Право и правовое государство

1 Апр 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Политическая практика человека всегда наталкивается на определенные пределы, переступая через которые она те­ряет ряд качеств, без которых она уже не может быть приня­та. Есть материальные границы политической деятельности, за которыми она становится авантюрой. Есть моральные границы, переступая которые она становится беспринцип­ной и осуждаемой. Есть границы, которые устанавливаются правом и за которыми политика становится подсудной. Действительно, в нормальном состоянии общество харак­теризуется определенным правопорядком, обеспечиваю­щим его стабильность. Этот правопорядок фиксируется кон­ституцией, законами государства, и любая политическая организация не должна нарушать их нормы. В том числе - и государство. Что же такое право и правовое государство?

Определений права существует очень много. И это неу­дивительно. Ведь о праве как сложном явлении обществен­ной жизни задумьшались мыслители на протяжении всей ис­тории существования государства и политики. Право - ре­гулятор поведения человека, выражающий меру его свобо­ды. Критерии этой меры пытались обнаружить то в жизни богов или боге, то в самом человеке - в его сознании, то в естественных законах природы. В рабовладельческом обще­стве право распространялось только на свободных, в фео­дальном - право предполагало привилегии, буржуазное общество уничтожило привилегии в праве, т.е. сделало его равным, и распространило на всех граждан.

Современное общество унаследовало положительные чер­ты права, установленного буржуазными революциями прошлого. Особый акцент был сделан на так называемом субъективном праве, на правах человека. Всеобщая деклара­ция прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., устанавливает перечень основных прав и требований к их осуществлению.

Генеральная ассамблея провозгласила эту декларацию в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных про­грессивных мероприятий, всеобщего и эффективного их признания и осуществления.

Декларация подчеркивает, что все люди рождаются сво­бодными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек должен обладать всеми правами, всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, нацио­нального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновен­ность. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Декларация фиксирует совокупность социально-экономических, полити­ческих и личных прав человека.

Как регулятор общественной жизни, право отличается от морали и иных нормативных регуляторов, хотя и имеет с ними определенные связи.

Во-первых, правовые нормы обеспечиваются госу­дарственным принуждением. Конечно, правовая норма, например, закон, не должна противоречить моральным ценностям. Наоборот, ее действие будет более эффективным, если она не только станет внешним фактором, регулирую­щим поведение, но и приобретет моральное оправдание и войдет во внутренний мир человека как определенная нрав­ственная установка. Но люди - не ангелы. И для того, что­бы обеспечить равенство прав, необходима принудительная деятельность государства.

Во-вторых, праву с помощью государства придается об­щеобязательное значение путем возведения его норм в за­кон. Все люди должны быть равны перед законом и в этом смысле одинаково соблюдать правовые нормы. Никто не может уклониться от закона. Если моральная норма пред­полагает моральный выбор, то правовая норма имеет более жесткий механизм своей реализации: или ты действуешь по закону, или к тебе будут применены санкции со стороны государства. Правомерность твоего поведения установит специальная государственная структура - суд. Но в чем зак­лючаются гарантии того, что государство будет соблюдать право в целом и права человека в отдельности? Можно ука­зать на многие примеры из жизни современных государств, когда государство нарушает права и свободы человека. Го­сударство тогда будет обеспечивать свободу и равноправие, когда оно само будет правовым.

Правовое государство - система органов и институтов, осуществляющих властные полномочия, полученные от народа в интересах народа, на основе верховенства право­вого закона, разделения властей и признания равенства и свободы за всеми участниками демократического процесса. Поясним некоторые особенности правового государства.

Правовое государство в самом общем виде представляет собой такую политическую организацию, деятельность ко­торой ограничена законом. Все государственные структуры, все чиновники и государственные деятели руководствуются прежде всего законом. Центральное место в системе зако­нов занимает конституция государства. Это требование на­правлено против преобладания ведомственных инструкций над законами, против вседозволенности государственных чиновников, против "телефонного права".

