PR в управлении

14 мая 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение            3
1. Понятие и сущность PR деятельности. Роль PR в бизнесе и управлении 4
2. Коммуникации: влияние внутренней PR на управление    7
Заключение           17
Список литературы          19

Введение

Известно, что руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом.
Поскольку руководитель исполняет три свои роли и осуществляет четыре основные функции, с тем, чтобы сформулировать цели организации и достичь их, качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации целей. Это означает, что для успеха работников и всей организации в целом необходима хорошо поставленная, эффективная PR деятельность.
Хотя общепризнано, что PR деятельность имеет огромное значение для успеха организаций, опросы показали, что 73% американских, 63% английских и 85% японских руководителей считают связь с общественностью главным препятствием на пути достижения эффективности их организациями (5, с. 165).
Таким образом, мы можем заключить, что эффективно работающие руководители - это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией.
Итак, проблема PR деятельности в управлении (организации, учреждении) в настоящее время является достаточно актуальной, поскольку обуславливает эффективность управленческого процесса в организации.

1. Понятие и сущность PR деятельности. Роль PR в бизнесе и управлении

Как уже говорилось во введении к данной контрольной работе, некоторые источники утверждают, что западный руководитель от трети до двух четвертей рабочего времени тратит на деятельность, связанную с подготовкой и распространением информации. Вероятно, в России еще никто не делал подобных оценок. Тем не менее, достаточно заглянуть по утру в свой почтовый ящик, вытряхнуть из него ворох рекламных листовок и газет или попробовать подсчитать количество рекламных обращений, размещенных вдоль одной из центральных московских трасс, чтобы понять, что современные условия конкурентности заставляют российских предпринимателей стараться быть первыми не только и порой не столько в производстве и сбыте товаров и услуг, сколько в производстве и распространении информации о самих себе, своей продукции.
Очевидно, эти усилия направлены по одному вектору, а именно - на потенциальных потребителей, а точнее, на возможный источник прибыли. В наше "постсоциалистическое" время стала очевидной и еще одна истина: с тем, кто тебе не подчинен, кому нельзя приказать, необходимо работать методами убеждения. Под "неподчиняющихся" попадают покупатели, клиенты и прочие категории граждан в момент, когда та или иная коммерческая структура хочет предложить им товар или услугу. Работать методами убеждения означает, вероятно, только одно - работать с сознанием потребителя (2, с. 9).
В основе развития общественного сознания лежит общественное мнение. Безусловно, между общественным мнением, общественным сознанием и средствами Массовой коммуникации существует некая связь. Общественное мнение формируется при непосредственном контакте общества, а скорее, каждого отдельного его представителя со средствами массовой коммуникации - носителями информации. Любая информация имеет смысловую нагрузку, функциональное содержание которой проявляется в продвижении или навязывании аудитории оценочных суждений о событиях и фактах действительности, проблемах общественной и государственной жизни и, наконец, потребительских предпочтений.
Итак, можно определить содержательную сторону работы с общественным сознанием как работу со стереотипами, мифами, устоявшимся или формирующимся мнением, которыми руководствуется человек, мотивируя те или иные свои поступки, решения, в том числе и потребительские предпочтения.
Если постараться точно определить, что такое PR – перед нами встанет проблема. Дело в том, что в понимании и трактовке существа вопроса нет единого мнения. Более того, по некоторым оценкам, существует более четырех сотен только определений PR. Тем не менее, можно, как минимум, предположить существование двух "истин". Первая - теория и практика коммерческих PR лежит где-то на пересечении четырех "магистралей": психологии, менеджмента, маркетинга, рекламы. Список, вероятно, может быть продолжен. Вторая - PR как сфера деятельности, как отрасль, имеют вполне осязаемую идеологию, функциональную нагрузку и структуру.
Функциональность определяется тремя уровнями PR. Первый уровень - "низший" - определяется рекламно-опосредованной функцией. Это коммерческие и корпоративные Public Relations. Второй уровень - "средний" - так называемые косвенные PR. На этом уровне нет прямой и очевидной связи между интересами заказчика PR и способами их продвижения. И, наконец, третий - самый "опасный" уровень - глобальные PR. На этой ступени PR-технологии обслуживают интересы глобальных экономических или политических группировок, влияя на процессы макроэкономического и геополитического уровня. Возможно, некоторые межнациональные, межконфессиональные, этнические и прочие конфликты, а также политические кризисы и локальные вооруженные столкновения могут быть отнесены к "опасному" инструментарию PR-усилий этого уровня (2, с. 11).
