Православная церковь в Российской истории

Содержание:

1. Крещение Руси.
2. Роль церкви в политической и духовной жизни российского общества.
3. Церковная реформа XVII века и ее последствия.
Список литературы.

1. Крещение Руси.

Восточные славяне до конца Х века сохраняли языческую веру - религию первобытной эпохи. Они почитали некоторые камни, верили в чудодейственную силу животных, считая их своими прародителями, в оборотней, поклонялись болотам, рекам, озерам и т. д. Все, что окружало их, представлялось им населенным добрыми и злыми духами, которым надо приносить жертвы, совершать моления, чтобы добиться их благосклонности. Живы были следы культа предков, зародившегося в эпоху родового строя. Славяне верили в загробную жизнь, при погребении они снабжали покойника всем необходимым для будущего существования: его любимыми вещами, предметами хозяйственного обихода, ставили на первое время горшок с пищей.
Однако образовавшееся Древнерусское государство требовало для своего сплочения единой религии. Эта религия должна была быть монотеистичной и освятить власть князя.
Владимир Святославович, с именем которого связано принятие христианства, вначале пытался приспособить для этих целей языческую религию. Дружинный бог Перун был объявлен общегосударственным богом. Изображение его Владимир велел вынести из теремного двора, где ему поклонялись дружинники, и поставить на холме, на обозреваемом всеми месте. Рядом с ним были поставлены кумиры других богов - «и Хорса и Даждьбога и Стрибога и Симорглы и Мокошь». То же было сделано в Новгороде и, вероятно, в других городах Руси. Стоявший рядом с Перуном Симоргл был божеством тюркских народов, вошедших в состав Древнерусского государства, Мокошь - финским божеством. Созданный Владимиром пантеон, в центре которого возвышался Перун, должен был олицетворять религиозное единство Киевской Руси. Однако проведенная реформа не могла оправдать надежд ее инициатора - Владимира. Всеми своими культами, обрядами, всем своим духом Она была связана с ушедшим родовым строем. На базе языческой веры не могло быть достигнуто религиозного объединения Руси.
Унификация культа, произведенная Владимиром, носила чисто внешний, механический характер. Местные племенные культы оставались, так как принципиально нового культ Перуна не давал.
В 987 году византийские императоры Василий II и Константин обратились к Владимиру за помощью в борьбе против дунайских болгар. За год до этого при-дунайские болгары разбили византийские войска, и сам император Василий едва спасся. В это же время византийский полководец Варда Фока вместе со своим войском восстал против императора. Нападение болгар и восстание одного из крупнейших полководцев принудили византийских императоров искать помощи у киевского князя.
Владимир направил на помощь императору дружину в шесть тысяч человек. В благодарность за это Василий обещал выдать за Владимира свою сестру Анну и приобщить Русь к христианству.
