Повышение эффективности создания и функционирования СЭЗ в регионах - Часть 3

ГЛАВА II. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ НА ПРИМЕРЕ СЭЗ «ЯНТАРЬ»

2.1. История создания и развитие СЭЗ «Янтарь»

Идею создания свободной экономической зоны на территории Калининградской области впервые выдвинул и обосновал в 1989 г. профессор Ю.С. Маточкин. Под его руководством группой специалистов (А.Я. Баринов, Ю.С. Беденко и др.) в 1990 г. было разработано и представлено в Правительство России технико-экономическое обоснование и предложения по созданию на территории области свободной экономической зоны "Янтарь". В результате этих усилий Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г. № 497 утверждается "Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области" (СЭЗ "Янтарь"). С этого времени начинается последовательная деятельность по уточнению концепции СЭЗ и различных методических положений, регламентирующих функционирование данной зоны с учетом особенностей геополитического положения области и становления рыночных отношений в России (22, с. 87).

Калининградский регион отличается от других районов страны прежде всего развитой морехозяйственной деятельностью и наличием незамерзающих портово-промышленных комплексов с мощной транспортной сетью. В условиях демократизации и стремления России к ускоренной интеграции в мировую экономику он представляет собой своеобразный экономический "шлюз" на крайнем западе страны для широкого общения с западным миром. В условиях потери портов в Прибалтике и Украине и появления новых границ России значение данной территории еще больше возрастает, приобретая стратегическое экономическое значение.

Создание свободных экономических зон в России, в том числе и СЭЗ "Янтарь", преследует в первую очередь общегосударственные цели: привлечение иностранного капитала, опыта и современных технологий для ускоренной модернизации экономики в русле становления рыночных отношений. Главными предпосылками для этого являются: наличие развитого промышленного комплекса, необходимая хозяйственная и социальная инфраструктура, достаточно развитые производственные и научно-технические мощности, рекреационный потенциал, значительный опыт предприятий во внешнеэкономической деятельности. Другая цель СЭЗ - подъем экономики и жизненного уровня населения эксклавной территории страны.

В то же время, как показал анализ, годы функционирования СЭЗ выявили две крупные трудности, выросшие до уровня проблем. Первая - это крайне медленный процесс на уровне федеральных властей "выдачи" области провозглашенных льгот, что сдерживало эффективность зоны в целом (22, с. 88).

Другая проблема, заложенная изначально в Положении о СЭЗ "Янтарь", - это распространение ее действия на всю территорию области в 15 тыс. кв. км. Фактически в сферу СЭЗ производственной ориентации попали значительные категории населения, не имеющие к этому никакого отношения: дети, пенсионеры, учащиеся, работники социальной сферы, военнослужащие и пр. Возник трудноразрешимый вопрос - по каким правовым положениям они должны были бы жить: по российскому законодательству или же по Уставу СЭЗ?

Общей фоновой проблемой становления СЭЗ в тот период явилось отсутствие какого-либо прямого федерального финансирования СЭЗ производственной ориентации в Калининградской области.

Оглядываясь на прошедшие восемь лет с момента возникновения идеи СЭЗ, можно отчетливо увидеть, что первоначальная Концепция создания СЭЗ производственного типа на всей территории Калининградской области потускнела и морально состарилась, не получив должного практического воплощения.

Для этого был ряд субъективных и объективных причин, среди которых следует назвать следующие.

Переход области в 1991 году (с момента развала СССР) в эксклавное, оторванное от основной территории страны, положение. В этих условиях трактовка СЭЗ по всей территории области стала вызывать определенные сомнения и подозрения в Верховном Совете РФ, Правительстве РФ и среди общественности области: не станет ли эта концепция в новых условиях фактором сепаратизма, способствующим потере Россией суверенитета над этой стратегически важной территорией страны со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Общий анализ необходимых затрат, которые требуются для реализации идеи экспортно-производственной СЭЗ на всей территории области, также убеждает в экономической несостоятельности такого подхода. Действительно, по зарубежным данным, для обустройства инфраструктуры 1 кв. км экспортопроизводящей СЭЗ до уровня, когда в нее уверенно могли бы пойти иностранные инвесторы, требуется около 40 миллионов долларов. Для таможенной СЭЗ - около 10-15 миллионов долларов. При общей площади области 15 тыс. кв. км ей потребуются гигантские, если не сказать более, финансовые затраты, которых в России, да и за ее пределами нет. И вряд ли серьезно кто-либо из иностранцев мог бы воспринимать аргументы, когда мы говорим о СЭЗ как о всей территории региона, а развиваем только незначительную ее часть (22).