Итак, Паблик рилейшнз - это деятельность управленца по применению средств убеждения, направленная на формирование, коррекцию или изменение общественного мнения в заданном направлении с целью усиления конкурентоспособности одной идеи среди множества конкурирующих. При этом применение средств PR основано на особенностях человеческого восприятия информации.
Рынок развивается необычайно быстро. Беспрецедентна скорость расширения и смены ассортимента товаров и услуг. Острота конкуренции вывела на первое место проблему сбыта, сделав ее ключевой в деятельности любой коммерческой структуры. В этих условиях информационное воздействие на рыночную среду становится жизненно необходимым фактором, предопределяющим коммерческий успех как производственных, так и торговых фирм. Резонанс спроса в рыночной среде появляется только после ее информирования. И эту функцию берет на себя PR. Пока нет PR - нет реакции. При информировании она стимулируется (2, с. 12).
К сожалению, в настоящее время среди деловых людей PR отводится роль некоего вспомогательного инструмента в рамках общей маркетинговой стратегии фирмы, используемого лишь в организации и управлении ее внешними информационными потоками, создании корпоративного духа внутри нее самой и оперирующего, в свою очередь, весьма ограниченным числом "инструментов". В число таковых, как правило, включаются инструменты делового общения - презентации, пресс-конференции, обеды и приемы, работа со СМИ по распространению пресс-релизов и т. п. Между тем, на наш взгляд, современные коммерческие PR применяются в любой точке маркетинговой стратегии - имя товара, упаковка, определение цены, продажа, дистрибуция и послепродажные услуги. Иначе говоря, PR - нечто большее, чем просто "связи с общественностью". PR-стратегия фирмы - неотъемлемая и существенная часть общей стратегии, охватывающая в том числе и информационное обслуживание управленческой деятельности в организации.
2. Коммуникации: влияние внутренней PR на управление

Говоря об обмене информацией в организации, обычно думают о людях, которые говорят в процессе личного общения или в группах на собраниях, разговаривают по телефону или читают и составляют записки, письма и отчеты. Хотя на эти случаи приходится основная часть коммуникаций в организации, коммуникации представляют собой всепроникающий и сложный процесс (10, с. 268).
Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, «имиджа» организации на местном, общенациональном или международном уровне. Организациям приходится подчиняться государственному регулированию и заполнять в этой связи пространные письменные отчеты. В своих ежегодных отчетах любая компания сообщает информацию по финансам и маркетингу, а также приводит сведения о своем размещении, возможностях карьеры, льготах и т.п. Используя лоббистов и делая взносы в пользу разных политических групп, комитетов, организация пытается влиять на содержание будущих законов и постановлений. Организация, где есть профсоюз, должна поддерживать связь с законными представителями лиц, работающих по найму. Если профсоюз в данной организации отсутствует, она может общаться со своими работниками ради того, чтобы профсоюз не появился. Это лишь немногие примеры из всего разнообразия способов реагирования организации на события и факторы внешнего окружения. Еще раз подчеркнем, что обсуждения, собрания, телефонные переговоры, служебные записки, видеоленты, отчеты и т.п., циркулирующие внутри организации, зачастую являются реакцией на возможности или проблемы, создаваемые внешним окружением.
В организациях, ориентирующихся на инновационные стратегии, особое внимание уделяется созданию условий для интенсивных коммуникаций, "сквозных" взаимодействий работников в процессе нововведений. Это предопределяется следующими обстоятельствами. Во-первых, происходит усложнение коммуникативных сетей в связи с расширением полномочий работников и пересмотром трудовых функций. Во-вторых, меняется отношение к неформализованным контактам как важному источнику эффективного сотрудничества работников, а также групп и функциональных подразделений.
При традиционных, рационалистических подходах к управлению зоны ответственности различных подразделений очерчиваются весьма четко: превышать полномочия, как правило, запрещается соответствующими инструкциями. Сторонники инновационного стиля управления, напротив, считают частичное пересечение, наложение сфер деятельности даже полезным для организации, поскольку это стимулирует неформальное общение между работниками различных служб и повышает вероятность появления в результате таких контактов новаторских идей (11, с. 52).