Дружина Владимира быстро соединилась с императорскими войсками, и общими усилиями Варда Фока был разбит. Однако император не выполнил своего обещания. Он не хотел выдавать свою сестру за князя «варвара». Тогда Владимир осадил византийскую колонию Херсонес (Корсунь). Осада Корсуни затянулась. Измена одного из греков, известившего Владимира письмом, посланным со стрелой, о том, что нужно перекопать колодец и лишить Корсунь воды, помогла одолеть этот город.
Падение Корсуни и угроза Владимира двинуться походом на Царьград заставили Василия уступить. Был заключен новый договор, по которому Владимир возвращал Корсунь Византии как вено (выкуп) за невесту, а прибывшая в Корсунь Анна становилась женой Владимира. До заключения договора в Корсуни Владимир крестился сам, крестились и наиболее видные его дружинники.
По возвращении в Киев Владимир приказал уничтожить идолов языческих богов, а затем согнать киев лян к Днепру, где их крестили прибывшие с Владимиром греческие святители. Произошло это, согласно «Повести временных лет», в 988 году.
Христианство было известно на Руси. О крещении россов говорил патриарх Фотий (IX век). В житии Кирилла, известного проповедника христианства у славян и составителя славянской азбуки (кириллицы), идет речь о том, что в Корсуни он встретился с русом, который показал Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами. При Игоре в Киеве была построена деревянная церковь св. Ильи. Когда в 945 году Игорь подтверждал свой договор с греками, часть его дружины присягала на холме, где стоял идол Перу на, а христианскую Русь, говорит летописец, «водили присягать в церковь святого Ильи-э». Мать Святослава - Ольга, вернувшись из Константинополя после крещения, построила церковь.
Однако в то время не было еще условий для превращения христианства в государственную религию. Распространение христианства не было мирным процессом. Новая вера вводилась силой и встречала упорное сопротивление. В Новгороде крещение было произведено кровью. Князь Глеб натолкнулся на упорное сопротивление язычников во главе с волхвами. В конце Х — начале XI века волнения против насильственного крещения были в Суздальской земле. Летописец свидетельствует, что только при Ярославле «начала вера христианская плодитися и расширятся».
В XII веке вятичи, пребывавшие в язычестве, оказали сильное сопротивление христианству и убили посланного для их крещения монаха Печерского монастыря Кукшу.
Язычество долго еще не уступало христианству. Еще в XII веке «в некоторых селах болван есть спрятан выдолблен и написано».
Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества. Историческое значение этого времени заключалось в следующем:
1) Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.
2) Создание условий для полноценного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.
3) Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.
Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.
Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру-государство развалилось).
Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества; из осваиваемых достижений Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и летописание, школа и переписка книг.
Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие и не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен, создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

