Правила пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства

25 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В настоящее время основными нормативно–правовыми актами, регулирующими правовой статус неграждан России, в том числе порядок их выезда из РФ и въезда в РФ, являются Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. (ред. от 06 декабря 2011 г.) и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. (ред. от 06 декабря 2011 г.).

Современное российское законодательство выделяет три группы находящихся в РФ иностранных граждан: временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих. Статья 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» говорит о том, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — это лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Временно проживающий в России иностранец — это лицо, получившее разрешение на временное проживание, а постоянно проживающий — лицо, получившее вид на жительство.

Согласно Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве.

Основаниями для выдачи визы иностранному гражданину являются: письменное обращение (лично или через представителя) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации; приглашение российского физического или юридического лица; надлежащим образом оформленный договор о туристической поездке.

Общий порядок приглашения и въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации зависит от того, по служебным или общественным делам, по частным приглашениям или с иными целями они прибывают в РФ.

Так, при въезде иностранцев на территорию РФ по служебным делам принимающие организации заблаговременно в письменной форме уведомляют об этом органы Федеральной службы безопасности в субъектах РФ и городские или районные органы внутренних дел, на территории обслуживания которых будут проживать или работать иностранцы. В письменных уведомлениях указываются паспортные данные прибывающих, цель их въезда, предполагаемые сроки и места проживания или работы, а также фамилия, имя, отчество и рабочий телефон лица, ответственного за прием иностранцев.

Въезд иностранных граждан на территорию РФ по частным делам осуществляется в визовом или безвизовом порядке.

Иностранным гражданам может быть отказано во въезде в Россию по следующим причинам: если в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации они нарушили правила пересечения Государственной границы РФ, таможенные правила, санитарные нормы, — до устранения нарушения; использовали подложные документы либо сообщили заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания в Российской Федерации; имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом; два и более раза в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации; в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации при выезде из Российской Федерации не сдали миграционную карту; в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонились от уплаты налога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или с депортацией, — до осуществления соответствующих выплат в полном объеме.

Въезд иностранцам не разрешается в случаях, если: это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения; в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортировались, — в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации или депортации; иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом; иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили документы, необходимые для получения визы в соответствии с законодательством Российской Федерации, — до их представления;

Иностранный гражданин при пересечении Государственной границы России заполняет миграционную карту, которая вместе с–документом, удостоверяющим личность иностранца, предъявляется представителю пограничной службы ФСБ России для проставления соответствующей отметки о въезде.

Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, обязан в течение трех рабочих дней со дня прибытия в РФ предъявить для регистрации в территориальный орган ФМС наряду с заявлением миграционную карту, имеющую отметку органа пограничного контроля, и документ, удостоверяющий личность.

Регистрация детей, не достигших возраста 18 лет и въехавших в Россию вместе с родителями или с одним из них, производится одновременно с регистрацией родителей (родителя).

Иностранцы, прибывшие в Россию по частным делам, регистрируются в территориальных органах ФМС на основании имеющихся у них виз.

О регистрации иностранному гражданину выдается свидетельство о регистрации по месту пребывания либо делается отметка в визе или в приглашении, а также в миграционной карте. Документ о регистрации имеет юридическое значение во всех сферах деятельности зарегистрированного лица.

Регистрация производится на срок, указанный в ходатайстве принимающей организации или в контракте, а при пребывании по частным делам — в заявлении прибывшего лица, согласованном с лицом, предоставляющим жилое помещение, но в пределах срока действия визы. При безвизовом въезде по частным делам иностранец регистрируется на срок, предусмотренный в двустороннем соглашении РФ (например, с Венгрией — до 30 дней). При отсутствии соответствующего договора срок временного пребывания иностранного гражданина в России по общему правилу не может превышать 90 дней.

Регистрация иностранца, въехавшего в РФ, производится по месту его пребывания в Российской Федерации. В случае перемены места пребывания иностранный гражданин обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия на новое место пребывания.

Можно отметить, что регистрация не допускается в следующих случаях: при отсутствии миграционной карты с отметкой органа пограничного контроля, паспорта или документа, его заменяющего; при обнаружении в документах исправлений или при отсутствии в них обязательных реквизитов; в случаях визового порядка въезда — при отсутствии в документах визы или при просроченной визе; при отсутствии явно выраженного соглашения нанимателя или собственника в случаях поселения в частном секторе.

