Практика менеджмента: The Body Shop

1 Янв 2014 | Автор: | Комментариев нет »

     Первый магазин компании The Body Shop был открыт в 1976 г. Как вспоминает основательница компании Анита Роддик: «Мысль об основании своего бизнеса пришла ко мне как озарение: меня раздражало отсутствие возможности приобрести небольшое количество повседневной косметики... Кроме того, я знала, что немалую часть денег покупательницам приходится отдавать за ненужную, но красивую упаковку. Все начиналось с небольшого магазина, в котором покупателям предлагалась изготовленная из натуральных компонентов косметика в ... самой дешевой пластиковой упаковке» (Roddick, 1991, с. 19). А в. 1997 г. продукцией компании торговали более чем 1500 магазинов в разных странах, мира.

     Самое интересное в The Body Shop — отсутствие правил. Фундаментальное положение нашей компании гласит: для занятия этим бизнесом не требуется никаких специальных знаний. Знания и навыки, как и деньги, желательны, но не обязательны. Главное — оптимизм, добрая воля, энтузиазм, интуиция, любознательность, любовь, юмор, волшебство и самый секретный ингредиент — эйфория. Принято считать, что дело бизнеса — получение прибыли. Мы категорически не согласны с этим. Для нас дело бизнеса — обеспечение безбедного существования компании (позволяющее защитить наших работников), общественного благополучия и только после этого можно подумать и о спекуляциях. Я никогда не преклонялась перед спекулянтами и не рассматривала их как надежную опору. Они играют в рынок, их не интересуют ни компании, ни их ценности. Социальные вопросы и проблемы охраны окружающей среды — неотъемлемая часть деятельности компании. Они не занимают первых или последних мест в перечне наших задач, они просто часть нашей повседневной работы. Ни одно решение в The Body Shop не принимается без учета его социальных и экологических последствий. У нас есть отдел экологических проектов, который контролирует соответствие нашей продукции современным требованиям защиты природной среды. Наше кредо просто. Вы можете вести бизнес не так, как это делают другие: вы можете разделить свое благосостояние со своими работниками, безбоязненно делегировать им властные полномочия; вы можете пересмотреть взаимоотношения своей компании с обществом; вы можете ревизовать свое отношение к торговле со странами «третьего мира», всеобщей ответственности и роли обучения работников компании, потребителей и акционеров. Вы можете следовать всем этим принципам и все же играть «по правилам большого города», зарабатывать деньги и приносить хорошие дивиденды своим акционерам. Заявление о миссии The Body Shop гласит: «Наша работа направлена на позитивные социальные и экологические изменения». Девиз компании конкретизируется в ее целях: - Искусно поддерживать баланс финансовых и человеческих потребностей представителей наших заинтересованных групп: работников, потребителей, поставщиков и акционеров. - Постоянно контролировать экологическую безопасность нашего производства, удовлетворяя потребности настоящего, никогда не забывать о безопасности будущего. - Принимать активное участие в местных, национальных и международных сообществах производителей и продавцов, соблюдать кодекс чести и пропагандировать такие понятия, как забота, честность, справедливость и уважение. - Вести постоянную работу по защите окружающей среды, отстаивать человеческие и гражданские права, участвовать в кампании против опытов над животными, проводимых производителями косметики и туалетных принадлежностей. - Наш труд призван сократить разрыв между принципами и практикой, мы стараемся привнести в нашу повседневную жизнь радость, терпение и заботу. В основе, провозглашенных компанией ценностей - личные принципы Аниты Роддик, на которые она опиралась при создании The Body Shop. Она и ее муж Гордон твердо убеждены в том, что социальное развитие и изменения в экологической ситуации должны опираться на бизнес, предназначение которого не ограничивается получением прибыли, - его ресурсы годятся на большее.

