Поведение фирмы на монополизированном рынке

12 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Поскольку фирма-монополист является единственным производите-лем товара, ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса на данный товар.

Совпадение кривой рыночного спроса и кривой спроса на продукцию монополиста обусловливают  две особенности:

1. Предельный доход с увеличением производства уменьшается.

2. Предельный доход меньше цены предельного продукта.

Взаимосвязь и взаимозависимость между рыночной ценой товара, объемом производства и предельным доходом на монополизированном рынке можно показать, используя данные, представленные на рис. 10.7.

На монополизированном рынке с увеличением объема производства с 1 до 4 рыночная цена товара уменьшается со 162 до 132 ден. ед.,  валовый доход (PQ) увеличивается со 162 до 528 ден. ед.  Предельный доход – доход который приносит предельный продукт уменьшается со 162 до 102 ден. ед.

Монополист, изменяя объемы производства, может диктовать цены рынку. Для увеличения объема продаж с 1 до 4, он должен понизить цену товара со 162 до 132, при этом предельный доход уменьшается со 162 до 102.  При увеличении производства, например с 2 до 3, цена предельного (третьего) продукта будет 142. При данном объеме производства  первые три продукта будут продаваться не за 152, как это было при объеме произ-водства, равном двум, а за 142. На каждом товаре предприниматель поте-ряет 10 денежных единиц. Поэтому предельный доход от продажи третье-го товара будет меньше рыночной цены товара – не 142, а 142-(2×10)=122.

На монополизированном рынке фирма стремится максимизировать прибыль. Поэтому она будет увеличивать выпуск продукции до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с предельным доходом. Далее фирма сравнивает средние валовые издержки с рыночной ценой товара. На рис. 10.9, Q0 – оптимальный объем производства, при котором предельный  доход (МR)  равняется предельным издержкам (МС), заштрихованная площадь – величина прибыли, которую получит монополия  на оптимальном выпуске продукции.

В условиях чистой монополии производитель максимизирует прибыль, производя объем продукции, при котором MC = MR.

Считается, что распространение монополий в сравнении с конкурент-ным рынком снижает эффективность производства, по крайней мере, по трем основным причинам:

1. Объем производства фирмы, максимизирующей  прибыль на монополизированном рынке, ниже, а цена – выше, чем в условиях совершенной конкуренции.

2. Отсутствие внутриотраслевой конкуренции не стимулирует моно-полиста снижать издержки производства.

3. Огромные средства, затрачиваемые монополистом для сохранения своего монопольного положения, препятствуют вхождению в отрасль фирм с новыми научно-техническими идеями.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!