К этому следует добавить и требование свободного распространения информации в компании. Практика показывает, что фактически все подразделения любого предприятия испытывают недостаток в информации. Многие работники, как правило, плохо представляют общую ситуацию в фирме, не знают, чем занимается соседний отдел. Как для руководителей, так и для сотрудников беспрепятственное движение информации имеет исключительное значение по следующим причинам:
— самооценка работника в значительной степени зависит от уровня его информированности;
— мыслительная деятельность сотрудников, направленная на решение поставленной задачи, может получить действенный толчок лишь в том случае, если они проинформированы о рамках и взаимосвязях, в которых действуют;
— подчиненные могут уверенно выполнять задания только в том случае, если им предварительно даны осмысленные указания и цели;
— с получением информации у сотрудников возрастает готовность к труду, так как каждый из них чувствует в этом акте проявление к нему уважения лично;
— уверенность в себе и производительность труда работника зависят от того, насколько он информирован о процессах его социального обеспечения;
— информация лучше всего воспринимается и сознается подчиненным в тот момент, когда ее ждут. Слухи и домыслы всегда вводят в заблуждение, в результате возникают новые проблемы, затрагивающие общие интересы и вытекающие из актуальных дискуссий и споров.
Попытки взвалить на плечи менеджеров различных подразделений задачу организации эффективных коммуникаций в ряде случаев приводят к тому, что фирма превращается в своеобразное издательство, выпускающее огромное количество различных информационных материалов для персонала: многотиражек, внутренних бюллетеней, докладов и обзоров, дискуссионных листков, различных документов, а также кино-, видео- и аудиопродукции. Эффективность этих информационных материалов, как правило, недостаточно высока. Многие работники надеются, что введение или совершенствование внутренней компьютерной сети кардинально изменит ситуацию. Однако эти надежды иллюзорны: компьютерная сеть - лишь техническое средство, оно не управляет информацией. Кардинально могут изменить ситуацию лишь совместное, сознательное и регулярное проектирование и корректировка структуры и содержания информационной системы.
Распространение информации нельзя сводить только к обмену документами по текущим вопросам или введению текущих текстовых файлов в компьютерную сеть. Не менее важно постоянно обмениваться знаниями и идеями, аналитическими и прогностическими оценками. Например, сильные колебания на валютном рынке существенно влияют на ситуацию в других сферах, в которых работает фирма. Специалисты по валютным операциям, если они следят за динамикой своего рынка, могут в известной мере предсказать его конъюнктуру и сориентировать другие подразделения на упреждающие действия. Любой отдел, работая в своем узком секторе, может помогать компании как единому организму реагировать на изменения ситуации. Только системный подход к информационному обмену позволяет гибко управлять работой фирмы, постоянно меняя приоритеты в зависимости от доходности той или иной сферы банковской деятельности (10, с. 272).
Опыт показал, что создание и развитие внутренних коммуникаций нецелесообразно поручать менеджерам, отвечающим за конкретные участки работы и принятие решений. Организация нуждается в особой категории специалистов, которые могли бы выполнять эту работу на высоком профессиональном уровне, выступая своеобразными коммуникационными посредниками между руководителями и сотрудниками, между различными подразделениями. Такими специалистами являются менеджеры по связям с общественностью ("паблик рилейшнз"). Коммуникации в сфере трудовых отношений предназначены для достижения конкретных целей. Особое значение имеют следующие:
— обеспечение межличностных коммуникаций. Различного рода печатная информация играет важную роль в достижении целей управления персоналом, но она не в состоянии заменить личное общение. Развитие такого общения - задача внутрифирменных "паблик рилейшнз";
— изменение характера внутрифирменных изданий (многотиражек, бюллетеней). Активная деятельность специалистов по связям с общественностью привела к тому, что эти издания стали более независимыми, публикуют критические материалы и интересуются мнением читателей, т. е. превратились в трибуну всей организации и представляют собой двусторонний канал коммуникаций;
— улучшение информированности персонала о политике руководства (клиентской, инвестиционной, ценовой, инновационной и т. д.). Особое значение для сотрудников имеет информация о социальных гарантиях, служебных продвижениях и вакансиях, системе вознаграждения и уровне оплаты труда, предоставляемая внутрифирменными "паблик рилейшнз";
— обеспечение эффективной обратной связи. Специалисты по связям с общественностью оказывают содействие в организации систематического общения высшего руководства фирмы с менеджерами и работниками, формируя у последних чувство ответственности и причастности к принятию решений;
— оглашение действующих правовых норм и инструкций. Внутрифирменная служба "паблик рилейшнз" проводит среди персонала учреждения разъяснительную работу, оповещая о системе правового регулирования и законодательства.
