Потенциал человека

13 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

С чем является человек в мир? Каков его потенциал? Что он может? Выше сказано, что человек - универсальное существо, что он обладает всеми способностями ко всем видам деятельности. По последним данным медицины и психологии, человек лишь на 6% использует, реализует свой потенциал в ходе жизни. 94% его способностей так и не проявляют себя. Это связано прежде всего с исторически сложившимся общественным разделением труда. На планете более 50 тыс. профессий, а они делятся на специальности, а специальности - на специализации. В итоге в мире до 5 млн профессий , «профессиональных клеточек», репродуцируемых универсальными индивидами: токари, врачи, учителя, математики, шоферы, продавцы, сапожники, архитекторы, технологи и пр. и пр. А ведь каждый из них обладает универсальными возможностями. Может ли общество, в котором сложилось узкоспециальное разделение труда, предоставить каждому возможность развить, реализовать свой потенциал? Нет. Отсюда и постоянные противоречия личности и общества, индивидуального и социального и на уровне социализации и на уровне реализации.

Весь потенциал человека можно разделить на 2 группы его родовых, сущностных качеств: потребности и способности.

Потребности - это побудительные силы человека, «пусковой механизм», стартер в его структуре. Они побуждают человека к деятельности, определяют его мотивации. Решение этой задачи и входит в функцию воспитания, общественного воспитания.

Способности - это деятельные силы человека, силы, которые «работают» (память, мышление, умение, воображение и т.д.). Все способности человека можно подразделить в соответствии с его духовно-телесной структурой на информационные (знаю) и операциональные (умею). Отсюда и две педагогические задачи: образование - формирование системы знаний, обучение -формирование системы умений.

Вся система духовности человека, его внутренней культуры, таким образом, слагается из трех блоков:

- информационная культура: система знаний;

- операциональная культура: система умений;

- мотивационная культура: система установок, идеалов, ориентации.

Потребности и способности человека реализуются в его деятельности, а деятельность определяет социальные отношения людей, которые оформляются в систему социальных институтов, субъектом которых является каждый индивид. Так выстраивается общая логика включения каждого человека в систему общества: «потребности - способности - деятельности - отношения - институты».

Потребность есть, таким образом, противоречие между фактическим и необходимым состоянием человека: противоречие между тем, что «есть», и тем, что «надо»; между сущим и должным, между реальным и идеальным. Скажем, жажда как потребность - это рассогласование фактического и необходимого содержания воды в организме человека. Подобное можно сказать о потребности в движении, в знании, в общении и т.д.

Фактическое состояние характеризует реальное, наличное бытие человека: как он живет, что имеет, чем занимается, сколько зарабатывает, учится или нет, здоров или болен и пр. Необходимое состояние задается объективной мерой человека как системой его родовых, устойчивых, воспроизводимых в поколениях качеств.

Потребности объективны, то есть возникают и существуют независимо от сознания людей, хотя они могут отражаться, осознаваться в разных субъективных формах, образуя мотивацию деятельности человека: влечения, желания, стремления, хотения, интересы, ориентации, убеждения, цели, программы деятельности.

Между потребностями и спросом возможны четыре варианта отношений:

а) есть потребность - есть спрос;

б) нет потребности - нет спроса;

в) есть потребность-нет спроса (неосознанная потребность);

г) нет потребности - есть спрос (престижное потребление).

Два первых варианта являются нормальными, а два других выражают неадекватное бытие человека: именно ими обусловлена эффективность рекламы разного рода.

Неудовлетворенная потребность порождает напряжения в структуре человека и сложную динамику мотивов. Одна потребность при невозможности реализации может трансформироваться в другую. Потребности могут сублимироваться и перерождаться. Они способны вызвать разрушение и деградацию личности, привести при интенсификации потребности к «психическому взрыву» человека.

Четыре основных параметра характеризуют потребность степень наличия, степень обоснованности, степень перспективности и степень массовости. Они изучаются социологией, социальной психологией, теорией прогнозирования и демографией.

Способность человека обусловлена как его биопсихическим своеобразием (анатомические, физиологические, психические качества), так и социокультурным окружением (социальный опыт человечества). Способность - это социально заданная возможность образования на биопсихическом своеобразии человека индивидуальных функциональных систем (умений) для определенной деятельности.

Способностью ко всем видам деятельности обладает каждый человек как единичный носитель общечеловеческой родовой меры. Все дело заключается в эффективности процесса социализации. И здесь решающее значение имеет опытный педагог, учитель, воспитатель, наставник, а также соответствующая природе способности деятельность. Деятельность, со своей стороны, выявляет способности человека, формирует способность, превращая ее в умение, развивает умения, превращая их в мастерство, реализует способности человека.

Разумеется, способность существует в разных формах и проявляет себя на различных уровнях. Можно выявить четыре таких уровня: задатки, одаренность, талантливость, гениальность. Способность человека связана с его потребностью. Если потребность выражает установку на деятельность («хочу»), то способность - готовность к деятельности («могу»).

Потребности и способности человека, то есть его потенциал, реализуются в деятельности. Деятельность - это специфический способ существования человека в отличие, например, от жизнедеятельности организмов, растений и животных.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!