Существенным фактором, подрывавшим идею СЭЗ "Янтарь", явилась непоследовательная политика Президента, Верховного Совета (а затем и Думы) и Правительства РФ к проблеме создания СЭЗ на территории России.

Первоначально - в 1990-1991 гг. - многим регионам нашей страны раздавались популистские обещания создания СЭЗ и льготного экономического режима на их территориях. К середине 1992 года было обещано создать СЭЗ в 11 областях и республиках Федерации. Подсчитав потери, которые понесет федеральный бюджет от налоговых и других льгот по этим СЭЗ, правительство Гайдара и Верховный Совет стали в своих решениях отступать, блокировать и тормозить их создание на практике. Это в полной мере коснулось и СЭЗ "Янтарь". Несмотря на огромные усилия, прилагавшиеся главой администрации области Ю.С. Маточкиным и Комитетом по развитию СЭЗ "Янтарь", областной Думой, а также аппаратом областной администрации по практической реализации СЭЗ, центр в лице правительственных ведомств всячески тормозил и выхолащивал конкретные предложения. Все это замедляло становление и постепенно дискредитировало в глазах иностранных инвесторов и промышленных кругов России идею и возможности СЭЗ "Янтарь".

Уже к концу 1993 года в Указе Президента от 7 декабря 1993 года "О Калининградской области" и последующих постановлениях Правительства РФ исчезают какие-либо упоминания о СЭЗ "Янтарь", и льготы давались уже не СЭЗ, а эксклавному региону России.

Весьма серьезным моментом, сдерживающим успешное развитие СЭЗ "Янтарь", несмотря на имевшиеся различные льготы, явился транспортный фактор. Неупорядоченность ряда таможенных вопросов транспортировки грузов через Литву и Белоруссию, периодический транспортный нажим на Калининградскую область со стороны Литвы, несовершенство отечественного таможенного законодательства и организации - все это привело к замедлению и удорожанию транспортировки сырья, материалов и изделий из России и обратно через Калининградскую область.

Серьезным сдерживающим фактором вхождения в СЭЗ "Янтарь" для стратегических иностранных инвесторов является отсутствие до настоящего времени в России четкого законодательства о СЭЗ. Так, Федеральный Закон РФ "О свободных экономических зонах", принятый Государственной Думой 24 июня 1997 года, был отозван Президентом РФ и до настоящего времени изучается в аппарате Президента (22, с. 65).

Наконец, исключительно серьезным шагом, нанесшим завершающий удар СЭЗ "Янтарь", явился Указ Президента РФ "О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот" от 6 марта 1995 года. В нем, в частности, отменены важные для нормального функционирования СЭЗ положения Указа Президента от 7 декабря 1992 года (подпункт "Г" пункта 3).

Таким образом, следует констатировать, что центром проведены меры, не только основательно дискредитировавшие идею СЭЗ "Янтарь" в глазах западноевропейской и российской общественности, но и осложнившие функционирование хозяйства самого эксклавного региона России, поставив его экономику на грань серьезнейшего за всю историю региона кризиса.

Поиск путей дальнейшей модернизации СЭЗ по пути преодоления ее недостатков привел администрацию области и федеральные власти к пониманию необходимости трансформации СЭЗ в Особую экономическую зону. В конце 1995 года усилиями администрации области и областной Думы был разработан проект создания Особой экономической зоны вместо СЭЗ.

В январе 1996 года Президентом был подписан Федеральный Закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". По своему духу и содержанию он был максимально приближен к европейским зонам льготного налогообложения, среди которых в первую очередь следует назвать Мальту, Ирландию, остров Мэн в Англии, Люксембург, Аланские острова в Финляндии.

