PR-деятельность в музеях

27 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

С целью адаптации российских музеев к рыноч­ным условиям им необходимо использовать методы маркетинга, развивать спонсорство и расширять об­щественные связи. Меняется структура музеев, по­являются новые подразделения, целью которых ста­новится информационная коммуникация. Традици­онный музейный язык дополняется новыми значе­ниями: рынок, маркетинг, менеджмент, реклама. Не заслоняя профессиональной деятельности, музеи призваны стать посредниками в рекламировании всех своих акций, адресованных публике, объясняя посе­тителям, что музей идет навстречу их требованиям и пожеланиям.

Налаживание устойчивых связей с постоянными клиентами приобретает первостепенное значение. Со­трудники музеев осознают, что они не могут иметь дело только с посетителями-туристами, но должны иметь постоянных партнеров среди местного населе­ния. Музейная деятельность относится к маркетингу культуры. Музей как учреждение культуры должен учитывать интересы всех активных участников - на­учных сотрудников музея, попечителей, спонсоров, предпринимателей. Сущность современной музейной деятельности состоит в приобщении к ней новых по­сетителей.

В современной музеографии придается большое зна­чение культурной коммуникации. Коммуникация - это не просто цепочка последовательных мероприятий по привлечению внимания широкой общественности; ком­муникативная модель предполагает обязательную об­ратную связь между основными участниками. Функцию управления информационными потоками выполняют связи с 'общественностью. PR пронизывают всю музей­ную деятельность; паблисити (известность, популяр­ность) и PR влияют на развитие музея, формируют его облик, предопределяя его будущее развитие. Растущий динамизм, изменчивость и неопределенность деловой и культурной среды обусловливают необходимость установления и подержания устойчивых информационных связей с партнерами. Такие двусторонние информаци­онные связи необходимы учреждениям культуры для мониторинга и прогнозирования событий, для своевре­менной и адекватной реакции на них. PR выступает в данном случае средством стратегического управления поведением внешней и внутренней сред организации, инструментом влияния на них с помощью информаци­онного взаимодействия.

Музей, заинтересованный в интенсификации ком­муникаций, в том числе и международных, может ис­пользовать PR для широкого распространения инфор­мации о своей деятельности и своих партнерах. Инфор­мация может быть как позитивной, так и негативной, это все равно влияет на имидж музея. Управление своим информационным пространством становится необходи­мостью, а интернационализация работы музеев и при­влечение новых участников предполагают отчасти лом­ку старых стереотипов в представлении о музее.

Для решения проблем, стоящих перед музеем в кри­тические моменты его развития, например, при откры­тии, во время реконструкции, организации выставок, все чаще используются методы маркетинга и коммуни­кации. Музейные мероприятия ставят своей целью при­влечь как можно больше посетителей, которые в даль­нейшем могли бы превратиться в заинтересованную и преданную публику. Стремясь к расширению своей аудитории, музеи должны стремиться и к укреплению репутации своего учреждения, и к установлению посто­янных контактов с партнерами.

Паблик рилейшнз - относительно новое перспек­тивное направление в деятельности музеев. Для осу­ществления взаимодействия в PR имеется система ка­налов личной и неличной коммуникации. Первый ва­риант эффективен благодаря тому, что участникам предоставляется возможность для личного общения, установления обратной связи; второй же вариант мо­жет считаться основным приемом коммуникации, поскольку имеет эффект массовости и формирует об­щественное мнение. Массовая коммуникация опре­деляется сотрудничеством основного учреждения и средств массовой информации, она имеет ряд основ­ных функций:

- идеологического и политического влияния;

- поддержания социальной общности;

- организации, информирования, просвещения и развлечения.

Музей призван формировать культурную среду той местности, в которой находится. Музейная работа на­правлена на воспитание чувства общественного само­сознания; через свои выставки и мероприятия музей обращается к каждому посетителю, эмоционально воздействуя на аудиторию, образовывая и развлекая одновременно. Таким путем преодолевается дефицит информации, повышается статус музея, так как выяв­ляется его своеобразие среди других учреждений куль­туры.

Партнерами музея в массовой коммуникации яв­ляются средства массовой информации. Отдавать предпочтение кому-либо из СМИ означало бы поте­рять часть потенциальной аудитории. Пресса, радио и телевидение обладают рядом особенностей, проявля­ющихся в характере и способах донесения информа­ции до аудитории. Планируя рекламную кампанию, следует учитывать специфику любого СМИ. При об­ращении читателей к прессе на первом месте оказыва­ются стремление глубже ориентироваться в происхо­дящем, затем - желание почерпнуть какую-либо ути­литарно-полезную информацию, с толком провести свободное время. Радио удовлетворяет стремление по­лучать оперативную информацию, которому сопутствует желание быть включенным в динамику проис­ходящего, получать практические советы. Мотивы об­ращения к телевидению - желание провести у экрана свободное время. При обращении музея к СМИ быст­ро устанавливается «обратная связь» в обмене инфор­мацией. СМИ освещают деятельность учреждения, у музея появляется возможность получения быстрого отклика от потребителей на предлагаемые музеем ус­луги. Под словом «потребители» подразумеваются не только посетившие музей, но и те, кто о нем слышал, видел по телевидению или прочитал в прессе. Это - тоже аудитория, только неактивная; сделать ее своим постоянным партнером - задача музейной коммуни­кативной службы.

Сегодня музеи должны пропагандировать не только свои выставки, экспозиции, но и идеи, программы, зна­комить общественность не только с серьезной, но и за­нятной информацией, рекламировать свои услуги и сво­их сотрудников. Оформленные в фирменном стиле му­зейные издания, видеофильмы и прочие достижения со­временных информационных технологий являются од­новременно и рекламным продуктом, «визитной кар­точкой» музея. Фирменный стиль обеспечивает музей тем, что он становится легко узнаваемым. Его своеоб­разный имидж известен и понятен не только тем, кто побывал в его стенах, но и тем, кто присутствовал на презентации его проектов или знаком с музеем по его выездным выставкам.