2. Роль церкви в политической и духовной жизни российского общества.

В каждой христианской стране средневековья духовным лицам отводилась теоретически первая позиция. К примеру, в сословных собраниях им полагалось первое место. Их труд - молитва за всех мирян перед Всевышним — почитался самым важным. Церковь осуществляла (чудесным образом) связь верующих с Богом, с одной стороны, а с другой - олицетворяла царство Божие в мире сем. Устремленная в идеале к небу, она своей организацией, разнообразием функций, всей деятельностью была укоренена на земле и среди людей. Россия не была исключением. Правда, между теорией и практикой (опять-таки повсеместно и неизбывно) образовывался зазор. В сближениях и расхождении тогдашних идеальных моделей и реальных процессов отчетливее всего можно разглядеть историю церкви.
Первый вопрос - структура русской православной церкви и материальные основания ее деятельности. Если исключить православные кафедры Великого княжества Литовского, канонически подведомственные по традиции Московской митрополии (именно она была единственной наследницей Киевской митрополии), то можно насчитать девять епископий на территории Северо-Восточной и Северо-Западной Руси.
Поражают размеры территорий большинства кафедр: они просто несопоставимы с аналогичными показателями епископий в восточных патриаршествах. Впрочем, не забудем о малой плотности населения в стране. Но вот приходы несомненно и довольно быстро росли сообразно успехам колонизации. Уплотнялись приходы в городах - об этом можно заключить на основании растущего храмового строительства, особенно в Великом Новгороде, Москве, Пскове. Но не только: Еще в XIV веке большинство небольших центральнорусских городов обзавелось городскими соборами, что предполагает наличие и приходских церквей. Бурное развитие монастырской жизни также способствовало росту числа храмов. Разраставшаяся сеть соборных и приходских церквей была и предпосылкой, и самым выразительным проявлением успехов в деле евангелизации. Церквей в XV — середине XVI в. насчитывалась, возможно, уже не одна тысяча.
Факт существенный и многослойный. С этого времени следует полагать воздействие иерархов на мысли, настроения, социальное поведение прихожан достаточно эффективным.
Церковь естественным образом становилась значимой и автономной от светских властей силой во многих сферах жизнедеятельности. Чему способствовала и упрочившаяся материальная самостоятельность. Ведь что значил в этом плане рост числа приходов? Увеличение доходов епископа и институтов епископального управления. В пользу кафедры шла церковная дань со священников, диаконов, отчисления за обряды и таинства, ряд иных взимании. Епископ и его представители судили церковных лиц в духовных делах, а в идеале - вообще по подавляющей части дел. Другое дело, что текущая документация XV - XVI веков показывает, сколь далек был идеал от мирских реалий: в светских делах с участием представителей духовенства преобладал, увы, княжеский суд. Наконец, владыки вершили суд по делам о преступлениях против нравственности, по спорам о наследовании над всеми мирянами. Как и в светском суде, все этапы процесса, составление и заверение документации сопровождались уплатой пошлин и штрафов.
Включенность владык в земные заботы видна из самого устройства епископального управления. В середине XIV - середине XVI века штаты этого управления пополнялись за счет светских феодалов - бояр, детей боярских и т.п., - находившихся в служебно-вассальных отношениях с той или другой кафедрой. Именно они оказывались на постах владычных наместников, десятинников, эаезщиков и т.п. Митрополичьи и епископские бояре составляли по преимуществу судебную курию при иерархе. Особая стать у Новгородской архиепископии с конца XIV века: в структуре ее органов, объеме функций, характере деятельности ряда владык (в середине XV столетия) различимы признаки теократизма.
Другой источник материального обособления церкви — ее землевладение. Оно возникло еще в эпоху Киевской Руси, но со второй половины XIV века темпы его роста стали ощутимыми. Митрополичья кафедра, некоторые епископий превратились в очень крупных феодальных вотчинников. В заметных размерах земельной собственностью были обеспечены некоторые соборные храмы. В обычных же приходах дело обстояло иначе. Помимо выплат и натуральных поступлений от прихожан, причту полагался сравнительно небольшой надел, который обрабатывался силами семьи.
Концентрация материальных средств в монастырях быстро и ярко проявила их культурно-образовательную функцию. Она тесно связана с внутренним распорядком жизни. Ежедневный цикл служений требовал полного собрания богослужебных книг, сборников поучительного характера, кратких и пространных редакций житий (отрывки из них читались на трапезах) и т.п. Переписывание и сличение книг стало одним из важных видов монашеских послушаний, равно как и написание икон. Концентрация людей хотя бы элементарно грамотных, накопление традиций в изготовлении рукописных книг, фиксация сначала только местных, а затем и общероссийских событий в особых летописцах, составление сборников энциклопедического характера, наконец, появление различных полемических сочинений - вот основные области книжного и культурного дела в жизни монастырей. Сохранившиеся собрания рукописей Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Спасского Ярославского, Иосифо-Волоцкого, Соловецкого монастырей дают наиболее объемные представления о книжности XIV - середины XVI века.
После 1453 года все более стал осознаваться факт единственности России как православного государства. На этом во многом зиждились представления - и мудрых книжников, и простецов - о России как о «святой земле».

3. Церковная реформа XVII века и ее последствия.