       Вера основателей компании предопределила принципы менеджмента The Body Shop: В своей деятельности мы стремимся соблюдать права человека и гражданские права в соответствии с Международной декларацией прав человека. Мы будем поддерживать долгосрочные отношения с общественными организациями. Мы будем использовать экологически безопасные материалы везде, где это позволяют технические и экономические возможности. Мы будем участвовать в программах по охране животных. Для того чтобы продемонстрировать нашу ответственность и соблюдение вышеизложенных принципов, мы обеспечим мониторинг, аудит и прозрачность бухгалтерского учета. Продукция компании продается в контейнерах многоразового пользования, что позволяет уменьшить размеры упаковки и себестоимость товаров. Кампании по охране окружающей среды проводятся прямо в магазинах, в них широко используются плакаты и информационные листовки. Покупателей призывают пользоваться услугами компаний по переработке отходов, что стимулируется правом на скидки при последующих покупках. Поскольку в производстве используется электрическая энергия, компания при поддержке местных общественных организаций и Национальной энергетической компании Великобритании осуществляет инвестиции в строительство- использующих силу ветра генераторов электроэнергии в Уэльсе. Раньше в косметической промышленности новые разработки проверялись на животных. The Body Shop выступает ярым противником подобной практики — компания поставила в известность общественность, а специальный отдел этического аудита проверяет, чтобы ни один из используемых в ее производстве ингредиентов не испытывался на животных. Особенно жесткий контроль осуществляется в отношении поставщиков. Компания пользуется услугами поставщиков из стран «третьего мира» не только потому, что ей необходимо сырье, но и для того, чтобы помочь слаборазвитым государствам добиться экономической независимости. Компания закупает необходимые ей товары напрямую у мелких производителей (а не через цепочку посредников); оказывает им техническое содействие, чтобы обеспечить высокое качество приобретаемой продукции и предоставить своим поставщикам возможность развития производства. Около 75 % магазинов компании работают по системе франчайзинга. Они находятся под постоянным контролем головной организации, что гарантирует защиту ее имиджа.

      The Body Shop обеспечивает их необходимой информацией и оказывает содействие в организационных вопросах, а франчайзи отвечают за подбор персонала, квалифицированный менеджмент и успешную работу магазина. Франчайзи тщательно отбираются, они должны полностью соответствовать видению бизнеса Анитой Роддик. В ее компании ценятся люди, которые способны работать в команде во имя общей идеи. Опыт финансовой и торговой деятельности менее важен, поскольку искусству торговли можно научить всех желающих. Менеджеры компании во время многочисленных посещений магазинов стремятся познакомить их сотрудников с культурными ценностями компании. Еженедельно во все магазины рассылаются видеоматериалы, чтобы проинформировать их работников о последних нововведениях в бизнесе, о проводящихся экологических кампаниях. Объявление целей компании само по себе - попытка придать им официальный характер и систематизировать культурные ценности. А. Роддик надеется, что овладение ими будет способствовать продвижению сотрудников по служебной лестнице. Талант Аниты помог сплотить компанию в самом начале ее пути. По мере роста компании и подготовки первой эмиссии акций (для финансирования дальнейшей экспансии) стало ясно, что ее сотрудникам необходимы более систематические знания о менеджменте. Поэтому в компании появились профессиональные управленцы. Компании постоянно приходится балансировать между провозглашенными ценностями и коммерческими потребностями бизнеса. Компания разработала методы контроля за соблюдением собственных этических норм. По мере развития бизнеса опасность того, что принимаемые решения не соответствуют объявленным ценностям, возрастает. В 1994 г. компания завершила 12-месячное изучение лучших социальных программ и сформировала базу данных для социального аудита, результатом чего стало составление независимого отчета по этическим нормам компании, в частности по отношению к социальной сфере. Как часть этого процесса были созданы специальные группы, собраны материалы и проведена оценка исходного состояния социальной сферы. Полученные данные сравнили с политикой компании по таким вопросам, как управление человеческими ресурсами, здоровье и безопасность, честная торговля, участие компании в общественных мероприятиях. Социальный аудит доверили независимой организации и отдельным экспертам в области решения социальных проблем на предприятии. Еще одна задача компании заключается в воспитании менеджеров, способных в будущем возглавить The Body Shop. Анита Роддик говорит: Мы должны быть уверены, что способности к лидерству наших сотрудников развиваются. Природа крупных организаций детерминирует подавление лидерских задатков. Это неизбежно. Такова их суть. Наши дети рождаются в мире, в котором так мало места для личного, они посещают крупные школы и живут в больших городах. Я стараюсь найти такие методы руководства, которые развивают естественные лидерские задатки в сотрудниках, и воспитать менеджеров, обладающих высокими моральными принципами.

Источники: Roddick (1991) Kellogg School, North Western University, Case № 495-019-8

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении постоянной ссылки

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!