Правопонимание

2 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Существует много различных направлений, школ и персональных концепций правопонимания. Однако можно выделить две основные теории, в которые укладываются все эти учения: 1) естетственно-правовая модель и 2) эмпирико-позитивистская. Соперничество этих двух парадигм проходит через всю историю философии права. В современной западной философии права делается попытка найти некий “третий путь”, преодолевающий крайности обозначенных выше подходов.

       Теории “естественного права”. Древние греки различали “право по закону” и “право, справедливое по природе”, римляне употребляли выражение “естественный закон”, а в средние века ссылались на “божественное право” или “вечный закон”. В идее естественного права выражена очень важная мысль: общественные отношения базируются на каком-то высшем начале, ориентируясь на которое и следует вырабатывать нормы человеческих взаимоотношений. Правовые нормы, которые действуют в правовом пространстве определенной страны, часто осуждаются из-за их несовершенства, и основанием для такого осуждения служит убеждение, что существует “идеальное” право, с которым критикуемые нормы права не согласуются. Это “идеальное” право и стали называть “естественным” правом.

Естественное право апеллирует к различным инстанциям: а) к божественному мировому порядку (“космологическое естественное право”) – наиболее разработанную концепцию естественного права с точки зрения христианской догматики представил Фома Аквинский; б) к человеческой сущности (“антропологическое естественное право”) – так, Г. Гроций исходил из того, что природа человека имеет общественный характер, а потому есть основания говорить о существовании норм, признаваемых всеми цивилизованными сообществами в качестве естественных; в) к Разуму (“рациональное естественное право”) – максимального логического оформления данная концепция достигла в немецкой классической философии, в особенности у Канта и Гегеля. Общим для всех вариантов теорий “естественного права” является то, что в них ведется поиск основополагающих принципов, которые служили бы источником для всякого позитивного права.

        Эмпирико-позитивистские теории права. Сущностью направлений, школ и персоналий, которые объединены под этим общим названием, является то, что они отвергают наличие метафизических предпосылок права и утверждают, что право не открывается, а создается с учетом опыта и истории.

Право, которое благодаря государственной власти распространяется на все общество в виде общеобязательных норм, состоит из позитивных законов; законы имеют своим источником позитивные парламентские решения, проводятся в жизнь с помощью позитивных исполнительных органов, а в спорных случаях отправляются на истолкование в суд. Тем самым, государственно-правовой порядок предстает в качестве сложного комплекса исключительно позитивных правил, инстанций и властей. И в таком позитивном комплексе апелляция к естественноправовой критической инстанции теряет смысл.

       Внутри эмпирико-позитивистских теорий права выделяют: а) позитивистские теории; б) “историческую школу” в праве; в) социологическое направление; г) психологическое направление.

      а) Позитивистские теории права. Одной из первых позитивистских теорий права в истории человечества считают легизм, появившийся в Китае в IV-III столетиях до н.э. Основателем и главным теоретиком легизма считают Шан Яна. Его философия управления базировалась на трех принципах: страна должна управляться по строгим и ясным законам; выполнение законов должно быть обеспечено; власть должна иметь возможность проводить законы в жизнь.

Теоретически обоснованные позитивистские концепции права появляются только в Новое время. Отцом и теоретиком современного правового позитивизма считают Т.Гоббса, обращая внимание на его ключевую фразу: “Не истина, но авторитет создает закон”. В противоположность наивному мышлению естественного права Т.Гоббс утверждает, что правовые нормы не являются природными нормами. Они производятся людьми и являются искусственными образованиями.

Весьма распространенным вариантом позитивизма в обосновании природы права является утилитаризм, который в качестве основания морали и права берет принцип полезности. Для утилитаризма центральными являются понятия “общего блага” и “общей пользы”. Только они могут служить критерием для оценки положительного права и политических действий. Основными представителями утилитаризма являются британские философы И.Бентам, Д.С.Милль и Дж.Остин.