Государство ограничено законом. В государстве не лю­бой закон будет соответствовать принципам правового го­сударства. Ведь закон устанавливается государством, и, следовательно, есть опасность принятия такого закона, ко­торый будет противоречить интересам населения и "рабо­тать" на чиновничество. Закон должен быть правовым, т.е. соответствовать равной мере свободы граждан государства. Правовой закон устанавливает такую норму поведения че­ловека, которая соответствует социальной справедливости.

Для того, чтобы вся система законов соответствовала сущности правового государства, необходимы еще некото­рые условия. Во-первых, законы и иные акты государствен­ных органов не должны противоречить основному, т.е. конституции. Для того, чтобы контролировать подобное соответствие, в правовом государстве создаются специаль­ные механизмы контроля. Надзор за соблюдением консти­туции проводят либо верховные суды, либо особые органы -советы, комитеты, специальные конституционные суды. В Российской Федерации эту функцию вьшолняет специально созданный Конституционный Суд.

Во-вторых, человек как гражданин государства имеет определенные права и обязанности, которые не должны нарушать права и обязанности другого человека. За этим следит государство. Но человек может регулировать также свою жизнь сам. Многие стороны жизнедеятельности человека (большая ее часть) в правовом государстве должны быть свободны от государственного регулирования. Здесь господствует принцип "Разрешено все, что не запрещено законами".

В-третьих, в правовом государстве никто не имеет права признать человека виновным в нарушении законов, кроме суда. В этом смысле говорят о таком важном принципе де­мократического государства как "презумпция невиновнос­ти". Тот орган или лицо нарушит свободу человека, если назовет его преступником и будет применять к нему соответ­ствующие санкции до суда.

Правовое государство предполагает наличие определен­ной системы взаимоотношений между различными ветвями государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной. Сущность этой системы выражается в принципе разделения властей.

Принцип разделения властей предполагает, что сущест­вуют определенные гарантии против сосредоточения всей государственной власти в руках какой-либо одной системы органов. Обычно это направлено против всевластия испол­нительных органов в государстве. Для этого устанавлива­ются определенные "сдержки и противовесы". Например, одни и те же лица не могут состоять одновременно членами парламента и правительства. Или это может быть возмо-ность президента США, как главы исполнительной влас­ти, применять право вето против конгресса.

Принцип разделения властей предполагает определен­ную самостоятельность и независимость соответствующих органов власти. Это не значит, что должно существовать равенство значимости законодательной, исполнительной и судебной властей в государстве. Нет. С точки закона вер­ховенство сохраняется за органами законодательства, за парламентом, что соответствует такому принципу право­вого государства, как верховенство закона. Но в осущест­влении своих функций государственные органы должны обладать определенной свободой, чтобы иметь право про­являть активность и инициативу. Конечно, правительство несет ответственность перед парламентом за свою деятель­ность, но если мера ответственности "связывает руки" пра-

вительству, то последнее не сможет эффективно работать. Поэтому в правовом государстве законом устанавливается раздел компетенции между законодательной, исполнитель­ной и судебной властями. Парламент законодательствует, правительство управляет, суд устанавливает соответствие любых действий закону.

Принцип разделения властей имеет еще и тот смысл, что позволяет рационализировать деятельность государства по­средством разделения труда между различными его органа­ми. Этим самым повышается уровень профессионализма и компетентности деятельности органов государства.

Важным аспектом правового государства является оп­ределенный характер отношений между личностью и госу­дарством. Здесь господствует принцип взаимной ответст­венности государства и гражданина. Не только гражданин несет обязанности перед государством, но и государство обязуется соблюдать его неотъемлемые права и свободы. Этот принцип имеет еще и тот смысл, что устанавливает юридическое равенство граждан и органов и должностных лиц. Не только государство может привлечь к суду того или иного человека за нарушение закона, но и должностное ли­цо или орган подсудны за неправомерные действия в отно­шении не только государства в целом, но и в отношении от­дельных его граждан.

Теория правового государства отражает существенные принципиальные стороны его организации и деятельности, в определенной мере абстрагируясь от сложностей практи­ки современных государств. В этом смысле современные де­мократические государства в целом воплощают с различ­ной степенью полноты принципы правового государства, но назвать какое-либо одно государство как полное выражение теории нельзя.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!