Правонарушители как объект социально-педагогической работы в России

1 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение                                                                 3
1. Противоправное поведение несовершеннолетних и возможность его коррекции           4
2. Направления социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями.          8
3. Опыт работы с несовершеннолетними правонарушителями в специализированных социально-педагогических учреждениях.   12
Заключение                                                                                                        17
Список литературы                                                                                           18

Введение

Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.
Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Во всем мире профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания детей, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребенка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. При значительных различиях в философских подходах и теоретических позициях ученых разных стран сущность объекта, на который воздействуют педагоги, социальные работники, социальные педагоги, родители, одна - социализация человека. Поэтому важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение ребенка в жизнь общества, выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей и молодежи в случае их противоправного поведения.

1. Противоправное поведение несовершеннолетних и возможность его коррекции

Противоправные действия детей до 14 лет не влекут за собой для них уголовную ответственность. Отвечают за детей родители или воспитатели. В период от 14 до 18 лет школьники судебно наказуются только за тяжелые преступления, причем меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по отношению к взрослым. Противоправное поведение школьников чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого. Обратимся сначала к первому.
Агрессивность может проявляться уже в дошкольном возрасте в драках детей из-за игрушек. Некоторые младшие школьники пускают в ход кулаки, когда им нехватает логических доказательств в споре. Во всех этих случаях повышенная агрессивность отмечается редко. Поэтому, естественно, такие действия не представляют собой серьезной социальной угрозы, хотя воспитатель должен стремиться их не допускать. Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчетливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишенных родительской защиты учащихся (11, с. 149).
В старшем школьном возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек - значительно реже. Агрессия у юношей обычно отмечается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым или старикам; в конфликтах между отдельными молодежными группами; при регуляции отношений внутри молодежной группы с помощью физической силы.
Агрессивность по отношению к младшим обычно выражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльниках, иногда в отбирании мелких личных вещей и денег. Особенно она может проявляться против детей, не имеющих сильного защитника. Агрессивность в подобных случаях является средством насмешливой и снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы. А. С. Макаренко предложил эффективный способ борьбы с этим злом - шефство старшего воспитанника над конкретным младшим. Это, с одной стороны, позволяло юноше самоутвердиться и развить у себя хорошие качества будущего семьянина, а с другой - подшефному ребенку подучить защитника и опекуна, у которого он мог бы перенять полезный опыт старшего (11, с. 150).
Агрессия старших подростков и юношей по отношению к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный характер. Она может проявиться в нарочитом нарушении тишины, возражениях старшим (нередко в вызывающей и обидной форме), стычках на местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного имущества. При этом молодые люди внимательно наблюдают за поведением взрослых и немедленно на него реагируют. Значительное обострение обстановки наступает, когда старшие раздраженно и гневливо требуют «призвать хулиганов к порядку» или боязливо и приниженно отстраняются от конфликта. Старшему подростку нравится дразнить таких взрослых. Причем даже возможное впоследствии наказание он расценивает как несправедливое, так как сам подросток заранее не знал, куда его заведет этот «эксперимент». Поэтому подростки в таких случаях во всем винят взрослых. Правильным в таких обстоятельствах будет поведение взрослых, которые поведут с молодыми людьми спокойный, неторопливый и доброжелательный разговор, аргументирование доказывая неправильность их поведения и твердо пресекая возможность обострения ситуации.