Для выполнения своих функций специалисты по связям с общественностью располагают достаточно эффективными средствами. К их числу относятся уже упоминавшиеся издания: небольшие журналы и бюллетени, многотиражные и стенные газеты, информационные листки. Для новичков существует специальная информационная литература, предназначенная для того, чтобы правильно воспринять задачи и культуру организации. Этой цели служит описание истории компании, основных направлений его деятельности, структуры управления и функций менеджмента. Обычно такого рода информация оформляется в виде буклета, который вручается каждому новичку.
Популярностью пользуются информационные доски. Их размещают в помещениях организаций (коридорах, лестничных клетках и т. д.) для того, чтобы возможно больше людей могло ознакомиться с соответствующей информацией. Она может быть весьма разнообразной и не обязательно исходящей от высшего руководства. Характер информации зависит от типа информационной доски. В ряде случаев доски разделяют на ряд секций, каждая из которых предназначена только для определенной информации. Более сложными в техническом отношении средствами внутрифирменных коммуникаций являются: видеокассеты, внутреннее телевидение, радиостанция, информационный телефон. Действенным средством коммуникаций можно считать и ящики для предложений и замечаний, размещаемые в разных местах с тем, чтобы сотрудники могли активно высказывать свои пожелания по совершенствованию работы, услуг, технологии и т. д.
Некоторые компании наряду с достаточно традиционными каналами коммуникаций внедряют метод "открытых дверей". Суть его в том, что каждый менеджер в своей деятельности должен придерживаться правила: "дверь моего кабинета открыта для всех". Это правило требует устранения многочисленных психологических барьеров, возводящихся по соображениям престижа, из-за отчужденности и высокомерия, невнимания к людям и т. д. Большое значение на интенсивность обмена информацией между сотрудниками имеет расположение их рабочих мест. Исследования ряда ученых показали, что если люди работают на расстоянии 10 м друг от друга, то вероятность их общения между собой хотя бы раз в неделю равна 8—9% против 25%, когда расстояние равно 5 м. Принимая во внимание этот факт, в инновационных организациях специалистов, работающих над решением конкретной задачи, размещают в одном помещении (8, с. 174).
Важным в развитии коммуникаций является преодоление "синдрома эгоизма" владельцев идей. Считается, что обмен передовыми идеями приводит к накоплению новаторского потенциала, выявлению эффективных решений на различных направлениях, поддержанию у персонала духа "единой команды". Разрешению этой проблемы способствуют: возможность доступа сотрудников предприятия к информационным базам данных, отчетам и иным материалам, связанным с деятельностью фирмы в различных областях, в том числе и в инновационной; регулярная организация специальных конференций для персонала разных уровней; визиты специалистов компании в передовые подразделения для обмена опытом и т. д.
Большое значение специалисты в области "паблик рилейшнз" придают организации совместных мероприятий для персонала (празднование дней рождения, памятных дат в жизни организации, спортивные состязания между командами, представляющими различные подразделения фирмы). Для популяризации деятельности учреждения организуются музеи истории фирмы, постоянно действующие и временные выставки. Они предназначены для ознакомления персонала и посетителей с историей и современным этапом деятельности предприятия, его продуктами, практикой менеджмента и маркетинга (11, с. 92).
В арсенале современных "паблик рилейшнз" есть и другие весьма эффективные методы осуществления внутрифирменных коммуникаций. Со многими из них российские менеджеры достаточно хорошо знакомы, более того, имеют определенный практический опыт их применения в том или ином виде. В большинстве случаев, однако, эти методы используются скорее для достижения определенных общих целей, нежели для решения конкретных задач роста эффективности работы персонала благодаря лучшему доверию и взаимодействию между руководителями и работниками, созданию и поддержанию творческой атмосферы в коллективе. Внутрифирменные коммуникации служат действенным инструментом выхода на более высокие уровни мотивации — такие, как социальный уровень, уровни уважения и самореализации, поэтому важно создание четкой и эффективной системы, а не изолированное использование одного или нескольких методов.