Некоторые категории иностранцев освобождаются от регистрации заграничных паспортов. Это главы иностранных государств и правительств, члены парламентских и правительственных делегаций, руководители международных организаций, прибывшие в РФ по приглашению Президента России, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также члены семей указанных лиц.

Освобождаются от регистрации документов члены экипажей иностранных военных кораблей и военных самолетов, прибывших в РФ в установленном порядке; лица, входящие в состав экипажей иностранных невоенных судов, гражданских самолетов международных авиалиний, бригад поездов международного железнодорожного сообщения; при нахождении соответственно в российских портах и портовых городах, в аэропортах или на станциях; иностранцы, прибывшие в Россию на срок не более трех дней.

Продление действия регистрации осуществляется в органах Министерства иностранных дел Российской Федерации или в территориальных органах Федеральной миграционной службы России..

Кроме временно пребывающих на территории РФ могут находиться временно проживающие и постоянно проживающие иностранные граждане.

Так, разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранцу: родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории РФ; признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в российском гражданстве; имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве России; состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в Российской Федерации; осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ.

Территориальный орган ФМС по заявлению временно пребывающего в России иностранного гражданина либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранцу разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.

Основаниями отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание являются те случаи, когда иностранный гражданин: выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности России или граждан Российской Федерации; финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность; в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации; представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения; осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным; имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом; неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации; не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным; по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством РФ; выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания; находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев; заключил брак с гражданином РФ, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным; является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ–инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.

В случае если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание, он вправе повторно подать в том же порядке заявление о выдаче такого разрешения не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего заявления. Срок действия выданного разрешения на временное проживание составляет три года.

В течение срока действия этого документа и при наличии законных оснований иностранцу по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в орган внутренних дел, выдавший разрешение на временное проживание, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия этого документа. До получения вида на жительство иностранец обязан прожить в России не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По истечении этого срока по заявлению иностранца действие вида на жительство может быть продлено на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Транзитный проезд иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку.

Транзитный проезд через территорию России в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации.

Транзитная виза иностранному гражданину не требуется в случае его проезда через территорию Российской Федерации в безостановочном режиме на участках транспортных магистралей в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранцу или лицу без гражданства в случаях, если они: совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации; следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории России и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории России в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки; проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор.

При выезде из России иностранец обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ, в которой представитель пограничной службы ФСБ России проставляет отметку о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации.

Вместе с тем вышеуказанный Закон предусматривает, что выезд из Российской Федерации иностранным гражданам может быть ограничен в случаях, если они: в соответствии с законодательством Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда; осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания; уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; не выполнили предусмотренные российским законодательством обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств; привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, — до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

На Федеральную миграционную службу России возлагается: подготовка предложений по основным направлениям государственной миграционной политики и совершенствованию правового регулирования миграционных отношений; участие в реализации установленного порядка предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства; осуществление мер по привлечению иностранной рабочей силы на территорию Российской Федерации; разработка и реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, осуществление иммиграционного контроля в отношении иностранцев и др.

В свою очередь, на подразделения ФМС в рассматриваемой сфере возложены следующие функции: организация работы по приему и регистрации иностранных граждан, пребывающих на территории РФ, выдаче им документов на право жительства, оформлению документов и разрешений на въезд в Россию и выезд из Российской Федерации, контролю за соблюдением установленных правил пребывания и транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан, оформлению приобретения российского гражданства; организация с использованием собственных возможностей участия в раскрытии, пресечении, предупреждении преступлений и административных правонарушений, связанных с иностранными гражданами, участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности; осуществление в пределах компетенции розыска проживающих на территории России иностранных граждан по видам на жительство, выбывших с места жительства без разрешения или с разрешения территориальных органов ФМС, но не зарегистрировавшихся по новому месту жительства (или пребывания), а также оформивших выездные — въездные визы и не возвратившихся к месту постоянного жительства, или иностранцев, въезд которых в Российскую Федерацию из–за границы документально подтвержден, но не зарегистрировавших свои документы по месту жительства или пребывания. На эту службу также возлагаются: участие в разработке проектов нормативных правовых актов РФ, международных договоров (соглашений), ведомственных и иных документов по проблемам правового статуса иностранных граждан; обобщение практики применения нормативных актов по исследуемой проблеме и разработка на этой основе методических рекомендаций для подразделений органов внутренних дел; осуществление контроля и анализ состояния работы подразделений паспортно–визовой службы и принятие мер по совершенствованию их деятельности и распространению положительного опыта.

