Порядок производства по делам об административных правонарушениях

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Наиболее ярко осветить специфику и содержание административно-юрисдикционной деятельности полиции позволяет анализ стадий производства по делам об административных правонарушениях. Под последними следует понимать обособленную часть производства, характеризующуюся особыми процессуальными целями и специфическими задачами.

Вопрос о количестве и точном наименовании стадий не имеет сегодня единого решения. Наиболее распространенным является подход, согласно которому производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех стадий: 1) возбуждение дела об административном правонарушении, 2) рассмотрение дела об административном правонарушении, 3) пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, 4) исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

Структурным элементом стадии является этап. Например, в качестве этапов стадии пересмотра постановления по делам об административных правонарушениях можно выделить подачу жалобы, подготовку к ее рассмотрению, рассмотрение жалобы и вынесение по ней решения, реализация решения.

Содержание одноименных стадий и даже их последовательность могут зависеть от вида производства по делам об административных правонарушениях. Так, выделяют общее (обычный порядок), упрощенное (ускоренное), особое производства.

При упрощенном производстве протокол об административном правонарушении (далее – протокол) не составляется, наказание налагается в порядке ст. 28.6 КоАП РФ (например, объявление предупреждения на месте). В этом случае стадия пересмотра исключается, а три других сливаются воедино.

Особый порядок установлен для отдельных видов административных правонарушений, представляет ту же последовательность стадий, что и общий порядок, но характеризуется наличием особых правил: особые сроки задержания, рассмотрения дела и т. д. (например, при производстве по мелкому хулиганству).

Перечень стадий является универсальным для производства по любому делу об административном правонарушении, что позволяет упорядочить процесс его изучения, а также оценки эффективности и законности. Анализ последовательности стадий позволяет раскрыть содержание и логику производства по делам об административных правонарушениях и послужит структурной основой дальнейшего рассмотрения темы.

1. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств совершенного правонарушения, их процессуальную фиксацию и подготовку материалов, необходимых для разрешения дела по существу.

Применительно к деятельности полиции данная стадия является наиболее сложной и многоаспектной.

Во-первых, возбуждение дела об административном правонарушении представляет собой структурный элемент производства по делам об административных правонарушениях.

Согласно ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело считается возбужденным с момента:

А. Составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ.

К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях согласно ст. 27.1 КоАП РФ относятся: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; и т. д. Целями осуществления указанных мер являются: пресечение административного правонарушения, установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. Порядок осуществления мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении подробно регламентируются главой 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также рядом иных нормативных актов.

Должностные лица ОВД являются наиболее универсальными субъектами, применяющими меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Обычно право сотрудников полиции осуществлять данные меры напрямую связано с их правом составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ). Однако в отдельных случаях законом предусмотрены особые правила. Так, например, перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, закрепляется Приказом МВД России № 403; отстранять от управления транспортным средством и направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения уполномочены лишь должностные лица, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида (см. ст. 27.12 КоАП РФ); привод (ст. 27.15 КоАП РФ) осуществляется на основании определения субъекта, рассматривающего дело об административном правонарушении; кроме этого должностные лица ОВД вправе применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (и, соответственно, возбуждать дела об административных правонарушениях) при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях (см., например, п.1 ч.1 ст. 27.2 КоАП РФ).

Закон не регламентирует форму протоколов применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, но указывает их содержание (например, ч. 6 ст. 27.7 КоАП РФ). Кроме этого предусмотрена возможность фиксации отдельных мер в протоколе об административном правонарушении либо в протоколе о применении иных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (например, см. ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ).

Производство таких мер как досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей и др. возможно только в присутствии двух понятых.

Поскольку осуществление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях всегда связано с ограничением прав граждан, сотрудник полиции обязан разъяснить лицам, в отношении которых применяются эти меры, основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности (ч. 4 ст. 5 ФЗ «О полиции»).

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях необходимо отличать от многочисленных принудительных мер иной направленности: задержание и личный обыск подозреваемого (глава 12 УПК РФ), наружный осмотр (ст. 147 Устава ППСМ), задержание и доставление несовершеннолетних в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (п. 10 ст. 11 ФЗ «О полиции») и т. д.

Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Б. Составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Закон подробно регламентирует лишь содержание протокола (см.: ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). Его форма может быть произвольной. В этих условиях скорее всего будет сохранен прежний порядок, когда такая форма закреплялась ведомственным нормативным правовым актом. Однако и в этом случае протокол, составленный компетентным лицом на «старом» бланке или чистом листе бумаги своевременно и с указанием всех предусмотренных КоАП РФ сведений, будет влечь необходимые процессуальные последствия.

Серьезные затруднения вызывает вопрос о перечне должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы. Данный перечень закреплен статьей 28.3 КоАП РФ. Если дело может быть рассмотрено должностными лицами ОВД (см. ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ), то правом составления протоколов об административном правонарушении обладают все аттестованные сотрудники ОВД. Если должностные лица ОВД вправе только составлять протокол об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), то в соответствии с ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень уполномоченных на это должностных лиц определяется приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403.

