Послевоенное устройство Германии. Образование ФРГ и ГДР. Боннская Конституция 1949 г.

29 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

После разгрома гитлеровской Германии страна была разделена на четыре зоны оккупации – советскую, американскую, британскую и французскую. Западные зоны оккупации объединились и создали в сентябре 1949 г. Федеративную Республику Германию (ФРГ). В советской зоне оккупации возникла в октябре 1949 г. Германская Демократическая Республика (ГДР).

После провозглашения ФРГ было сформировано буржуазное правительство во главе с лидером Крестьянско-демократического союза К. Аденауэром. В него вошли 13 банкиров, промышленников и помещиков.

Конституция 1949 г. в преамбуле заявляет о стремлении государства «служить делу мира во всём мире». Ст.26 дополняет это положение, указывая, что действия, способные нарушить мирную совместную жизнь народов и предпринимаемые с этой целью, в частности, для подготовки агрессивной войны, противоречат Конституции. Они должны быть наказуемы.

Ст.20 Конституции ФРГ гласит: «вся власть исходит от народа». Ему представляется возможность один раз в четыре года отдать свой голос за того или иного кандидата в парламент.

Учредив строй парламентской республики, Основной закон ФРГ создал систему центральных органов государственной власти на основе принципа разделения властей. Хотя этот принцип прямо в тексте Конституции и не упоминается, его трёхчленная структура отчётливо видна в положениях ст.20, говорящих об осуществлении государственной власти через посредство специальных органов законодательства, исполнительной власти и правосудия.

Полномочия западно-германских субъектов федерации – земель регулируются ст.ст.30, 70 Основного закона.

Каждая земля имеет свою конституцию, свой парламент (ландтаг), правительство, собственную систему административных и судебных органов, особый бюджет, а также своё гражданство и территорию, границы которой не могут быть изменены без её согласия.

Но Основной закон ФРГ содержит целый ряд положений, дающих федеральным властям верховенство над властями земель: приоритет федерального права над правом земель, право федерации применять «необходимые меры, чтобы побудить землю в порядке принуждения к выполнению своих обязанностей», вытекающих из федерального законодательства.

Бундестаг – единственная палата боннского парламента, которая формируется путём всеобщего голосования. Он избирается сроком на 4 года в результате общих и прямых выборов при тайном голосовании и состоит из 498 депутатов. Половина из них избирается в 248 избирательных округах относительным большинством голосов. Другая половина избирается на основании пропорциональной системы по так называемым земельным спискам, выставляемым отдельными партиями в каждой из земель. Каждый избиратель имеет два голоса: первый он отдает за депутата в ходе прямых выборов, второй – за земельный список.

Бундесрат формируется из членов правительств всех 10 земель. Каждую землю в бундесрате представляет не менее 3-х депутатов. Определяя место и роль этой палаты парламента, Основной закон ФРГ в ст.50 устанавливает, что «через посредство бундесрата земли участвуют в законодательстве и управлении федерации».

Федеральный президент избирается сроком на 5 лет специальным федеральным собранием, половину которого составляют члены бундестага и половину – депутаты, избранные ландтагами земель. Избранным в президенты ФРГ может быть германский гражданин, достигший 40 лет и обладающий избирательными правами. Избрание допускается лишь на 2 срока. Обсуждение кандидатур на пост президента не допускается. Приступивший к исполнению обязанностей президент считается беспартийным.

Вся полнота власти сосредотачивается, согласно Основному закону, в руках федерального правительства и его главы – канцлера, который занимает основное место в системе органов исполнительной власти. На основании ст. 63 Конституции ФРГ «федеральный канцлер избирается без обсуждения, на основе предложения федерального президента».

Вопросам правосудия посвящен отдел 9 Основного закона ФРГ. Конституция в ст. 95 учредила следующие верховные суды ФРГ: Верховный федеральный суд, Верховный финансовый суд, Верховный суд по трудовым делам и Федеральный суд по социальным вопросам. Судебная власть вверяется пожизненно назначаемым судьям.

Особое место в системе юстиции ФРГ занимает федеральный Конституционный суд, который осуществляет конституционный надзор над законодательством и любой закон, федеральный или земельный, может быть признан им неконституционным. Он наделен также правом признавать ту или иную партию или организацию неконституционной. В Конституции ФРГ записаны свобода личности, равенство всех перед законом, свобода вероисповедания, свобода совести, религиозных и политических убеждений, свобода печати, собраний и объединений и др.

Но вместе с тем Основной закон ФРГ прямо предусматривает лишение граждан конституционных демократических прав и свобод в том случае, если, по мнению федерального Конституционного суда, лицо использует эти права «для борьбы против основ свободного демократического порядка».