Кроме подразделений ФМС большой объем работы по контролю за пребыванием (проживанием) иностранных граждан и лиц без гражданства выполняет служба участковых уполномоченных полиции.

Участковые уполномоченные полиции выполняют ряд задач: ведут списочный учет иностранцев, проживающих постоянно; по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, проверяют их фактическое проживание. О результатах проверки докладывают руководству органа внутренних дел рапортом, в котором указываются дата проверки, с кем она проведена, фамилия, имя, отчество и адрес проживания проверяемого иностранца, номер и срок действия его вида на жительство. За месяц до истечения срока действия вида на жительство участковые уполномоченные полиции предупреждают постоянно проживающих иностранцев о необходимости продления срока действия документа и за 10 дней проверяют, обратился ли иностранец по данному вопросу в органы внутренних дел. Они также проводят работу в жилом секторе по выявлению иностранных граждан, проживающих без регистрации или не по месту регистрации, а также граждан, пригласивших иностранцев по частным делам и не обеспечивших их своевременную регистрацию и снятие с регистрационного учета; периодически осуществляют на обслуживаемой территории проверки соблюдения порядка регистрации иностранных граждан должностными лицами гостиниц, домов отдыха, санаториев и других мест пребывания иностранцев; участвуют в проверках общежитий, где проживают иностранцы, проводимых сотрудниками ФМС и других подразделений органов внутренних дел.

Для обеспечения контроля за регистрацией, проживанием иностранцев, въехавших в Российскую Федерацию по частным делам, и своевременным выездом их из России по истечении разрешенного срока пребывания учитывают адреса граждан, получивших разрешение на приглашение иностранцев из–за границы, вступивших в брак с иностранными гражданами, и разъясняют этим гражданам правила пребывания иностранцев в Российской Федерации, порядок их регистрации и передвижения по территории России; проверяют своевременность представления иностранцами по прибытии к месту разрешенного жительства паспортов, виз, свидетельств (телеграмм) о приглашении на регистрацию в органы внутренних дел; за десять дней до истечения срока пребывания предупреждают лиц, к которым прибыли иностранные граждане, о необходимости выезда из Российской Федерации иностранцев или своевременного продления визы; в течение трех дней после окончания срока пребывания иностранца проверяют, выехал ли он с места жительства.

При выявлении лиц, нарушивших правила пребывания, участковые уполномоченные милиции участвуют в административном расследовании таких дел.

Немаловажная роль в охране общественного порядка в местах пребывания иностранных граждан принадлежит патрульно–постовой службе полиции.

Наряды полиции обязаны знать адреса и особенности расположения мест проживания иностранцев на маршрутах патрулирования или в месте нахождения поста, а также места их возможного появления (рестораны, бары, стадионы, пляжи и др.) и уделять особое внимание обеспечению правопорядка и безопасности на указанных объектах.

При проверке документов у иностранных граждан и лиц без гражданства патрульный (постовой) обращает внимание на место и сроки действия регистрации заграничного паспорта, вида на жительство, наличие в документах (визе, свидетельстве о приглашении, виде на жительство) соответствующих отметок, подтверждающих законность их пребывания в данном населенном пункте. При выявлении иностранцев, не имеющих при себе документов, проживающих без регистрации, а также по просроченным документам, патрульный (постовой) сообщает об этом дежурному и действует в дальнейшем по его указанию.

В обеспечении правового положения иностранных граждан участвуют и другие службы и подразделения органов внутренних дел, среди которых можно выделить ГИБДД.

Достаточная нагрузка по контролю за передвижением иностранцев по территории Российской Федерации ложится на дорожно–патрульную службу ГИБДД. Сотрудники ДПС осуществляют контроль за тем, чтобы иностранные граждане не следовали по территориям с регламентированным посещением для них без специальных разрешительных документов.