В середине XVII века раскол, вызванный нужной и правильно задуманной, но неумело, поспешно и жестоко осуществленной реформой русской церкви, стал второй после «московского разорения» национальной трагедией, тяжким испытанием и для государства, и для общества.
Столкновения различных групп населения, произошедшие в России во второй половине XVII века, нашли отражение и в этом общественном движении, каким был раскол в православной церкви. Одни историки подчеркивали в расколе только его церковную сторону и поэтому обращали главное внимание на обрядовые разногласия между старообрядцами и господствующей церковью, другие видели в расколе отражение социальных противоречий в русском обществе. Он был не только религиозным, но и общественным движением, которое облекало в религиозную оболочку имущественные интересы-
По своему значению и последствиям это явление далеко выходит за границы одной только церковной истории. По подсчетам некоторых историков, от 1/4 до 1/3 русских людей XVII века ушло в раскол. Разделилась не только церковь, но, в известном смысле, сама Святая Русь, сам народ, сама русская душа.
Конечно, и раньше Россия знала разделения, будь то братоубийственные усобицы за великое княжение XIII - XIV веков или кровопролитная и опустошительная смута. Но тогда боролись разные политические и социальные силы, и решался вопрос о государственном единстве и национальном бытии России.
В этом расколе впервые идея разделила граждан одного государства и подданных одного, признаваемых поначалу обеими борющимися партиями, царя. Идея, которая встала выше классов, сословий, личных привязанностей и вражды.
Поводом к расколу русской церкви послужили разногласия по вопросу об исправлении церковных обрядов и книг. Переводы церковных книг на русский язык делались с греческих подлинников в разное время, причем уже сами подлинники не были абсолютно одинаковыми, а переписчики книг дополнительно вносили в них изменения и искажения. Кроме того, в русской церковной практике утвердились обряды, не известные в греческих и южнославянских землях,
Казалось бы, первое, что бросается в глаза в споре сторонников реформы Церкви и их противников,— это разногласия о «мелочах». «Умру за единый аз»,— писал своим приверженцам из заточения протопоп Аввакум, имея в виду действительно одну только букву «а» в «Символе веры» (5, С. 589).
Вопрос об исправлении церковных книг и обрядов обострился после постановления на патриаршество Никона. Новый патриарх, сын крестьянина, в силу энергичного характера активно приступил к исправлению богослужебных книг и обрядов. Мотивами его действий было стремление привести русскую церковную практику в соответствие с греческой. Однако усилия Никона часто были направлены на мелочные детали религиозной реформы, что распыляло его неуемную энергию и в конце концов ничего, кроме вреда не приносило. Действительно, после реформы Никона букву «а» в словах врожденна, а несотворена опустили. И ради нее глава староверов готов был идти (и взошел!) на костер.
Были и другие такие же вопросы: как писать имя Сына Божия — Исус (старообрядцы) или Иисус (сторонники реформы), как совершать литургию — на семи или пяти просфорах, как возглашать «Аллилуйя» — дважды или трижды, как ходить крестными ходами — «посолонь», т. е. по солнцу, или против солнца, как слагать персты при крестном знамении — двуперстно, т. е. крестится двумя пальцами в виде буквы «Х», или трехперстие и т. д. Впрочем, такие ли уже это мелочи? Так может казаться человеку только уж совсем религиозно равнодушному и к тому же лишенному воображения. Если и сейчас вопрос о подчинении той или иной юрисдикции или об отношении к экуменизму (движению за единство христиан всех конфессий) вызывает столь бурные разногласия!
Однако тема обрядов и вообще устоявшейся церковной практики не самое существенное в расколе.
«Ошибочно думать, - писал Н. А. Бердяев в книге «Истоки и смысл русского коммунизма», - что религиозный раскол был вызван исключительно обрядоверием русского народа. В расколе была и более глубокая историософическая тема. Вопрос шел о том, есть ли русское царство истинно православное, т. е. исполняет ли русский народ свое мессианское призвание... В народе проснулось подозрение, что православное царство, Третий Рим, повредилось, произошла измена истинной вере. Государственной властью и высшей церковной иерархией овладел антихрист. Народное православие разрывает с церковной иерархией и с государственной властью. Истинное православное царство уходит под землю. С этим связана легенда о Граде Китеже, скрытом под озером. Народ ищет Град Китеж» (1, С. 319).
Правительство поддерживало реформаторские начинания Никона, так как введение единобразия церковной службы и усиление централизации церковного управления соответствовали интересам абсолютизма.