В длительном процессе перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей требуется, в частности, обратить особое внимание на преодоление атрофии нормальных человеческих чувств у подобных правонарушителей. В целях окончательного исправления не следует: закреплять отрицательную оценку за подобными молодыми людьми, препятствовать их участию в обычных молодежных объединениях, слишком настойчиво и бесцеремонно вовлекать в общие дела коллектива учащихся. Наоборот, при перевоспитании правонарушителей требуются выдержка, умение терпеливо и настойчиво объяснить неправильность их взглядов и поведения, переубеждать и открывать для молодежи достойные и увлекательные жизненные перспективы (12, с. 122).
Обратимся к такому негативному явлению, как присвоение детьми и подростками чужих вещей. Оно отмечается уже у некоторых дошкольников и младших школьников и вызывается их недостаточной этической воспитанностью или большой избалованностью.
В среднем школьном возрасте воруют педагогически запущенные подростки. У них своя «философия» на этот счет: красть у своих — нельзя, у чужих - можно. Надо отметить, что присвоение вещей другого человека у подавляющего большинства правонарушителей-подростков не связано с направленностью на личное обогащение. Обычно «отчуждения» бывают мелкие. Их часто совершают в драке, хулиганском нападении на другого человека. Отобранные в таких обстоятельствах деньги и вещи - это «трофеи победителя». Они могут раздариваться товарищам и знакомым, свидетельствуя о «подвигах» дарителя. Поэтому такие подростки не считают себя ворами и при задержании не испытывают стыда и унижения. Для них вор - это «жадина», действующий исключительно ради корыстной выгоды. Последнее подростками обычно презирается. Присваивающие описанным выше способом чужие деньги и вещи подростки часто считают себя храбрецами, мятежными и романтическими «нарушителями спокойствия», но ни в коем случае не правонарушителями. С такими подростками нужно провести большую воспитательную работу, показав негуманность их действий по отношению к пострадавшему и сформировав правильное содержание понятия «честность» как важной личной и гражданственной черты. Но дело этим не ограничивается. Следует предпринять все возможные меры по ликвидации педагогической запущенности такого школьника.
Весьма распространенным явлением бывает присвоение чужого подростками в деятельности игрового типа или по мотиву шалости. Так, с незапамятных времен известны многочисленные случаи нашествия подростков на соседские сады, хотя яблок и других фруктов у них самих растет не меньше, и они вовсе в них не нуждаются. Даже в военные годы подростки осуществляли краткие набеги на сельскохозяйственные угодья и овощехранилища. Правда, при этом говорилось, что брать надо немного, сколько можно съесть одному за раз. В чем здесь дело? Это связано с повышенной потребностью подростков испытать и закалить себя в трудных и рискованных делах, почувствовать себя действенным членом компании сверстников и получить их одобрение. Эти влечения не позволяют им серьезно и глубоко задуматься над неправильной формой их осуществления. Поэтому необходима разъяснительная работа воспитателей по вскрытию противоправности таких действий. Требуется также, чтобы подросток понимал не только свои интересы, но и встал на позицию пострадавших. Наконец, необходимо больше и чаще вовлекать подростка в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности.
Более серьезные, сознательно организованные нападения разбойного типа (с целью овладения имуществом) в предшествующие десятилетия отмечались у подростков и старшеклассников значительно реже. В последние годы они, к большому сожалению, заметно возросли.
Д. И. Фельдштейн указывает четыре группы подростков-правонарушителей (13).
Представители первой группы характеризуются наличием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Для исправления поведения таких подростков их нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя присущее им упорство в достижении поставленной цели, стремление к первенству, частично осознанное чувство их социальной неполноценности.
Ко второй группе относятся подростки с деформированными потребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Для перевоспитания их важно изменить обстановку и привычные формы поведения, высказывать доверие к ним, одобрять их достижения, вырабатывать умения не только подчиняться, но и командовать.
У подростков третьей группы наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. Полезной для них в воспитательном отношении является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проябить себя и самоутвердиться.
К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков.
Представители пятой группы - случайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием. У подростков двух последних групп важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу личности и тем самым подвести к включению в полезную трудовую деятельность. Им необходимы постоянная коллективная работа в должном темпе, систематический контроль и оценка их деятельности, личная ответственность, активное участие в соревновании.