В ходе обеспечения безопасности дорожного движения инспекторы ДПС ГИБДД проверяют, чтобы все иностранцы, передвигающиеся на транспортных средствах, имели при себе:

а)    документы, удостоверяющие личность: дипломатическую (консульскую) или служебную карточки либо удостоверение личности, выдаваемое МИД России (сотрудникам, административно–техническому и об служивающему персоналу иностранных посольств и консульств, а также сотрудникам международных организаций, аккредитованным при МИД России), заграничный паспорт с регистрацией в органах ФМС, гостиницах или принимающих организациях либо разрешение на постоянное проживание и вид на жительство установленного образца (иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно или временно проживающим в Российской Федерации);

б)    документы на право управления автомобилем — международное или национальное водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении, принятой 8 ноября 1968 г. в г. Вене на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 г., либо удостоверение, выданное подразделениями ГИБДД территориальных управлений МВД России на региональном уровне;

в)    регистрационные документы на транспортное средство, а в случае ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации — разрешение таможенных органов;

г)     документы на право пребывания на территории Российской Федерации и передвижения по районам с регламентированным посещением; при пребывании на территории Российской Федерации до шести месяцев — водительские удостоверения, соответствующие требованиям Конвенции о дорожном движении, или национальные, с заверенным в установленном порядке переводом; со сроком пребывания свыше шести месяцев — российское национальное водительское удостоверение; въездную визу (автотуристам, в том числе водителям иностранных автобусов); разрешение органов внутренних дел с отметкой в визе, виде на жительство или миграционной карте; разрешение на перевозку груза (иностранным водителям грузовых автомобилей).

При выявлении нарушений правил дорожного движения представители ГИБДД в установленном порядке осуществляют производство по делам об административных правонарушениях.

Государство, возлагая на органы внутренних дел обязанности по охране общественного порядка в местах пребывания иностранцев, наделяет их соответствующими полномочиями по применению к нарушителям мер административного наказания, реализуемых через институт административной ответственности. Анализ действующего законодательства позволяет отметить, что применение мер административной ответственности к иностранным гражданам должно осуществляться исходя из того, что граждане зарубежных стран, будучи на территории РФ и совершая проступки, являются субъектами российского административного права. Их деятельность и поведение, за исключением лиц, обладающих определенными иммунитетами и привилегиями, контролируется на тех же основаниях, что и деятельность российских граждан.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», определяя принципы пребывания иностранных граждан на территории нашей страны, их основные права и обязанности, предусматривает, что «иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства РФ, привлекается к ответственности в соответствии с российским законодательством» (ст. 33).

К иностранным гражданам в соответствии с российским законодательством могут быть применены все виды административных наказаний.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает в качестве особой меры административного наказания выдворение иностранных граждан за пределы Российской Федерации. В настоящее время иностранный гражданин может быть выдворен из России в случаях: 1) нарушения режима пребывания в Российской Федерации, выразившегося в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из России по истечении определенного срока пребывания, а равно в несоблюдении правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации (ст. 18.8 КоАП РФ); 2) нарушения правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ); 3) нарушения иммигрантом иммиграционных правил в России (ст. 18.11 КоАП РФ).

За вышеуказанные проступки выдворение в соответствии со ст. 3.10 КоАП РФ может назначаться в судебном порядке.

Также этот вид административного наказания применяется и органами пограничной службы ФСБ России за нарушения режима Государственной границы РФ и режимов пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. 23.10 КоАП РФ). Органы же внутренних дел субъектами назначения этой меры не являются.

В случае уклонения от выезда выдворяемого иностранца из Российской Федерации судебный пристав, исполняющий решение о выдворении, в течение суток выносит постановление о выдворении из России в принудительном порядке (под конвоем), которое вместе с распиской иностранца об объявлении ему решения о выдворении представляет в суд для получения решения на задержание и выдворение из России в принудительном порядке. Срок задержания иностранца законодательно не ограничен, он устанавливается судом. Задержание возможно на необходимое время до исполнения решения об административном выдворении.