В ОЭЗ установлен особый (льготный по сравнению с общероссийским) режим инвестиционной и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической (22, с. 67).

В ОЭЗ введен таможенный режим свободной таможенной зоны, имеющий пять главных особенностей, делающих данную зону привлекательной для внешних инвестиций и развития широкого предпринимательства.

Первое. Товары, которые производятся в ОЭЗ и вывозятся в другие страны, как правило, освобождаются от таможенных пошлин и различных платежей (за исключением таможенных сборов). К этим товарам не применяются меры по нетарифному государственному регулированию.

Второе. Ввозимые в ОЭЗ из других зарубежных государств товары освобождаются от ввозных таможенных пошлин и прочих платежей, которые обычно взимаются при таможенном оформлении товаров (за исключением таможенных сборов). К отдельным группам товаров и услуг могут быть применены меры по количественному регулированию (квотирование).

Третье. Товары и услуги, которые произведены в ОЭЗ и ввозятся на остальную часть таможенной территории России или же на территорию Таможенного союза, освобождаются от установленных ввозных таможенных пошлин и прочих платежей. К ним не применяются меры по нетарифному государственному регулированию внешнеэкономической деятельности.

Четвертое. Товары и услуги, которые ввозятся из других зарубежных стран в ОЭЗ и на остальную таможенную территорию России или Таможенного союза, облагаются соответствующими ввозными таможенными пошлинами и другими платежами, принятыми при таможенном оформлении товаров.

Пятое. С тех товаров, которые ввозятся из других стран в ОЭЗ, а затем вывозятся в другие зарубежные страны, таможенные пошлины и другие платежи, принятые при таможенном оформлении, не взимаются; государственные меры по количественному регулированию товаров не применяются.

Особо необходимо отметить признаки товаров, произведенных в ОЭЗ. В соответствии с Законом к ним относятся товары, у которых величина добавленной стоимости его обработки (или переработки) составляет не менее 30%, а для товаров сложной бытовой техники и электроники - не менее 15%. При этом такая переработка (обработка) должна приводить к изменению кода товаров по таможенной классификации.

Введение Закона РФ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" дало заметный толчок к развитию внешнеэкономической деятельности в этом направлении. Уже к концу 2006 г. экономический выигрыш для данной области составил свыше 5 трлн. рублей. Активизировалась предпринимательская деятельность, прежде всего в сфере торговли.

В то же время анализ показал и некоторые теневые, негативные стороны введения режимов СЭЗ и ОЭЗ, которые требуют дальнейшего изучения и разработки мер по их нейтрализации. Более высокий уровень внешнеэкономической открытости области в условиях СЭЗ и ОЭЗ привел к быстрому замещению отечественных региональных рынков продовольственных товаров, потребительских товаров, бытовой и электронной техники, частично автотранспортных средств зарубежными товарами. В Калининградской области отечественные товаропроизводители по этим группам товаров оказались не готовыми к конкурентной борьбе с иностранными производителями и были не защищены протекционистскими мерами со стороны государства. С другой стороны, ряд крупных предприятий-товаропроизводителей, выпускающих такие товары, как целлюлоза и бумага, добывающих морскую рыбу и др., в силу борьбы за выживание и конъюнктуры на рынках этих товаров переориентировали свои поставки с общероссийских рынков данных товаров на зарубежные рынки.

В силу всего этого объективно проявляется ослабление позиций ряда региональных рынков товаров на общероссийском рынке, и это приводит к ослаблению позиций регионального рынка ОЭЗ в едином экономическом пространстве России в данное время. Такая ситуация порождает сепаратистские тенденции.

Следует заметить, что российскому менталитету исторически чужды сепаратистские устремления. Они фактически вносятся определенными силами со стороны. В то же время в регионе складываются объективные предпосылки, способствующие преодолению в перспективе этой негативной тенденции.

Так, в области создано свыше 1300 СП с участием иностранного капитала, ориентированных в большинстве своем на российский рынок товаров и услуг. Они еще не развернули свою деятельность. По мере наращивания их мощностей, в том числе в ранее перечисленных сферах деятельности, можно ожидать усиления взаимосвязи ряда региональных рынков с общероссийскими.

