Последствия и функции конфликта

23 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В общем виде последствия конфликтов можно представить в виде ситуаций:

- ситуация «победа - поражение». Если двое борются, то по­беждает один, а другой проигрывает и заряжается на победу в сле­дующий раз. Поскольку не всегда известны последствия проигры­ша, чаще всего стараются избежать такой ситуации;

- ситуация «победа - победа» - возникает, когда конфликтую­щие стороны находят третий путь, который может удовлетворить их;

- наконец, есть третья ситуация: «поражение - поражение», когда обе стороны проигрывают. Такая ситуация чаще всего явля­ется следствием переговоров; она возникает, например, когда оппо­ненты путем уступок приходят к консенсусу, к так называемому равномерно распределенному недовольству.

Представители современной школы управления считают, что в большинстве случаев конфликт может иметь конструктивные на­чала. Многое зависит от того, как конфликт управляется. Разру­шительные последствия возникают тогда, когда он либо очень мал, либо очень силен. Когда конфликт мал, чаще всего он остается не­замеченным и не находит тем самым своего адекватного разреше­ния. Различия кажутся незначительными, чтобы побудить участ­ников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность деятельности организации. Та­кой конфликт может внезапно достичь значительной интенсивнос­ти и сопровождается развитием у его участников стресса. Это в свою очередь ведет к потерям в морали; разрушаются коммуникацион­ные связи и отношения.

Конструктивная сторона ярче проявляется, когда конфликт по уровню достаточен для проявления мотивации людей. Обычно та­кие конфликты возникают на основе различия в целях, объективно обусловленных состоянием внутренней и внешней среды. Наличие у конфликта позитивных свойств нередко служит причиной того, что такого рода конфликты искусственно встраиваются во взаимо­отношения в организации для получения необходимого положи­тельного эффекта.

Конфликты по своим последствиям, таким образом, разделя­ются на функциональные и дисфункциональные.

Функциональный (конструктивный) конфликт - это конфрон­тация между группами, которая усиливает и повышает результа­тивность организации. Например, два участка механического цеха могут вступать в конфликт при оценке эффективности их работы: либо по производительности труда, либо по производительности других ресурсов. Каким бы ни был исход конфликта, вполне веро­ятно, что эффективность производства цеха в целом может повы­ситься. При отсутствии подобных конфликтов работники предпри­ятия будут лишены мотивации к инновационной деятельности, т. е. функциональный конфликт может рассматриваться в качестве не­коего творческого поиска.

Л. Козер систематизировал функции конфликта, оценен­ные еще в первой половине XXв. Г. Зиммелем как позитивные:

- группообразование, установление и поддержание норматив­ных и физических групп. Широко известно утверждение, что дру­жить легче против кого-то, что обеспечивает консолидацию между членами группы;

- установление и поддержание относительно стабильной струк­туры внутригрупповых и межгрупповых отношений, интеграция и идентификация, социализация и адаптация как индивидов, так и групп. Позитивным выходом из конфликта может стать более от­четливый свод правил межгруппового взаимодействия, демонст­рация границ между группами и подразделениями, сферами их ком­петенций, интересов и ответственности;

- созидание и поддержание баланса сил и, в частности, соци­альный контроль. Конфликт может привести к перераспределению властных полномочий, констатации новых реалий, адекватно от­вечающих ситуации;

- нормотворчество. При позитивном разрешении конфликта фик­сируются новые правила взаимоотношений между субъектами и меж­ду третьими силами, чьи интересы также функционировали в его ходе;

- формирование новых структурных элементов организации. Конфликт позволяет выявить группы, индивиды, способные стать родоначальником новых направлений деятельности;

- интенсификация рефлексии. В процессе конфликта активи­зируются личностные и интеллектуальные силы оппонентов, они могут привести к новым неординарным решениям, на формирова­ние которых в обычных условиях потребовались бы годы.

Дисфункциональный конфликт - это любой вид конфронта­ции или взаимодействия между отдельными личностями или груп­пами, который может нанести вред и послужить препятствием в достижении цели организации. Дисфункциональные конфликты могут оказывать негативное воздействие на эффективность рабо­ты индивидов, отдельных групп и целых организаций.

Нередко в практике функциональные конфликты переходят в дисфункциональные. Толерантность группы по отношению к кон­фликтам зависит от типа организации, условий ее деятельности.

Анализ конфликтной ситуации, наблюдение за конфликтом как процессом позволяют управлять им для получения необходимого результата.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!