Основной закон ФРГ установил также порядок организации судопроизводства и судоустройства на основе равенства граждан перед законом, несменяемости и независимости судей, запрещение чрезвычайных судов, обеспечение каждому обвиняемому права предстать в законном порядке перед судом и быть выслушанным при нарушении правовых гарантий в уголовном процессе.

В ст.14 Конституция ФРГ устанавливает, что «собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу». Важнейшим объектом права собственности является земля.

Основной закон ФРГ также закрепил политико-правовое положение партий. Запрещение деятельности политических партий, например, возможно лишь по решению Конституционного Суда ФРГ, а не органов исполнительной власти.

Таковы основные черты Основного закона ФРГ 1949 г.

В 50-е годы в ФРГ ужесточается политический режим и, прежде всего, против прогрессивных демократических партий и движений. Преследованию демократии служил в Западной Германии так называемый блицзакон 1951 г., носящий привычное название «Чрезвычайного закона против государственной измены». Тюремное заключение на срок от 5 до 15 лет угрожало лицам, которых суд и полиция признают виновными в том, что они ввозили запрещенную литературу, возводили клевету на президента, правительство или парламент, а также отдельных представителей властей, «поддерживали отношения с правительством, партией или каким-либо другим объединением и учреждением», находящимся за пределами ФРГ, «с целью... дискредитировать или подорвать какие-либо из конституционных положений ФРГ».

Формулировка закона делала понятие политического преступления столь неопределенным, что под него могло быть подведено любое действие, которое суд истолкует как «опасное». Но за неопределенностью состава преступления следует с неизбежностью отказ от принципа «нет преступления, не указанного в законе».

Тем же целям, что и закон 1951 г., служили принятые боннским парламентом законы о союзах 1964 и 1966 гг., облегчающие преследование прогрессивных организаций, а также известные семь законов об изменении уголовного права, расширяющие старую практику преследования за «государственную измену», «подстрекательство», «изменнические связи» и т.д. На основе всех этих законов начиная с 1951 г. подверглось преследованию более 200 тыс. человек.

Дополнением чрезвычайных законов Западной Германии служат различного рода юридические конструкции, которые, зан­яв прочное место в судебной практике, значат не меньше, чем закон.

Среди них заслуживает быть отмеченной западногерманская теория «финального» уголовного права, согласно которой обвинительный приговор может быть вынесен и при том условии, если действия обвиняемого, хотя и не содержащие элементов преступления (как оно квалифицируется законом), могли преследовать, по «мнению суда», такую конечную, хотя и скрытую, цель, которая запрещена.

По своему происхождению и основной идее теория финального преступления, равно как и блицзакон 1951 г., близки норме гитлеровского уголовного закона, гласившей: «Наказывается тот, кто совершает действие, которое закон объявляет наказуемым или которое заслуживает наказания по основной идее какого-либо уголовного закона и по здоровому народному чувству».

В 1965 г., по прошествии 20 лет с момента окончания войны, парламенту ФРГ предстояло решить вопрос о давности в отношении гитлеровских преступников, поскольку, по правилам западногерманского уголовного права, предусмотрен именно этот срок. В своем стремлении выгородить гитлеровских преступников западногерманская юстиция выдвинула тезис насчет того, что не может нести ответственности лицо, исполнявшее приказ.

Правительство ФРГ настаивало одно время на прекращении преследования фашистских преступников. Министерство юстиции ФРГ измышляло одну теорию за другой. Парламент ФРГ готов был принять сторону убийц, но, столкнувшись с международным движением протеста, должен был на время отступить: сочтено неудобным возбуждать общественное мнение. Срок давности был продлен.

Таковы особенности развития ФРГ в послевоенные годы.

В 1990 г. произошло объединение Германии путем присоединения ГДР к ФРГ. Объединению Германии предшествовал глубокий социально-экономический и политический кризис в ГДР, который привел с октября 1989 г. по октябрь 1990 г. к стремительному объединению ГДР и ФРГ и появлению на политической карте Европы нового объединенного государства Германии.

Государственный договор от 31 августа 1990 г. предусматривал механизм вхождения ГДР в ФРГ, а 3 октября 1990 г. произошло воссоединение Германии. В ходе объединительного процесса на территорию ГДР были последовательно распространены все законы ФРГ, её правовая и судебная системы. Согласно договору в целях достижения унификации права создавалась «единая избирательная территория», на которой все выборы должны были проходить по избирательным законам и правилам, принятым в ФРГ.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!