Нормативная концепция права является одной из разновидностей правового позитивизма. Основными представителями этой концепции считают Г.Кельзена и Г.Харта. Г.Кельзен (1881-1973) – австрийский юрист, пытавшийся построить “чистую теорию права”. Он исходил из того, что позитивная правовая наука может быть построена в качестве науки о фактически значимых нормах, то есть  речь идет о науке, свободной от всех метафизических (внепозитивных) элементов. Кельзен сосредотачивает внимание на исследовании позитивного, то есть действующего, права. При нормативном подходе право трактуется как система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон. Государственная власть является источником права. Достоинство этого подхода состоит в том, что он, во-первых, фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения; во-вторых, указывает на прямую связь государства и права и на его общеобязательность; в-третьих, подчеркивает формальную определенность права, т.е. закрепление правил поведения в нормативно-правовых актах государства.

     б) “Историческая школа” в праве. Основоположник “исторической школы” – немецкий теоретик права Ф.К.Савиньи (1779-1861) выразил суть своего подхода к происхождению права в следующих положениях: 1) Каждый народ или нация обладает специфической, только ему присущей ментальностью – совокупностью духовных черт. Эту ментальность в исторической школе назвали “духом народа”; 2) Каждый народ имеет свою историю, которая органична и в которой нет места случайностям и произволу. История имеет место в силу внутренне необходимых законов. 3) “Дух народа” также подвержен истории, в ходе которой в нем раскрывается все его содержание, появляются различные его формы. Право есть одно из проявлений “духа народа”. 4) Законодатель – это выразитель “духа народа”, а законы и обычаи есть ничто иное, как формы распознавания права, таящегося в глубине народного духа.

       в)  Социологические концепции права. То обстоятельство, что право существует как социальный феномен, является исходным аргументом для построения социологических теорий обоснования права. Именно общество является той средой, в которой следует искать право. Наиболее значительными из социологических теорий права являются концепции М.Вебера, Р.Иеринга, Е.Эрлиха и Л.Дюги. Так, Е.Эрлих (1862-1922) утверждал, что во все времена центр тяжести в развитии права находился не в законодательстве и не в учении о праве, а в самом обществе. Именно в общественной среде происходит стихийный процесс образования права, и как раз это “живое” право является предметом изучения науки и философии. Социологический подход к пониманию права отдает предпочтение действиям или правоотношениям, которые и составляют центральное звено в правовой системе. Собственно право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок. Предписания закона становятся нормами права, когда они фактически применяются на практике. Законодатель не создает новую норму права,  а закрепляет лишь то, что сложилось на практике. Достоинство данного подхода состоит в том, что придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юридической практики.

      г) Психологическая теория права. В основе психологического подхода к объяснению природы права лежит концепция реальности как совокупности физических и психических феноменов. При этом объектом исследования становятся не правовые нормы и принципы, а механизмы человеческого сознания. Право и мораль рассматриваются в психологической теории как психологический опыт человека, содержащий позитивную или негативную оценку в осознании долга. Наиболее последовательно психологический подход к праву реализован в учении Л.И.Петражицкого (1867-1931). Он исходил из того, что право и мораль являются психическими феноменами и различаются между собой по типу эмоций. Отличие правовых эмоций Петражицкий видел в их императивно-атрибутивном характере, а в правовое пространство включал такие области, как игры, спорт, поведение учителей, правила гостеприимства и этикета, религиозное право, отношения между друзьями и т.д. Петражицкий делит право на две категории: интуитивное (автономное) и позитивное (гетерономное) право; официальное и неофициальное право. Он считал интуитивное право важнейшим фактором личного поведения и общественной жизни. Содержание интуитивного права определяется индивидуальными условиями личности и поэтому имеет индивидуальное разнообразие. Позитивное право обладает единой структурой правил для всего сообщества. Предписания интуитивного  права соответствуют индивидуальным обстоятельствам конкретной человеческой жизни, в то время как указания позитивного права игнорируют индивидуальные особенности. Интуитивное право более динамично и адаптивно, а позитивное право часто отстает от общественных изменений. Права и обязанности  позитивного права являются временными и локальными, а права и обязанности интуитивного права – универсальными.

         Таким образом, естественно-правовая традиция исходит из того, что начала права существуют объективно, и задача состоит лишь в том, чтобы их обнаружить. Эмпирико-позитивистская традиция считает, что источником права является человеческий опыт, накапливаемый в ходе истории. В основе своей эти две традиции несовместимы. В юридической науке философский, социологический и психологический подходы принято именовать широким пониманием права, а нормативный – узким.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!