Порядок выдачи лицензий и разрешений на приобретение оружия и боеприпасов. Контроль и ответственность за нарушение правил лицензионно-разрешительной системы

14 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Контроль лицензионно-разрешительной работы предполагает проверку и выяснение: соблюдаются ли нормы и установленный порядок в этой сфере, все ли протекает согласно принятой программе, принятым другим управленческим решениям и принципам.

Проверки могут быть сплошными или выборочными. Их результаты доводятся до сведения проверяемого предприятия, учредителя. Контроль за частной детективной и охранной деятельностью осуществляется по следующим основным направлениям: соблюдение частными детективными и охранными предприятиями перечня законных видов услуг; выявление физических и юридических лиц, не имеющих правового статуса частного детектива, индивидуального частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, службы безопасности; нарушение установленных ограничений для этих видов деятельности.

Ведомственными нормативными актами определены сроки проверок в лицензионно-разрешительной сфере. Так, министры внутренних дел, начальники ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, начальники горрайлинорганов внутренних дел ежегодно заслушивают руководителей криминальной полиции и полиции общественной безопасности о состоянии работы по предупреждению противоправных действий в сфере частной детективной и охранной деятельности на оперативных совещаниях по итогам оперативно-служебной деятельности.

Ежеквартально проверяются все объекты разрешительной системы. Руководители городских и районных органов внутренних дел один раз в квартал обязаны участвовать в проверке крупных объектов разрешительной системы и базисных складов взрывчатых материалов.

Ежеквартально анализируются результаты проводимой работы, направленные на активизацию борьбы с противоправными действиями в охранно-сыскных предприятиях.

Горрайорганы ежемесячно анализируют оперативную обстановку, состояние административной практики и осуществляют дополнительные мероприятия по предупреждению правонарушений лицензионно-разрешительной системы.

Сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной системы ежемесячно разрабатывают и утверждают планы мероприятий по контролю в сфере оборота оружия и за частной детективной и охранной деятельностью.

Независимо от сроков предыдущих проверок участковые уполномоченные полиции проверяют переоформление разрешений в связи со сменой мест хранения, сменой руководства организации, продлением срока разрешения на хранение предметов.

При проверке частного охранного предприятия (службы безопасности) следует удостовериться, имеется ли у него разрешение на хранение служебного оружия, при этом необходимо обратить внимание на срок его действия. При выявлении просроченных разрешений и сертификатов на хранение служебного оружия целесообразно произвести его изъятие до окончательного решения вопроса в порядке, установленном законом, опечатать (при необходимости) помещение для хранения оружия, составить предупреждение об аннулировании лицензии на охранную деятельность и предоставить его начальнику горрайоргана внутренних дел на рассмотрение.

Материалы о выдаче лицензий рассматриваются органами внутренних дел в срок до одного месяца, о выдаче разрешений – до двух недель со дня подачи заявления.

Заявления граждан о выдаче лицензий и разрешений (переоформлении и продлении срока их действия) принимаются по месту их жительства, в приемные дни, в установленное время сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел либо сотрудниками, на которых возложены такие обязанности, в специально выделенных для этих целей служебных помещениях.

Сведения о приеме граждан, их паспортные данные, данные юридических лиц заносятся в журнал регистрации заявлений, обращений, выдачи лицензий и разрешений, в котором осуществляется регистрация представленных документов, производятся отметки о результатах их рассмотрения, а также записи о выдаче заявителю лицензий или разрешений либо письменных уведомлений об отказе в их выдаче.

Заявления с неполным перечнем документов либо материалы, оформленные с нарушением соответствующих требований, не регистрируются. О регистрации поступивших материалов заявителю выдается талон-уведомление, с указанием лица, принявшего документы, и даты регистрации заявления. Руководству органа внутренних дел для их рассмотрения и вынесения письменных поручений исполнителям предоставляется двое суток.

Граждане Российской Федерации, впервые приобретающие газовые пистолеты или револьверы, огнестрельное бесствольное оружие самообороны отечественного производства, сигнальное оружие либо приобретающие огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие в целях самообороны, для получения лицензий на их приобретение должны представить по месту жительства в орган внутренних дел следующие документы:

         а) заявление;

         б) ксерокопию  паспорта гражданина Российской Федерации  или иного документа, удостоверяющего личность и гражданство Российской Федерации;

         в) две фотокарточки размером 3x4 см;

         г) медицинское заключение об отсутствии у заявителя противопоказаний для владения оружием, справки из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства.