2.2. Пути повышения эффективности функционирования СЭЗ «Янтарь»

Кризисная ситуация, сложившаяся с экономикой Калининградской области как эксклавной территории России и с Концепцией СЭЗ "Янтарь" требует выработки стратегического выхода из этого положения.

Следует признать, что приморское положение Калининградской области, ее развитая транспортная инфраструктура, незамерзающие порты и близость к развитым странам Западной Европы создают благоприятные предпосылки для формирования локальных свободных экономических зон и зон привлечения иностранных инвесторов на всей территории области.

Анализируя зарубежный опыт и наши ошибки в прошлом, можно выдвинуть предложения по подходу к экономическому выживанию хозяйства области в эксклавных и кризисных условиях с учетом модификации идеи СЭЗ в ОЭЗ. Принципиально они сводятся к двухуровневой системе.

Первый уровень - таможенные и налоговые льготы на всей территории области в рамках ОЭЗ.

Второй уровень - разработка системы локальных СЭЗ и зон привлечения иностранных инвестиций в отдельных точках территории области на основе системы региональных льгот.

Эти локальные зоны должны иметь соответствующие их профилю льготы. Для их образования и функционирования уже имеются определенные законодательные основы, в частности, "Таможенный кодекс" РФ и опыт создания локальных СЭЗ в Санкт-Петербурге.

Такая, но несколько отдаленная по содержанию двухуровневая система существует, например, в Ирландии.

Новая администрация области и областная Дума в 1997 году активизировали деятельность по разработке правовой базы создания локальных СЭЗ на основе региональных льгот (по опыту Санкт-Петербурга), хотя следует признать, что время в прошлые годы упущено. Подготовлен проект областного Закона "О локальных зонах в Калининградской области".

Нам представляется, что локальными СЭЗ на территории области могут быть:

- таможенные зоны;

- экспортопроизводящие зоны;

- свободные научно-технические зоны (технопарки);

- эколого-экономические зоны;

- банковско-финансовые свободные зоны;

- совместные с зарубежными странами (приграничные) СЭЗ, например, на границах с Польшей и Литвой;

- комплексные свободные зоны (экономические, из комбинации перечисленных выше локальных СЭЗ).

При разработке проектов таких зон, которые могут создаваться в различное время и в различных точках Калининградской области, целесообразно использовать методические рекомендации Международной ассоциации развития свободных экономических зон (МАРСЭЗ), выработанные на собрании представителей регионов, городов и Правительства РФ.

Введение в действие Федерального Закона РФ "Об Особой экономической зоне" показало, что для эффективного его применения требуются новые шаги. Сюда относятся прежде всего создание на территориально-правовом поле ОЭЗ системы локальных СЭЗ различного типа. Их размещение целесообразно в транспортно-производственных и приграничных узлах:

 г. Балтийск;

 г. Светлый;

 пос. Янтарный;

 морской торговый порт в городе Калининграде;

 пограничный переход около г. Багратионовска;

 пограничный переход в районе польского г. Голдапа;

 морской рыбный порт в г. Калининграде;

 территория завода "Кварц";

 здания физкультурно-оздоровительных комплексов (будущего технополиса) при КГУ и другие.

Как показывают исследования, главными мероприятиями в этом направлении должны стать:

 разработка целостной концепции создания системы локальных СЭЗ в регионе;

 разработка технико-экономических принципов и методики обоснования локальных СЭЗ, создаваемых под региональные льготы;

 разработка комплексной целевой программы размещения и развития локальных СЭЗ на территории области;

 создание в опытном порядке нескольких локальных СЭЗ на принципах региональных льгот;

 создание региональной корпорации экономического развития (РКЭР) для обустройства и развития локальных СЭЗ;

 преобразование Комитета по развитию СЭЗ "Янтарь" в самостоятельное управление Особой экономической зоной (ОЭЗ) при администрации области;

 осуществление последовательных шагов по реализации Федеральной государственной программы развития ОЭЗ на территории Калининградской области.

Общим условием проведения указанных региональных мероприятий является выделение в областном бюджете отдельной строкой целевого финансирования на разработки и практические мероприятия по созданию локальных СЭЗ и дальнейшего развития ОЭЗ.

 

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!