дорожно–патрульной службы в связи с необходимостью регулирования дорожного движения, установления непрерывного контроля за передвижением транспортных средств, проведения оперативно–розыскных мероприятий, обеспечения беспрепятственного следования автомобилей специального назначения.

На каждом посту определяется центр и границы. Удаление от центра поста не должно превышать 300 метров.

Посты делятся: – на общие – по охране общественного порядка и безопасности дорожного движения; – на специальные – для выполнения особых заданий (задержания преступников, угнанных транспортных средств и т. д.) Пост, имеющий служебное помещение, именуется «стационарный». На каждый пост и маршрут патрулирования составляется карточка, в которой указывается: маршрут патруля его номер, протяженность, границы, и центр поста; – время несения службы;

– порядок движения по маршруту и основные тактические приемы несения службы;

– схема маршрута с обозначением опасных в аварийном отношении мест, перекрестков, населенных пунктов и т. д.;

– характеристика маршрута (состояние аварийности, наличие перекрестков, дорожных знаков и т. д.);

– особенности маршрута патрулирования, поста: школа, магазины, другие места тяготения населения наиболее опасные в аварийном отношении места;

– порядок взаимодействия и связи с соседними нарядами, дежурной частью, участковыми уполномоченными полиции, общественными объединениями, а также зоны непрохождения радиосвязи и способы связи с этих участков;

– особые обязанности:

а) осуществить в определенное время снятие движения или отвод транспорта с дороги, улицы;

б) обеспечить проезд автомобилей специального назначения на участке дороги, перекрестке;

в) проконтролировать соблюдение Правил движения пешеходами при проведении массовых мероприятий на объектах (стадион, парк и т. п.), расположенных в зоне маршрута патрулирования, поста.

Центры постов их границы, маршруты патрулей и пункты их остановки, особенности несения службы определяются в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой и в обязательном порядке систематически уточняются.

Карточка маршрута (поста) составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в дежурной части, другой выдвигается наряду перед заступлением на службу.

Время выставления нарядов и продолжительность несения службы устанавливается с таким расчетом, чтобы силы и средства дорожно–патрульной службы увеличивались в наиболее напряженные часы суток и в местах, где наибольшая вероятность совершения дорожно–транспортных происшествий.

Норма выхода патрульных автомобилей и мотоциклов определяется в зависимости от коэффициента технической готовности штатных транспортных средств автохозяйства МВД, УВД и сменности их использования.

Инспекторский состав дорожно–патрульной службы относится к первоначальному (третьему) звену иерархического уровня управления дорожным движением, осуществляющим непосредственный контакт с людьми при выполнении ими социальной роли участников дорожного движения и оказывающим конкретное оперативное воздействие на их поведение. Поэтому инспектор ДПС должен быть обеспечен наиболее подробной информацией о возможно большем числе факторов, влияющих на процесс движения транспортных средств и пешеходных потоков на обслуживаемой им участке дорожно–уличной сети и о состоянии дорожно–транспортной аварийности на этом участке.

Ежедневно к 18 часам предшествующих суток командир строевого подразделения на основе единой дислокации и с учетом оперативной обстановки принимает решение на организацию дорожно–патрульной службы на последующие сутки, в котором определяет расчет сил и средств, расстановку нарядов по сменам, лиц, проводящих инструктаж и контролирующих несение дорожно–патрульной службы. Решение по расстановке нарядов дорожно–патрульной службы оформляется постовой ведомостью, в которую включаются все виды нарядов, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!