Аналогичные документы представляются в органы внутренних дел при продлении срока действия лицензий и разрешений.

Документы, удостоверяющие право на охоту, с отметкой о проверке знаний правил безопасного обращения с охотничьим оружием в государственном органе управления охотничьим хозяйством или в общественном охотничьем объединении, предоставляются гражданами Российской Федерации дополнительно при приобретении оружия в целях охоты.

При приобретении лицензии на охотничье огнестрельное длинноствольное оружие с нарезным стволом или охотничье комбинированное оружие в заявлении указываются сроки владения охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием (не менее пяти лет) либо сведения о профессиональной деятельности, связанной с охотой. В последнем случае прилагается выписка из приказа руководителя организации, ведущей охотничье хозяйство, охотничий или морской зверобойный промысел, о назначении гражданина на соответствующую должность.

До принятия решений о выдаче лицензий по месту жительства граждан Российской Федерации проводятся проверки обеспечения условий сохранности оружия и наличия запираемых на замок сейфов, металлических шкафов, ящиков из высокопрочных материалов или деревянных ящиков, обитых железом, а также выявления обстоятельств, препятствующих сохранности оружия, которые после проверок приобщаются к заявлениям граждан.

По результатам изучения заявления, поступивших материалов и проведенных проверок, при отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче лицензии, выносится заключение о выдаче лицензии, заверенное личной подписью, которое согласовывается с руководителем органа внутренних дел или его заместителем — начальником полиции общественной безопасности либо лицами, исполняющими их обязанности.

После чего заявителю выдается уведомление на оплату установленного единовременного сбора за выдачу лицензии с указанием суммы и банковских реквизитов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УРО и Финансово-экономического департамента МВД России, а также номера счета на перечисление установленной части денежного сбора в Государственный фонд борьбы с преступностью.

При наличии обстоятельств, препятствующих выдаче лицензии, выносится соответствующее мотивированное заключение. Заявителю направляется письменное уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием конкретных норм законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, повлекших принятие отрицательного решения.

Контроль за оборотом оружия и патронов осуществляется органами внутренних дел при оформлении, выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий и разрешений, в ходе проверок обеспечения сохранности оружия юридическими лицами, имеющими оружие, а также при рассмотрении заявлений, жалоб и сообщений граждан, обращений организаций и учреждений.

По общему правилу проверки проводятся в соответствии с планами работы, проведения профилактических и иных специальных мероприятий, а также могут осуществляться по решению руководителей органов внутренних дел.

В процессе контроля обращается внимание на пригодность лицензии или разрешения для дальнейшего использования.

Они считаются непригодными в следующих случаях:

- бланк документа не сохранил один из основных реквизитов, записи в нем не обеспечивают возможности их считывания, отсутствует возможность идентификации владельца документа по фотографии; не сохранен один из элементов защиты. Бланк имеет явный печатный брак либо изменены геометрические размеры более чем на 3 мм в сторону уменьшения либо увеличения;

- документы имеют механические и химические повреждения, склеенные фрагменты либо изменили первоначальную окраску и обесцвечены;

- штампы и печати свидетельствуют об аннулировании лицензий и разрешений;

- подвергнуты воздействию химических реактивов, что привело к их свечению в ультрафиолетовых лучах;

- оттиск печати органа внутренних дел имеет искажение.

Их непригодность для дальнейшего использования подтверждается актом комиссионного осмотра, утверждаемым одним из руководителей органа внутренних дел, имеющим право подписи лицензий и разрешений.

Сотрудники органов внутренних дел, в функциональные обязанности которых входит контроль за оборотом оружия, при осуществлении проверок должны иметь письменные предписания.

Они имеют право:

- производить осмотр оружия;

- безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие и патроны, запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия и патронов, приобретенных до вступления в силу Федерального закона «Об оружии», а также изымать оружие в случаях:

а) отсутствия лицензии на торговлю оружием или патронами;

б) аннулирования вышеуказанных лицензий и разрешений;

в) нарушения юридическими лицами установленных правил перевозки, транспортирования оружия, до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

г) выявления самодельного или переделанного гражданского или служебного оружия и патронов к нему с измененными баллистическими и другими техническими характеристиками;

д) ликвидации юридического лица.