Характерными для российских фирм являются ограниченность, а порой отсутствие современной системы мотивации высокоэффективного труда. В результате этого большинство работников не стремится проявлять инициативу и творчество в своей деятельности, в полной мере брать на себя ответственность за принимаемые и реализуемые на практике решения. Они не представляют себе необходимость и значение совпадения собственных интересов и фирмы в целом.
Сотрудник, стремящийся найти и предложить что-то полезное, новое, улучшающее работу фирмы, отдела, свою собственную, обязательно поощряется материально, продвижением по служебной лестнице или посылается на учебу. Тогда в сознании и образе действий коллектива экспериментатор, новатор будет восприниматься положительно, вызывать уважение, стремление подражать. Заметим при этом, что стандартные подходы к мотивации нередко оказываются неэффективными: стимулы изменяются в зависимости от контингента работников, стоящих перед коллективом задач, его особенностей и т. д. Главная привлекательность труда - его творческий характер. Поэтому менеджер призван следить, чтобы содержание труда каждого подчиненного постоянно обновлялось (7, с. 166).
Не снижая значения мер морально-психологического стимулирования, следует отметить, что в настоящее время при переходе к рыночным отношениям большую значимость приобретает привлечение сотрудников к управлению организацией. Это - самый тонкий, сложный, но наиболее эффективный управленческий инструмент. Когда работник вовлечен в процессы анализа, прогнозирования, планирования, разработки стратегии и тактики, организации и контроля деятельности фирмы, тогда он чувствует свою причастность к работе коллектива в целом, ощущает собственную значимость и видит свое действительное влияние на руководителей, на содержание принимаемых решений. Если этот подход применяется в единстве с остальными методами стимулирования, то создаются условия, побуждающие сотрудника совершенно иначе организовать свой труд, порой многократно увеличить его отдачу.
Акцент на включение всего персонала в выработку тех или иных решений - отличительная черта образцовых компаний ведущих стран мира. На российских предприятиях этот метод пока не получил широкого распространения, что значительно снижает эффективность их деятельности. Среди путей реализации подобного управленческого подхода один из важнейших - создание целевых групп, что позволяет быстро принимать решение по всевозможным проблемам, в частности, инновационного типа, своевременно откликаясь на запросы рынка.
Применяется и такая форма вовлечения рядовых служащих в принятие решений, как еженедельные "круглые столы", проводимые руководством. На этих совещаниях, с привлечением всех заинтересованных служащих, обсуждаются основные проблемы текущей и перспективной деятельности, внимательно изучаются все предложения и претензии, высказываемые низовым звеном сотрудников.
При рассмотрении проблем, касающихся пересмотра политики организации, заинтересованные сотрудники вызываются в штаб-квартиру (главную контору) для участия в закрытом совещании во избежание утечки информации. Участие сотрудников в принятии решений осуществляется также с помощью "мозговых атак", систем рационализации, кружков качества, неформальных дискуссий и др. (6, с. 104)
Самый лучший менеджер не может знать все, быть сведущим во всех областях. Поэтому он всегда должен постоянно советоваться, консультироваться с коллективом, со специалистами-экспертами, поскольку "цена" неточного, а тем более неверного управленческого решения постоянно возрастает. Среди наиболее хорошо себя зарекомендовавших инструментов в этой области - организация и проведение "мозговых атак".
Мозговая атака - форма стимулирования творческой активности работников, средство стимулирования интеллектуальных способностей, когда участникам работы предлагается высказывать максимум вариантов управленческого решения, из которых отбираются самые удачные для использования на практике.
Создаются две группы: участники, которые должны предложить новые варианты решения поставленной задачи, и комиссия, обрабатывающая предложенные идеи. В группе генерирования идей люди не должны быть связаны отношениями подчинения — из-за этого может не сложиться атмосфера доверия. Суть решаемой проблемы обозначается заранее, при проведении атаки участники не должны бояться, что их высказывания не представляют ценности. Предложения запрещено негативно оценивать ни словом, ни жестом, ни интонацией. Желательно их развитие в откровенной и свободной обстановке. Чем больше идей, тем лучше. Обычно руководитель собирает группу в отведенном для нее помещении и еще раз подробно формулирует задачу. Поступившие предложения регистрируются на доске, иногда используется магнитофон. Все длится не более 2 - 3 часов. Новые и оригинальные идеи внедряются в практику (4, с. 155).