2. Направления социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями.

В настоящее время в практике социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями сложилось несколько подходов. Наиболее распространенный подход в мировой практике заключается в исследовании того, насколько социальная работа способствует деятельности, направленной на достижение изменений, насколько она сдерживает конфликты в обществе. Применительно к современной России, ввергнутой в социально-экономический передел без предварительной подготовки и добровольного согласия большей части общества, стремительной развитие социально-педагогических служб - это процесс объективно необходимый, способствующий национальной безопасности (12, с. 147).
Социальная педагогика, или педагогика отношений в социуме, рассматривается как базовая интегративная основа в системе служб социальной помощи населению. Её цель - своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме, развивать всевозможные социальные инициативы, формировать ценностные ориентации личности. Интенсивно развивающиеся службы социальной защиты населения имеют многоуровневую инфраструктуру и межведомственный, регионально ориентированный характер. Складывается кадровый корпус профессиональных работников в ведомственных системах социальной сферы, в которую активно включаются общественные организации, благотворительные фонды, творческие и профессиональные союзы, различные конфессии.
Интегративные модели социальной службы создаются на основе территориального принципа (в общине, микрорайоне), максимального приближения к семье сфере взаимоотношений и общения людей разного возраста, профессий. С введением в стране института социальных педагогов развивается процесс создания медико-психолого-педагогической службы семьи, оснащенной кадрами социальных педагогов «семейного типа» (из расчёта один социальный педагог на 25-30 семей), работающих со всеми семьями, независимо от количества и возраста детей, типологии проблем и других особенностей (10). Виды и направления деятельности социальных служб, специфичные для каждого микрорайона, имеют ещё и ведомственную специфику. Многочисленные социальные болезни семьи: нищета, безработица, алкоголизм и наркомания, социальная девиация, а также позитивные социальные традиции (совместный труд и отдых, оздоровление и благоустройство, работа с подростками вне школы, забота о молодых семьях) - все это в конечном счёте профиль и лицо каждой из служб.
Профилактика правонарушений включает в себя исправительно-корректирующее воздействие в качестве одного из элементов, но не сводится только к нему. Это целенаправленный процесс управления перевоспитанием личности, который заключается в том, что правонарушители под воздействием воспитателей, общественности и коллективов вырабатывают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают навыками и привычками социально-позитивного поведения, развивают свои чувства и волю, изменяют таким образом интересы, стремления и наклонности. С другой стороны, индивидуальная профилактика направлена на устранение неблагоприятных влияний на конкретную личность окружающей среды.
В структуре индивидуальной профилактики правонарушений можно выделить следующие основные задачи:
• своевременное выявление лиц с социально-отклоняющимся поведением и склонных к совершению правонарушений, а также родителей и других лиц, отрицательно влияющих на них;
• изучение возрастных и психологических особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей с целью не допущения конфликта молодого человека с обществом, устранения способствующих ему причин и условий;
• разработка программы индивидуального воспитательно-профилактического воздействия на правонарушителя и окружающую его среду с учетом имеющихся форм и методов, результативности их применения;
• организация взаимодействия и преемственности в воспитательно-профилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятельности, повседневного и непрерывного контроля за образом жизни подростков с девиантным поведением, реагирование на «срывы» и поощрение позитивных сдвигов.
Практика социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями требует организации ювенального суда, или специализированного состава судей по делам несовершеннолетних. Решение многих проблем детей из неблагополучных семей, беспризорных, с девиантным и делинквентным поведением, совершивших правонарушения, определяется органами юстиции (судом, прокуратурой и т.д.). В настоящее время в России до окончания вынесения решения суда несовершеннолетние, подозреваемые в совершении противоправных действий, обычно находятся в камерах предварительного заключения вместе со взрослыми преступниками, что негативно сказывается на их дальнейшем поведении. При проведении следствия также очень часто нарушаются права детей, несовершеннолетних, так как их допрашивают без присутствия адвоката, педагога и т.д.
Устранить эти негативные факторы и призван специализированный состав судей, который был бы полномочен принимать решение о наказании несовершеннолетних, используя мировой опыт, предусматривающий для этой категории лиц различные альтернативные формы наказания, а не только тюрьмы, исправительные колонии, спецшколы и т.д. Ювенальный суд предусматривает специально подготовленный состав судей, которые имеют судейскую практику, стажировку в ведении дел и заседаний судов по делам несовершеннолетних, а также ориентированы на защиту их прав и интересов.
Созданная в Люберецком районе Москвы муниципальная система социально-педагогической помощи детству помогает успешно решать проблему социальной адаптации детей и подростков, так как реабилитация ребенка состоит, как правило, из целого комплекса проблем (психологических, социальных, медицинских, педагогических, юридических и др.). Большинство учреждений данной системы характеризуются многообразием направлений и форм работы, что позволяет качественно оказывать помощь детям, подросткам, семьям риска.
Вместе с тем созданная муниципальная система предусматривает решение, главным образом, организационных проблем, несомненно, важных и необходимых. Это позволило упорядочить ведомственную или межведомственную принадлежность учреждений, их финансирование, выделение помещений и т.д.
Однако оказание помощи и поддержки детям и подросткам в социально-педагогических учреждениях зависит в большей степени от профессионализма и качества работы кадров: воспитателей, педагогов, психологов, социальных педагогов. Если учесть тот факт, что у нас в стране подготовкой кадров для учреждений социально-педагогической поддержки до недавнего времени никто не занимался, понятно, с какими огромными трудностями сталкиваются практические работники данных учреждений. Профессионально не подготовленные кадры воспитателей, педагогов не могут создать нормальную обстановку, способствующую психическому и личностному развитию ребенка, не могут оказать эффективную реабилитационную помощь и осуществлять коррекцию развития детей группы риска.

3. Опыт работы с несовершеннолетними правонарушителями в специализированных социально-педагогических учреждениях.