При перевозке оружия и патронов ручной кладью либо багажом службы авиационной безопасности авиапредприятий совместно с линейными органами внутренних дел проводят досмотр пассажиров и принимают на ответственное хранение от владельца на период полета находящиеся у него оружие и патроны.

Проверяющий сотрудник вправе требовать для выполнения контрольных функций от юридических лиц представления устной или письменной информации, письменного запроса документов или их копий.

При выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения должностными лицами и работниками юридических лиц письменные предписания об устранении нарушений с указанием конкретного срока, правовых норм и правил, которые нарушены или не исполнены. Данные предписания излагаются в актах проверок юридических лиц либо рапортах о проверке условий хранения оружия, имеющегося у граждан.

Аннулирование лицензий на торговлю оружием и патронами производится органами внутренних дел, выдавшими указанные документы, либо вышестоящими органами внутренних дел.

Орган внутренних дел, выдавший лицензию, вправе ее аннулировать в случаях:

- нарушения либо неисполнения частным детективом, охранником, частным детективным и охранным предприятием (объединением, филиалом), службой безопасности, их руководителями требований Закона «Об оружии»;

- неисполнения налоговых и иных финансовых обязательств (по представлению финансовых органов);

- добровольного отказа либо ликвидации предприятия, объединения, службы безопасности;

- передачи лицензии для использования ее другим лицам;

- применения частным детективом или охранником специальных средств или оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны.

Аннулированию лицензии должно предшествовать предварительное письменное предупреждение, в котором указывается, какие нормы права нарушены или не исполнены надлежащим образом, и определяется срок устранения допущенных нарушений; исключение составляет предъявление частному детективу или охраннику, руководителю предприятия, объединения, филиала, службы безопасности обвинения в совершении преступления (ст. 26 Закона РФ «Об оружии»).

Аннулирование лицензии служит основанием для прекращения частной детективной и охранной деятельности, которое может быть обжаловано в вышестоящий орган или суд. Об аннулировании лицензии составляется заключение, в котором указываются анкетные данные владельца, домашний, юридический адрес, обстоятельства нарушения, являющиеся основанием для аннулирования лицензии, номер лицензии, срок ее действия, на какой вид деятельности она была выдана, а также решение об изъятии лицензии, оружия и боеприпасов, которые имел владелец лицензии. Затем заключение утверждается соответствующим начальником ОВД и подписывается владельцем.

При установлении судом законности аннулирования лицензии повторное обращение по вопросу ее выдачи возможно через три года. ОВД при аннулировании лицензии не отвечает по искам клиентам.

Меры административного наказания представляют собой вид юридической ответственности, которая называется административной. Она применяется не за все нарушения правил и порядка в сфере частной детективной и охранной деятельности, а только за совершение административных правонарушений.

Признаками административного правонарушения являются общественный вред, административная противоправность, виновность и наступление ответственности (применение мер административного наказания – предупреждения, штрафа, административного ареста и др.). Их следует отличать от признаков состава правонарушения (объект, субъект, объективная и субъективная сторона).

В настоящее время в связи с приобретением нарезного и гладкоствольного оружия в собственность частными охранными структурами назрела необходимость совершенствования административной ответственности. Эта проблема может быть решена наиболее быстро в рамках субъектов Российской Федерации, что сделано уже во многих регионах.

Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 21 Закона). В настоящее время такая ответственность предусмотрена ст. 171 УК РФ за незаконное предпринимательство, т. е. осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный (более двухсот минимальных размеров оплаты труда) ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Часть 2 данной статьи содержит квалифицированный состав за совершение деяния организованной группой, с извлечением дохода в особо крупном размере (более пятисот минимальных размеров оплаты труда), а также лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность.