Специалисты в разных странах считают, что знание аудитории, ее реальных интересов, запросов, потреб­ностей - самое слабое звено в организации музейной работы. Большинство музейных работников убеждены, что привычные формы работы и методы взаимодей­ствия с посетителями являются единственно верными и что язык, на котором они говорят с публикой, ей аб­солютно понятен, доступен и соответствует ее ожиданиям. Между тем, по данным социологических иссле­дований, музейные сотрудники пытаются сообщить посетителям одно, а те видят в музее нечто совсем дру­гое. Профессиональная шкала интересов и ценностей не всегда соответствует реальным установкам и интере­сам аудитории. Посредством контактов с посетителями музейные работники могут выяснить их мнение отно­сительно философии и миссии музея, форм презента­ции его коллекций и каталогов, его научной и просве­тительной работы. Оперативное реагирование на поже­лания посетителей позволит музею модернизировать свою работу.

Помимо потребителей в коммуникации участвуют и партнеры музея, кооперация с которыми для достиже­ния общих целей может стать источником новых проек­тов и дополнительных финансовых поступлений. Есте­ственными партнерами музея являются:

- другие музеи;

- учреждения культуры - театры, библиотеки, вы­ставочные центры;

- школы и университеты;

- предприятия туризма;

- другие организации и добровольные общества, имеющие сходные с музеем цели.

Как правило, эти организации не представляют себе возможностей музея, и поэтому музей Должен сам про­явить инициативу, обращаясь к ним с предложениями сотрудничества. Это могут быть образовательные про­екты с привлечением системы образования; или выс­тавки по истории предприятий, финансируемые пред­приятиями; или разработки по истории края для тури­стических агентств; или экспозиции, создаваемые в фойе театров, кинотеатров, домов культуры. Даже не­большой музей, используя свои кадровые возможности и гибкую систему договорных субподрядов, может вы­ступать как информационный банк, исследователь­ский центр, дизайн-бюро. Музей помогает и другим учреждениям и организациям создавать свой имидж, осуществлять коммуникации. Это могут быть проекты совместных выставок или программы. В музейной PR-деятельности могут участвовать другие организа­ции и учреждения, не обязательно относящиеся в сфе­ре культуры. Известны случаи, когда музеи, музейные комплексы влияли на жизнь города в целом, как это случилось с Суздалем, ставшим всемирно известным туристическим центром.

Музей может иметь свою Web-страничку в Интер­нете, периодически обновляя ее. Имея такую странич­ку, музей может информировать своих (компьютерных) пользователей с текущими и перспективными направ­лениями деятельности, с анонсом предстоящих меро­приятий. Участвуя в телеконференциях, музей поддер­живает профессиональный имидж и рекламирует свои услуги.

Музей может постоянно расширять свою потенци­альную аудиторию. В современном мире не существует границ для распространения знания. Телевидение, ви­део, электронные каталоги и другие коммуникационные технологии позволяют музею искать своих потребите­лей, минуя географические границы и барьеры.

Планирование и проведение PR-кампании музея

Планирование и проведение PR-кампании должно вестись на стратегической основе. PR-деятельность на­правлена на достижение определенных целей, она ско­ординирована с другими функциональными направле­ниями. До начала ведения постоянной или периодичес­кой PR-работы необходима оценка среды и целей дея­тельности организации.

Пример стратегического подхода к составлению пла­на PR приведен ниже [3].

1. Среда.

Музей входит в число наиболее известных в городе учреждений культуры, однако уступает в популярности ведущему культурному комплексу N, предлагающему инновационные программы и имеющему широкую аудиторию.

2. Миссия/цель.

Музей стремится стать первым на рынке идей, пред­лагая свои проекты. Срок достижения - 18 месяцев.

3. Цели PR.

Позиционирование культурного комплекса N как потенциального партнера. Срок - 12 месяцев. Создание внутреннего имиджа музея. Срок - 6 месяцев.

4. Стратегии PR.

Формирование коммуникационной системы музея, необходимой для приоритетного значения в городской культурной среде.

5. Программы/тактика PR.

Построение модели внешних и внутренних комму­никаций. Срок - 2 месяца. Аудит существующей ком­муникационной системы и разработка рекомендаций по ее развитию. Срок - 2 месяца.

Планирование типичной PR-кампании включает следующие этапы.

1. Очерчивание проблемы. Общее описание ситуа­ции; причины, вовлеченные группы, позиции му­зея, история развития событий и препятствия в достижении цели. Определяется цель кампании, которая разбивается на задачи, показывающие, «что» должно быть достигнуто.

2. Предложения по достижению целей. Формулиру­ются стратегии - модели действий, показываю­щие, как достичь цель. Определяются инструмен­ты PR; элементами «предложений» могут быть:

- целевые аудитории;

- основные сообщения - конкретные обраще­ния. Что и как хотим донести до аудитории;

- коммуникационные средства;

- команда по реализации проекта;

- временные рамки мероприятия и затраты на них.

3. Тактические решения. Детальный план действий, конкретные сроки и исполнители.

4. Методы оценки. Они позволяют оценить резуль­таты кампании, отвечая на вопросы: достигнута ли цель кампании и в какой степени; обретено ли признание общества; изменилось ли отношение к музею со стороны общественности, потребите­лей, государственных структур в результате кам­пании? В числе методов оценки могут быть количественный анализ посещаемости, контекст-ана­лиз СМИ, опросы, анкетирования, отчеты персо­нала.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!