В настоящее время в России создается муниципальная система социально-педагогической работы с детьми группы риска и несовершеннолетними правонарушителями.  Опытный образец данной системы был создана в последнем десятилетии XX столетия в ходе опытно-экспериментальной работы, проводившейся в Московской области (Люберецкий и Чеховский районы). В систему вошли учреждения и службы, которых до этого не было в нашей стране (10).
Центр социально-трудовой адаптации (ЦСТА) был создан для выполнения нескольких функций:
• реализация обучения по престижным профессиям для школ, в учебных планах которых сохранился предмет «Трудовое обучение» (6 ч в неделю);
• подготовка по избранной профессии для школ, которые открыли профильные классы (12 ч в неделю);
• создание групп учащихся (14 - 16 лет), отчисленных по разным причинам из школ, создание им условий для начальной профессиональной подготовки, получения работы и заработка при неполном рабочем дне;
• воспитательно-профориентационная работа среди несовершеннолетних правонарушителей школ района;
• создание рабочих мест для детей и подростков, обучающихся в ЦСТА.
За время существования ЦСТА в нем в разное время была организована подготовка по следующим профессиям и специальностям: оператор ЭВМ, машинопись, стенография, делопроизводство, секретарь-референт, бухгалтерский учет, основы юридических знаний, младший медицинский персонал, воспитатель, гувернер, моделирование и конструирование одежды, парикмахер, массажист, косметолог, повар, кулинар, станочник, слесарь-инструментальщик, токарь-фрезеровщик, автодело, фермер, основы личной безопасности.
Особое внимание уделяется в ЦСТА подросткам 14 - 16 лет из неблагополучных семей, которые часто имели приводы в милицию. Многие из них не могут овладеть школьной программой. С целью предоставления таким подросткам возможности получить основное общее и начальное профессиональное образование непосредственно на базе района, где они проживают, и был открыт этот центр.
Центр неотложной социально-психолого-педагогической помощи ЦНП был открыт в 1994 г. как приют временного пребывания детей и подростков, но впоследствии в связи с расширением его функций перерос в Центр неотложной социальной и психолого-педагогической помощи детям и подросткам, в структуру которого входят приют временного пребывания, «телефон доверия», кабинет анонимного приема, выездные бригады скорой психолого-педагогической помощи.
Главная задача ЦНП - оказание практической помощи детям и подросткам, нуждающимся в социальной и психолого-педагогической поддержке: пострадавшим от жестокого обращения, физического, психологического, сексуального насилия; временно лишенным семейного попечения и средств к существованию, ограждение их от влияния асоциальной среды, обеспечение охраны и защиты их прав. Специалисты центра проводят диагностику причин трудностей детей и подростков, осуществляют меры по их устранению, оказывают краткосрочную и долговременную социальную, медицинскую, педагогическую и психологическую помощь, при необходимости проводят реабилитацию.
В ЦНП попадают прежде всего дети, изъятые из неблагополучных семей, совершившие правонарушение, брошенные, бродяжничающие, оставшиеся без жилья и т.д. Дети и подростки могут сами прийти в центр и остаться там, если у них есть для этого причины (родители выгнали из дома, сожители и собутыльники родителей посягают на жизнь и здоровье детей, дети испытывают жестокое обращение в семье, насилие и т.п.).
В ЦНП применяется и такая форма оказания помощи, как выездные бригады в составе психологов, социологов, педагогов, юристов, психотерапевтов, врачей. Такие бригады создаются для оказания помощи в разрешении конфликтов между детьми, подростками и взрослыми, в случае попытки суицида и т.д.
За время проведения эксперимента ЦНП оказал помощь более 200 детям и подросткам от 3 до 18 лет по разным направлениям. Это позволило вернуть многих детей к нормальной жизни: они учатся в школе, у них восстановлено жилье, пенсия и т.д. Более 30 детей вернулись в свои родные, обновленные семьи; многие дети отданы под опеку родственникам; часть детей были усыновлены гражданами России, а также ближнего и дальнего зарубежья, часть - остались жить в муниципальном детском доме.
В 1997 г. при ЦНП была также открыта социальная гостиница для подростков. Это социально-педагогическое учреждение было создано, в первую очередь, для оказания помощи и поддержки воспитанникам, возвращающимся из школ-интернатов, детских домов, окончившим профессионально-технические училища, у которых потеряно или вовремя им не предоставлено жилье.
Кризисный центр «Хороший друг» (КЦ) был создан как социально-педагогическое учреждение для оказания помощи детям и подросткам, находящимся в тяжелых, кризисных жизненных условиях, когда становится невозможным или опасным проживание ребенка дома, родители не занимаются воспитанием своих детей или не справляются с этой задачей, но в то же время они не лишены родительских прав. Такие дети не считаются оставшимися без попечения родителей, но фактически проживать в своих семьях не могут. Поэтому это учреждение было открыто в 1994 г. как приют временного пребывания детей и подростков.
В 1995 г. для оказания помощи детям и подросткам, родителям, а также лицам, их заменяющим, была создана психолого-медико-педагогическая служба (ПМПС). В структуру ПМПС входят психологический отдел, дефектологический отдел, а также постоянно действующая психолого-медико-педагогическая консультация, выполняющая и функции комиссии. Все дети Люберецкого района проходят здесь обследование при помещении в специализированные дошкольные учреждения или группы. Учитывая, что с каждым годом количество детей с различными психическими и физическими проблемами неуклонно увеличивается, в настоящее время уже в 27 дошкольных учреждениях функционируют 66 специализированных групп: с нарушением речи - 44 группы, с нарушением зрения - восемь групп, с нарушением опорно-двигательного аппарата - восемь групп, с нарушением интеллекта - две группы, с туберкулезной интоксикацией - четыре группы.
Открытие каждого из этих учреждений нового типа потребовало обоснования их введения в муниципальную систему образования, подготовки законодательной и правовой базы их деятельности, разработки уставов и положений каждого типа социально-педагогического учреждения, решения множества организационных проблем, подготовки кадров. В результате была не только создана система социально-педагогической поддержки детства, но и удалось органично встроить ее в имеющуюся районную систему образования.
Помимо указанных социально-педагогических учреждений были введены также необходимые элементы системы социально-педагогической поддержки детства в традиционных образовательных учреждениях района: социально-педагогические группы в детских садах общего типа, а также специализированные детские сады; классы компенсирующего обучения и педагогической поддержки в общеобразовательных школах, социально-педагогические отряды и смены в летних оздоровительных лагерях. Большое внимание стало уделяться созданию условий для полноценного досуга и отдыха детей, пропаганде здорового образа жизни.