Осуществление охранных услуг без регистрации не вызывает трудностей в работе у сотрудников ОВД. Если предприятие зарегистрировано в установленном законом порядке, то сотрудникам полиции следует обращать внимание на выполнение перечня услуг, осуществляемых в целях сыска и охраны. При выполнении услуг, не соответствующих ст. 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», такую деятельность частных детективных или охранных структур следует рассматривать как незаконную. Такой вывод можно сделать, исходя из Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» и ст. 171 УК РФ, а также он подтверждается исследованием ст. ст. 49 и 173 ГК РФ. Другими словами, если сделки, совершенные юридическим лицом, противоречат целям деятельности, отмеченным в учредительных документах, то они могут быть признаны судом недействительными.

Существующий порядок получения лицензий на частную детективную деятельность и последующая регистрация согласно указанному Закону практически исключали возможность заниматься такой деятельностью без регистрации. В соответствии со ст. ст. 49 и 51 ГК РФ юридическое лицо сначала регистрируется в государственных органах, а затем получает необходимые для деятельности лицензии. Такой порядок может создать условия для незаконной деятельности, если ОВД будет отказано в получении лицензии на частную охранную или детективную деятельность либо срок лицензии (три года, с последующим продлением на пять лет) истечет.

До принятия нового УК РФ ответственность за проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, оставалась практически декларативной. Сейчас установлена уголовная ответственность за нарушения неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ) и частной жизни (ст. 137 УК РФ), а также за нарушение тайны переписки (ст. 138 УК РФ) и т. п.

Статья 7 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» запрещает частным детективам фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента. На наш взгляд, эти действия есть не что иное, как обман или злоупотребление доверием, за них предусмотрена ответственность по ст. 165 УК РФ.

Нарушение иных запретов, предусмотренных ст. 7 Закона, можно расценить как незаконное предпринимательство, ибо оно подпадает под «нарушения условий лицензирования» (ст. 171 УК РФ).

К властно-правовым средствам, широко применяемым органами внутренних дел, относят, как правило, три их группы: 1) административный надзор; 2) административно-распорядительную деятельность; 3) административно-юрисдикционную деятельность. На наш взгляд, к этим средствам следует отнести и контроль за частной детективной и охранной деятельностью со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации и других министерств и ведомств, который предусмотрен ст. 20 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Этим Законом определены и такие контрольные права, как требование от частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности в рамках своей компетенции представления соответствующих документов и получение письменной или устной информации, необходимой для выполнения контрольных функций.

Надзор за исполнением Закона осуществляет прокуратура. Принято различать внутриведомственный контроль и административный надзор. Административный надзор осуществляется за поведением граждан, а также за деятельностью несоподчиненных органов и должностных лиц. Назвать контроль ОВД за деятельностью частных детективных и охранных структур внутриведомственным неправомерно.

Административно-распорядительная деятельность ОВД осуществляется путем использования средств государственно-властного воздействия на складывающиеся отношения в сфере лицензионно-разрешительной работы, действия и поступки частных детективов, охранников и их руководителей и клиентов. Органы внутренних дел отдают в необходимых случаях обязательные для исполнения распоряжения и предъявляют строгие требования к их исполнению.

Эти полномочия касаются внутриорганизационной управленческой деятельности ОВД в отношении подчиненных органов, служб и подразделений в процессе осуществления лицензионно-разрешительной работы, а также сферы внешнего управления — в процессе осуществления контроля за деятельностью частных детективных и охранных структур. Такой контроль, с правовой точки зрения, достаточно сложно отличить от надзорной деятельности.

Контроль в сфере лицензионно-разрешительной работы (ЛРР) возлагается на начальников подразделений ЛРР МВД России, МВД республик, управлений (главных управлений) внутренних дел краев и областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономных образований, а также руководителей горрайорганов внутренних дел. Он осуществляется в соответствии с планами работы, утвержденными начальником ОВД. Контрольные проверки могут быть сплошными или выборочными. Их результаты доводятся до сведений проверяемого предприятия, учредителя.

Для осуществления контрольных функций должностные лица ОВД наделены соответствующими полномочиями. Они могут требовать представления соответствующих документов и получать необходимую письменную или устную информацию.

Должностные лица ОВД, ответственные за лицензирование, вправе проводить проверку договоров, заключаемых между частными детективными и охранными предприятиями (объединениями) и клиентами, с целью установления соответствия деятельности указанных предприятий (объединений) требованиям законодательных, иных правовых актов и учредительных документов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!