«Удалятися и бегати подобает в антихристово время», - говорили староверы XVII века, считая, что уж если церковь и общество повреждены антихристом, лучше от них уйти. Это бегство принимало разные формы - от уединения в лесные скиты и пустыни до страшных гарей - добровольных самосожжений иных общин. Тогда казалось, что «настали времена последние», и враг человеческий представлялся в образе патриарха Никона, гонителя старых обрядов.
С известной натяжкой староверов можно сопоставить с казаками. И для тех, и для других характерна обособленность, специфическое самосознание и мировосприятие, по-разному выраженное, но несомненное свободолюбие. Но если для казаков свобода заключалась в отсутствии социального гнета и государственной опеки, то для старообрядцев важнее оказывалась свобода исповедания - «старой» веры и сохранения традиционного бытового уклада, отождествляемого с православием. С этой точки зрения старообрядчество уже с самого начала стало своеобразной «культурной оппозицией» новым веяниям.
Культура, носителями которой стали староверы, не была «хуже» - или «лучшее господствующей. Она была просто традиционной и самозамкнувшейся. Такое решение вопроса о «старине» и «новизне» вряд ли было бы полезно и даже просто возможно в масштабе всего российского общества. Но в рамках лишь одного его среза, одной тесно спаянной общности стремление сохранить традицию оказалось осуществимым и позитивным. Старообрядцы собирали древние «дониконовские» рукописи, книги и иконы, а главное, самим своим укладом жизни являли живой островок Древней Руси. Их при желании можно обвинить в косности, но им нельзя отказать в сохранении русского своеобразия.
После ссоры царя с Никоном, завершившейся низложением честолюбивого патриарха, был созван собор 1666 года, который лишил Никона патриаршего сана, но одновременно утвердил почти все его нововведения.
Раскол к тому времени нашел среди крестьян и посадских своих сторонников. Старое являлось привычным и надежным. Гонения обрушились на тех, кто не хотел признавать решения собора 1666 года.
Однако открытое вооруженное сопротивление нововведениям оказал только Соловецкий монастырь. Богатейший из северных монастырей являлся в то же время сильной крепостью, был защищен каменными стенами, имел немалое количество пушек и продовольственных запасов на многие годы. Укрытые за стенами на островах Белого моря монахи вознамерились стоять до конца за старую веру. Тех, кто колебался и выступал за соглашение с царским правительством, отстранили от управления монастырем. Власть взяли в свои руки стрельцы, сосланные на Север разинцы и работные люди. События происходившей в то время крестьянской войны под предводительством Разина обусловили характер соловецкого восстания. Оно возникло на почве раскола, но развивалось как открытое антифеодальное движение.
Осада Соловецкого монастыря царскими войсками длилась восемь лет (1668 - 1676), и лишь в результате измены удалось привести монахов и бунтующих стрельцов к послушанию.
Последующая централизация крепостнического государства привела к дальнейшему развитию раскола, несмотря на жесточайшие правительственные преследования. Протопопа Аввакума после изнурительного содержания в земляной тюрьме сожгли в 1682 году. Смерть на костре религиозного страстотерпца стала своего рода символом укрепления «старой веры» и по-своему послужила дурным примером. Старообрядцы уходили на окраины государства, в глухие леса и болота. Движение приобретало реакционный и изуверский характер. Среди его участников стало распространяться апокалиптическое учение о близкой кончине мира и необходимости самосожжения, чтобы избежать «антихристовой власти». В конце XVII века, в случаях, когда царские отряды настигали беглецов, самосожжения сделались нередким явлением на севере Руси.

Список литературы.

1. Введение христианства на Руси / Отв. Ред. А.Д. Сухов. – М.: Мысль, 1987.
2. Всемирная история в 24 т. Т. 9. – Минск: Литература, 1998.
3. Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Юрист, 1999.
4. История России: С древнейших времен до конца XVII века. / Отв. Ред. А.Н.Сахаров. – М.: АСТ, 1996.
5. Картышев А.В. Очерки по истории русской церкви. – М.: Просвещение, 1991.
6. Красников Н.П. Русское православие, государство и культура. – М.: Просвещение, 1989.
7. Никольский Н.М. История русской церкви. – М.: Политиздат, 1985.
8. Новиков А.И. История русской философии. – СПб.: Лань, 1998.
9. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси. – Новосибирск: НГУ, 1991.
10. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. – М.: Дрофа, 1998.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(32.3 KiB, 9 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!