Подлинное "участие" на рабочих местах требует радикальной перемены философии управления. Хотя многие менеджеры не любят об этом говорить, но расширение участия работников в управлении является перераспределением власти в пользу последних. Большая или меньшая степень участия работников конкретной организации в принятии решений определяется тем, какой долей своих полномочий в этой области готова поделиться с ними администрация. Она может сохранить за собой право решающего голоса в вопросах политики фирмы, но в рамках этой политики обеспечить работнику значительную самостоятельность и возможность участия в принятии решений.
Таким образом, эффективная система PR требует сильных, а не слабых руководителей, таких, которые способны распознать критические проблемы и обеспечить их всестороннее обсуждение и справедливое решение.
Способность открыто обсудить вопрос, разрешить конфликт - это черты истинного лидера. Слабые не способны делегировать полномочия и имеют основания бояться поделиться своей властью. Сильные достаточно уверены в себе, чтобы делегирование оказалось для них возможным и безболезненным.
Заключение

Паблик рилейшнз - это деятельность управленца по применению средств убеждения, направленная на формирование, коррекцию или изменение общественного мнения в заданном направлении с целью усиления конкурентоспособности одной идеи среди множества конкурирующих. При этом применение средств PR основано на особенностях человеческого восприятия информации.
Итак, можно определить содержательную сторону работы с общественным сознанием как работу со стереотипами, мифами, устоявшимся или формирующимся мнением, которыми руководствуется человек, мотивируя те или иные свои поступки, решения, в том числе и потребительские предпочтения.
Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, «имиджа» организации на местном, общенациональном или международном уровне.
В организациях, ориентирующихся на инновационные стратегии, особое внимание уделяется созданию условий для интенсивных коммуникаций, "сквозных" взаимодействий работников в процессе нововведений. Это предопределяется следующими обстоятельствами. Во-первых, происходит усложнение коммуникативных сетей в связи с расширением полномочий работников и пересмотром трудовых функций. Во-вторых, меняется отношение к неформализованным контактам как важному источнику эффективного сотрудничества работников, а также групп и функциональных подразделений.
Для выполнения своих функций специалисты по связям с общественностью располагают достаточно эффективными средствами. К их числу относятся уже упоминавшиеся издания: небольшие журналы и бюллетени, многотиражные и стенные газеты, информационные листки. Для новичков существует специальная информационная литература, предназначенная для того, чтобы правильно воспринять задачи и культуру организации.
Большое значение специалисты в области "паблик рилейшнз" придают организации совместных мероприятий для персонала (празднование дней рождения, памятных дат в жизни организации, спортивные состязания между командами, представляющими различные подразделения фирмы). Для популяризации деятельности учреждения организуются музеи истории фирмы, постоянно действующие и временные выставки. Они предназначены для ознакомления персонала и посетителей с историей и современным этапом деятельности предприятия, его продуктами, практикой менеджмента и маркетинга.

Список литературы

1. Аверченко Л.К. и др. Психология управления: Курс лекций. - Новосибирск, 2002.
2. Антипов К.В., Баженов Ю.К. Паблик рилейшнз для коммерсантов. – М.: Дашков и К., 2000.
3. Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз. – М.: Прогресс, 2004.
4. Кнорринг В. И. Искусство управления. – М.: БЕК, 2001.
5. Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы ме¬неджмента. - СПб.: ОЛБИС, 2002.
6. Мухин Ю. И. Наука управлять людьми.  - М., 2005.
7. Панасюк А. Ю. Управленческое общение. -  М., 2000.
8. Попов А. В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: МГУ, 2001.
9. Секреты умелого руководителя / Пер. с англ.  - М., 2002.
10. Уткин Э. А. Курс менеджмента. - М.: Зеркало, 2004.
11. Яковенко Н.И. PR в сфере бизнеса. – М.: Нова, 2003.

(18.3 KiB, 44 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!