Правовая основа туристского бизнеса в разных странах

28 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Деятельность туристских фирм зарубежных стран определяется и рег­ламентируется национальным законодательством. Общие вопросы созда­ния и работы туристских фирм как юридических лиц обычно регулируют­ся Гражданским кодексом, а частные вопросы - нормативными актами (например, постановлениями), определяющими особенности работы пред­приятий туристской сферы, например условия, позволяющие осуществлять туристскую деятельность в той или иной стране. Кроме того, объектом пра­вового регулирования в туризме становятся взаимоотношения турфирмы с клиентом в части определения прав и обязанностей сторон, выступаю­щих партнерами по договору купли-продажи туристского продукта, а так­же взаимоотношения туроператора и турагента, туроператора и гостинич­ного предприятия, туроператора и перевозчика. Типы договорных отношений, в которые вступают туристские предприятия в ходе формирования турист­ского продукта и его продажи потребителю, определяются нормами граж­данского права той страны, в которой зарегистрирована фирма или заключе­на сделка. Обычно сделки с клиентами подпадают под действие договоров купли-продажи, а отношения туроператора с турагентами, гостиницами или перевозчиками-под действие договоров агентирования или комиссии. Раз­личия между этими типами юридических документов касаются в первую оче­редь ответственности сторон по договору за качество оказываемых услуг.

По агентскому договору одна сторона (агент, в нашем случае - ту-рагент1) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой сто­роны (принципала, в нашем случае-туроператора) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала.

Это означает, что турагент, заключивший соответствующий договор с туроператором на продажу его туров, может продавать эти услуги от своего имени. Если турагент действует от своего имени (продает тур), то претензии клиента к качеству гостиничных услуг принимаются непосред­ственно турагентом, и он несет ответственность за выполнение договора (с правом выставления регрессного иска). Когда турагент действует от име­ни туроператора, то ответственность по договору лежит на последнем.

Существенное отличие договора комиссии от агентского договора касается ответственности сторон: в договоре комиссии ответственность по отношению к третьим лицам (клиентам) лежит на комиссионер (тур-агенте), даже если туроператор (комитент) участвует в сделке. По догово­ру комиссии туроператор выплачивает турагенту вознаграждение, разме­ры и порядок выплаты которого соответствующим образом оговариваются.

Сложилась многолетняя практика договорных отношений между меж­дународными профессиональными ассоциациями турбюро (UFTAA) и го­стиниц (ША). Кодекс отношений между отелями и турфирмами1 содер­жит рекомендации по регулированию вопросов, возникающих в ходе профессионального взаимодействия сторон. В частности, рассматривают­ся правила составления и содержание контрактов (известных под назва­нием гостиничных контрактов), заключаемых между турбюро и владель­цами гостиниц. Под гостиничным контрактом «понимается контракт, по условиям которого владелец гостиницы соглашается предоставить гости­ничные услуги клиенту или группе клиентов, являющихся клиентами тур­бюро» (ст. 7 Кодекса). Основными пунктами таких контрактов становятся условия и порядок оплаты, расчеты с клиентом, выплата комиссионных, порядок и сроки расторжения договоров и другие существенные для сто­рон условия.

Национальные особенности заставляют вносить коррективы в рассмот­ренную выше схему правового регулирования деятельности туристских предприятий за рубежом, в частности, эта схема будет действовать в соот­ветствии с наличием или отсутствием специального закона о туризме или туристской деятельности, поскольку многое зависит от слаженности ра­боты производителей туристской услуги и посредников. Приведем кон­кретные примеры решения обозначенных вопросов в разных странах.

Испания. В настоящее время деятельность турагентств регламенти­руется нормативными актами Автономных сообществ, которые, как пра­вило, повторяют без особых изменений тексты общегосударственных пра­вовых актов. Деятельность турагентств в Испании регламентируется Указом от 25 марта 1988 г. № 271/88 и Указом от 14 апреля 1988 г. Соглас­но этим документам турагентство (анонимное, торговое общество или об-

щество с ограниченной ответственностью) должно иметь лицензию на пра­во занятия туристской деятельностью, выданную туристской администра­цией.

Кроме требования об обязательном наличии лицензии, турагентство должно выполнять следующие требования:

-четко информировать клиента о характере предлагаемых услуг и их стоимости;

- не выходить за пределы цены, установленной туроператором, да­лее, чем того требует покрытие издержек, связанных с предоставлением посреднических услуг;

- в случае когда агентство само формирует пакет услуг, оно должно предоставлять услуги в комплекте, по единой цене и давать об этом пол­ную информацию клиенту;

- нести ответственность за ложную рекламу;

- передавать клиенту накануне поездки билеты на транспорт, вауче­ры на размещение и прочие необходимые документы, а также документ, подтверждающий полную оплату, и сообщать номер контракта;

- в случае невозможности осуществить поездку предоставлять кли­енту право выбора между возвратом стоимости оплаченных, но не предо­ставленных услуг, или заменой их на аналогичные по цене, качеству и ко­личеству услуги;

-пользоваться услугами квалифицированных сопровождающих и ги­дов при организации поездок и визитов в места, обычно посещаемые ту­ристами;