Заключение

Противоправные действия детей до 14 лет не влекут за собой для них уголовную ответственность. Отвечают за детей родители или воспитатели. В период от 14 до 18 лет школьники судебно наказуются только за тяжелые преступления, причем меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по отношению к взрослым.
Противоправное поведение школьников чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого.
В настоящее время в практике социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями сложилось несколько подходов. Наиболее распространенный подход в мировой практике заключается в исследовании того, насколько социальная работа способствует деятельности, направленной на достижение изменений, насколько она сдерживает конфликты в обществе.
Применительно к современной России, ввергнутой в социально-экономический передел без предварительной подготовки и добровольного согласия большей части общества, стремительной развитие социально-педагогических служб - это процесс объективно необходимый, способствующий национальной безопасности.
В настоящее время в России создается муниципальная система социально-педагогической работы с детьми группы риска и несовершеннолетними правонарушителями.  Опытный образец данной системы был создана в последнем десятилетии XX столетия в ходе опытно-экспериментальной работы, проводившейся в Московской области (Люберецкий и Чеховский районы). В систему вошли учреждения и службы, которых до этого не было в нашей стране.

Список литературы

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: «Социальное здоровье России», 1993.
2. Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников / Укопова И.Е. и др. – М.: Полтекс,1999.
3. Воронов Б. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних // Воспитание школьников. – 1991.-  №5. – С. 3 – 4.
4. Зинчук Е.Г., Карпухин Ю.Г. Корыстные правонарушения несовершеннолетних // Социс. – 1994. - №8-9. – С.101-109.
5. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989.
6. Королева М.В. Преступность и дети // Государство и право. – 1999. - №5. – С.122-124.
7. Красновский Л.З. Комиссия по делам несовершеннолетних: карать или воспитывать? // Педагогика. – 1992. - №9-10. – С.40-46.
8. Кузнецова И. Психологическая поддержка:  принципы работы с детьми и подростками с отклонением в поведении // Школьный психолог (Прилож. к газете «Первое сентября»). – 2000. - №29-30. – С.7-12.
9. Курен Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковой возрасте // Вопросы психологии. – 1997. - №2. – С.48-60.
10. Ланцберг В. Центр становления, развития и социальной реабилитации личности // Частная школа. – 1997.-  №2. – С.21 – 32.
11. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Психологический журнал. – 1996. - №3. – С.149-158.
12. Медведева И., Шишова Т. Новое время - новые дети // Октябрь. – 1997. - №2. – С.122-148.
13. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М.: Академический проект,2000.

(18.8 KiB, 17 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!