Административное выдворение иностранного гражданина за пределы России в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» осуществляется за счет средств выдворяемого иностранца, а в случае их отсутствия, — за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый, либо за счет средств международной организации, физического или юридического лица, пригласившего иностранца в Россию. В случае, если установление приглашающей стороны невозможно, расходы на административное выдворение иностранного гражданина за пределы РФ производится из федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 31 вышеуказанного Федерального закона содержит такую меру принуждения, как депортация, правом назначения которой наделена Федеральная служба судебных приставов. В случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, он обязан выехать из страны в течение трех дней. В случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранец обязан выехать из Российской Федерации в течение 15 дней.

При неисполнении указанных обязанностей иностранный гражданин подлежит депортации.

Депортация, как и административное выдворение, осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина либо за счет средств пригласившего его органа, физического или юридического лица.

В случае, если установление приглашающей стороны невозможно, расходы на депортацию производятся за счет средств федерального бюджета.

В целях совершенствования государственного управления в области миграционной политики Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» определено, что Федеральная миграционная служба России (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

ФМС России подведомственно Министерству внутренних дел Российской Федерации и финансируется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Основными задачами ФМС России являются:

  • производство по делам о гражданстве РФ, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ;
  • осуществление регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ;
  • оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в РФ, проживания и временного пребывания в РФ;
  • осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в РФ;
  • разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;
  • исполнение законодательства РФ по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;
  • осуществление в соответствии с законодательством РФ контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в РФ и трудоустройства граждан РФ за пределами РФ;
  • управление территориальными органами ФМС России, ее представительствами за рубежом и иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на ФМС России задач.

Данным нормативным актом установлено, что Федеральную миграционную службу России возглавляет директор ФМС, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Директор имеет первого заместителя и пять заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. В состав ФМС входит до 13 управлений по основным направлениям деятельности Службы. В состав ФМС входят также преобразованные представительства Министерства внутренних дел Российской Федерации по делам миграции в Республике Армения, Киргизской Республике, Латвийской Республике, Республике Таджикистан и Туркменистане.

В ФМС России образуется коллегия в составе директора (председателя коллегии), его заместителей, входящих в нее по должности, представителя руководства Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также других лиц.

В свою очередь, министр внутренних дел Российской Федерации в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» и постановления Правительства РФ от 22 сентября 2004 г. № 493 «Некоторые вопросы Федеральной миграционной службы» приказом от 4 октября 2004 г. «О порядке взаимодействия МВД России и ФМС России и полномочий директора Федеральной миграционной службы до завершения формирования территориальных органов Службы» определил полномочия директора ФМС.

Директор ФМС России:

  • координирует в рамках своей компетенции деятельность ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно–территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте по реализации право применительных функций и функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции;
  • вносит министру внутренних дел Российской Федерации предложения по структуре, штатному расписанию и финансовому обеспечению ФМС России, а также утверждает положения о его структурных подразделениях, должностные инструкции своих заместителей и начальников управлений, подписывает в установленном порядке международные договоры Российской Федерации межведомственного характера по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • назначает на должность и освобождает от должности сотрудников и федеральных государственных служащих ФМС России, ее территориальных органов, а также согласовывает с министром внутренних дел РФ назначение и освобождение от должности начальников паспортно–визовых подразделений и начальников (руководителей) подразделений по делам миграции;
  • решает в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами МВД России вопросы, связанные с комплектованием, профессиональной подготовкой и прохождением службы в органах внутренних дел сотрудниками, федеральной государственной службы — федеральными служащими и осуществлением трудовой деятельности работниками ФМС России, ее территориальных органов и подразделений;
  • организует работу центрального аппарата ФМС России и утверждает правила внутреннего трудового распорядка;
  • в пределах своей компетенции присваивает специальные звания начальствующего состава органов внутренних дел РФ, а федеральным государственным служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы в системе ФМС России, — соответствующие классные чины; проводит аттестование и квалификационные экзамены федеральных государственных служащих ФМС, принимает меры поощрения и взыскания в отношении сотрудников и работников;
  • является распорядителем денежных средств, получаемых ФМС России из федерального бюджета, распределяет средства, поступающие в соответствии с законодательством РФ из иных источников финансирования, распоряжается наградным и подарочным фондом.