-заключать с туристом контракт на поездку, куда необходимо вклю­чать следующие данные: о направлении, средствах передвижения, време­ни отправления, дате отправления и месте начала поездки, крайних сро­ках уведомления в случае аннулирования поездки, маршруте, планируемых визитах и экскурсиях, дополнительных услугах, имени и адресе туропера­тора, турагента и страховой компании;

- информировать клиента об условиях контракта в письменной или другой доступной и приемлемой форме до того, как клиент и агентство возьмут на себя взаимные обязательства по организации поездки;

-- гарантировать клиенту возвращение внесенных им сумм в случае банкротства агентства или наступления неплатежеспособности;

- предоставлять клиентам рекламационные листки;

- решать спорные вопросы в специальных арбитражных комиссиях, в состав которых входят представители национальной туристской админист­рации, обществ потребителей и представители туристских ассоциаций.

В настоящее время идет подготовка нового указа о туризме, положе­ния которого соответствовали бы положениям нового закона о торговле.

Права клиента. Права клиента вытекают из обязанностей агент­ства. В частности, клиент имеет право:

- на отказ от поездки и возврат уплаченных им ранее сумм за выче­том расходов агентства и суммы штрафа;

- на пользование всеми видами услуг, оговоренными в контракте;

- на полный возврат уплаченных ранее сумм в случае аннулирова­ния тура по вине агентства;

- на возврат стоимости нереализованных услуг в случае, если поезд­ка аннулирована частично.

В качестве меры, защищающей интересы турагентств, законодатель­ство предусматривает санкции к организациям, занимающимся туристской деятельностью без наличия соответствующей лицензии. Организации и ас­социации имеют право организовать для своих членов тур, не имея специ­альной лицензии, если эта деятельность не будет постоянной и не имеет цели извлечения прибыли.

Франция. Франция была одной из первых европейских стран, разрабо­тавших подобное законодательство (Закон от 19 марта 1937 г.), как и Италия, принявшая в 1936 г. Закон о туристских агентствах. Законотворческая дея­тельность продолжалась в этом направлении до 1975 г., когда были сформули­рованы условия, на которых разрешено заниматься деятельностью по органи­зации путешествий и пребываний. Закон от 13 июля 1975 г. неоднократно дополнялся (последние дополнения - от 18 февраля 1986 г.). Условия, на которых разрешено заниматься деятельностью, связанной с организацией и продажей путешествий и пребываний, определены Законом от 13 июля 1992 г.

О действии нового законодательства мы говорили подробно в разделе 8.6. Здесь мы остановимся на обязательствах турагентств перед клиентами.

Турагентства имеют следующие обязательства перед клиентами:

-продавец должен письменно информировать заинтересованных лиц до момента подписания контракта о предоставляемых услугах транспор­та, средств размещения, предприятий питания, а также об условиях пре­бывания, о ценах и способах оплаты, условиях аннулирования контракта и правилах пересечения границы;

- контракт, заключаемый между продавцом турпродукга и его поку­пателем, должен содержать полные данные о продавце продукта (имя, фамилия, юридический адрес и пр.), посредниках, страховой компании, предоставляющей страховку, байке, дающем гарантию, а также полный список предоставляемых услуг, указание прав и обязанностей сторон;

- цены, указанные в контракте, не могут быть пересмотрены, кроме случаев, когда их изменение вызвано колебаниями цен на бензин, измене­нием аэропортовых и портовых сборов, а также изменением обменного курса валют;

- если до начала поездки выполнение одного из существенных пун­ктов контракта окажется для продавца невозможным, он должен преду­предить об этом покупателя и предложить ему на выбор расторгнуть кон­тракт или согласиться на замену этого пункта другим. В случае если покупатель сочтет предпочтительным расторгнуть контракт, продавец обязан вернуть ему все ранее уплаченные суммы в полном размере;

-если в ходе поездки срывается выполнение одного из пунктов, пре­дусмотренных в контракте, то продавец обязан, за исключением форс-ма­жорных обстоятельств, предложить покупателю адекватную замену с уп­латой возможных издержек или оплатить ему обратный билет, если покупатель не согласится на предложенную замену.

При продаже турпродукта через посредников производитель продук­та (туроператор) несет ответственность перед покупателем за качество услуг, предоставляемых им самим или посредниками, оставляя за собой право предъявлять к последним иски в случае несоблюдения ими своих обязательств (регрессный иск).

Продавец турпродукта может быть полностью или частично освобож­ден от ответственности за несоблюдение условий контракта, если он дока­жет, что причиной нарушений были действия покупателя, третьих лиц или форс-мажорные обстоятельства.

Директивой ЕС от 13 июня 1990 г. № 90-314 определены условия про­дажи туров и пребываний, а также вытекающие из этого обязанности тур­агентства перед клиентом и права последнего* по защите своих интересов как потребителя.

В этих правовых рамках строится деятельность туристских фирм в ве­дущих в туристском отношении странах. Конечно, национальное законо­дательство вносит свой нюанс в решение этой проблемы, но в целом пра­вовое поле выстраивается таким образом, чтобы максимально защитить потребителя туристских услуг от недобросовестных или непрофессиональ­ных действий тех лиц, которые продают туры.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!