В свою очередь министр внутренних дел Российской Федерации в целях совершенствования государственного управления в области миграционной политики приказом от 31 мая 2002 г. № 522 «О полномочиях МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в области миграции» определил Общее положение о подразделении по делам миграции МВД, ГУВД, УВД (далее — Общее положение) и функции для указанных органов внутренних дел.

Общим положением определено, что структуру и штатное расписание подразделений по делам миграции МВД, ГУВД, УВД утверждает министр внутренних дел Российской Федерации. Эти подразделения непосредственно подчиняются министрам внутренних дел, начальникам главных управлений и управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, а по вопросам использования выделенных им денежных средств также подотчетны Федеральной миграционной службе (ФМС МВД России).

Должности в подразделении по делам миграции могут замещаться сотрудниками органов внутренних дел, федеральными государственными служащими, на которых распространяется Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58–ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также служащими.

В соответствии с Общим положением основными задачами подразделения по делам миграции являются следующие:

  • участие в подготовке предложений по основным направлениям и способам реализации государственной миграционной политики, а также совершенствовании миграционных отношений;
  • обеспечение взаимодействия МВД, ГУВД, УВД с территориальными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам миграции;
  • исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев;
  • реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, осуществление иммиграционного контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • участие в реализации установленного порядка предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства политического убежища;
  • применение в пределах своих полномочий мер по регулированию внешней трудовой миграции и привлечению иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации;
  • участие в подготовке предложений по финансированию мероприятий, направленных на реализацию государственной миграционной политики.

К основным функциям подразделения по делам миграции отнесены следующие:

  • разработка краткосрочных и долговременных прогнозов миграционных процессов в субъекте Российской Федерации;
  • обеспечение порядка предоставления статуса беженца или вынужденного переселенца, а также порядка предоставления политического или временного убежища;
  • осуществление приема и временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами или вынужденными переселенцами, организация работы пунктов приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев;
  • учет и регистрация лиц, ходатайствующих о признании их беженцами или вынужденными переселенцами, а также лиц, получивших статус беженца или вынужденного переселенца, ведение статистического наблюдения за численностью и составом этих лиц;
  • обеспечение оформления и выдачи этим лицам соответствующих документов, ведение учета выданных документов;
  • подготовка предложений по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации о ежегодном приеме этим субъектом возможного количества лиц, признанных беженцами или вынужденными переселенцами либо получивших временное убежище;
  • содействие вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства и беженцам во временном обустройстве, обеспечение их занятости;
  • участие в содействии гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за ее пределами, в добровольном переселении на территорию России;
  • осуществление совместно с другими структурными подразделениями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, обеспечение иммиграционного контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • участие в осуществлении лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан России за ее пределами, и контроле за этой деятельностью. Данная функция осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001г. № 128–ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 424 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации». Указанным постановлением Правительства РФ на МВД России возложена функция лицензирования деятельности по трудоустройству за границей как на лицензирующий орган. Приказом МВД России от 16 декабря 2002 г. № 1224 «Вопросы лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации» определено, что Федеральная миграционная служба МВД России ведет реестр лицензий на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами России, а также осуществляет методическое обеспечение деятельности подразделений по делам миграции МВД, ГУВД, УВД по лицензированию этой деятельности;
  • оформление и выдача подтверждений на право трудовой деятельности иностранных граждан на территории РФ и контроль за целевым использованием иностранной рабочей силы;

проведение совместно с другими подразделениями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти проверок организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность и иных физических лиц в части привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории РФ, и осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан России за границей;

компенсация расходов вынужденных переселенцев и беженцев в случаях приобретения (строительства) жилья для временного поселения, постоянного проживания, социального найма или аренды. В последнем случае подразделение по делам миграции выступает в качестве арендатора жилых помещений, предназначенных для временного поселения вынужденных переселенцев и беженцев;

ведение банков данных иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных вынужденными переселенцами и беженцами либо получивших временное убежище;

проведение идентификации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Россию и подавших ходатайство о предоставлении политического или иного убежища, либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации, осуществление их обязательной государственной дактилоскопической регистрации на основании Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 128–ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»;

участие в проведении мероприятий по выдворению (депортации) за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, и выполнение других функций.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!