Перечень субъектов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по законодательству субъектов Российской Федерации, согласно ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ определяется последними самостоятельно. В большинстве случаев таким правом обладают сотрудники полиции общественной безопасности, независимо от занимаемой должности; все сотрудники ОВД, а также все сотрудники полиции органов внутренних дел. В отдельных случаях закон указывает на необходимость принятия дополнительного нормативного акта, регламентирующего перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Интерес представляет вопрос о сроках составления протокола, который, согласно ст. 28.5 КоАП РФ должен составляться немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случаях, когда требуются дополнительные разбирательства – в течение двух суток с момента выявления правонарушения (если проводилось административное расследование, то по его окончании). Указанные сроки являются не давностными, а процессуальными. В случае их нарушения ущерб наносится оперативности процесса, а возможно и интересам его участников, однако полнота, всесторонность и объективность исследования всех обстоятельств дела от этого не страдают. Следовательно, нарушение указанных сроков может влечь применение к соответствующим должностным лицам мер дисциплинарного воздействия, но не лишает протокол его юридической силы (за исключением случаев, когда нарушены сроки давности привлечения лица к административной ответственности).

КоАП РФ не исключает возможность оформления двух и более административных правонарушений, совершенных одним лицом, единым протоколом в тех случаях, когда разрыв противоправных действий лица может искажать общую картину правонарушения, а кроме того создает предпосылки для нарушения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ (когда несколько составов одновременно рассматриваются одним должностным лицом). При решении вопроса о количестве необходимых экземпляров протокола учитываются: а) система оценки результатов деятельности полиции, б)правила назначения наказания за несколько административных правонарушений (см.: ст. 4.4 КоАП РФ), в)общее количество субъектов, рассматривающих материалы дела, г)необходимость вручения копии протокола отдельным участникам производства (см.: ст. 28.2 КоАП РФ).

КоАП РФ не требует участия понятых при составлении протокола. На практике подобный вопрос возникает в связи с отказом лица, привлекаемого к административной ответственности, от подписи. В подобных случаях в протоколе делается соответствующая запись лицом, его составляющим (см. ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).

Согласно ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ копия протокола вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.

Весьма болезненной является проблема неявки правонарушителей для рассмотрения дела об административном правонарушении. Учитывая сложность практического применения ст. 27.15 КоАП РФ (Привод), в подобных случаях в протоколе либо в ином документе делается отметка под роспись об извещении лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Согласно ст. 28.4 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении путем вынесения постановления в соответствии с требованиями, установленными для протокола об административном правонарушении.

В. вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ;

Административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ) проводится в отношении отдельных видов административных правонарушений (например, при нарушении законодательства о защите прав потребителей, в сфере дорожного движения и др.) при необходимости осуществления экспертиз и иных долговременных процессуальных действий. Проведение административного расследования возможно и по соответствующим статьям законодательства субъектов Российской Федерации. Решение о возбуждении дела и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол, в форме определения о возбуждении дела об административном правонарушении, либо прокурором в виде постановления. По окончании административного расследования составляется протокол либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

В научной литературе отсутствует единое мнение относительно места административного расследования в производстве по делам об административных правонарушениях. Судя по содержанию и целям это не стадия, не этап, а возможная форма стадии возбуждения дела об административном правонарушении, особый правовой режим подготовки материалов дела к рассмотрению.

Г. Оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с частью 1 статьи 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется.

Применительно к деятельности органов внутренних дел упрощенный порядок производства по делам об административных правонарушениях возможен при наличии ряда условий:

а) назначается административное наказание в виде предупреждения либо штрафа в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ;

б) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не оспаривает факт правонарушения, назначаемое наказание, согласно и готово оплатить сумму штрафа на месте;

в) сотрудник органа внутренних дел обладает правом рассмотрения соответствующего административного правонарушения и имеет в наличии постановления-квитанции установленного образца, которые составляются в двух экземплярах, один из которых выдается лицу при оплате административного штрафа на месте. Отсутствие какого-либо из этих элементов делают невозможным осуществление данного порядка. В этом случае производство осуществляется в общем либо особом порядке.

В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного Главой 12 КоАП РФ, постановление о наложении административного штрафа оформляется в порядке, предусмотренном статьей 32.3 КоАП РФ, а административный штраф взимается в порядке, предусмотренном статьей 32.2 КоАП РФ.

Придавая термину «возбуждение дела об административном правонарушении» нормативный характер (закрепив его в тексте КоАП РФ), законодатель не стремился обеспечить полную аналогию с уголовным процессом. Во-первых, если уголовное дело возбуждается при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, то дело об административном правонарушении нередко возбуждается уже после установления всех элементов состава правонарушения. Во-вторых, КоАП РФ не исключает возможности осуществления каких-либо процессуальных действий до возбуждения дела об административном правонарушении. В-третьих, возбуждать и вести дело об административном правонарушении может очевидец правонарушения (например, инспектор ГИБДД), а также одновременно различные должностные лица органа внутренних дел.

Основной причиной появления в КоАП РФ данной категории, видимо, стало желание внести упорядоченность в работу с обращениями граждан и иной информации о совершении административных правонарушений. Согласно ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ при появлении соответствующего повода в минимальные сроки должно быть принято решение либо о возбуждении дела, либо об отказе в его возбуждении. Однако в реальности это не всегда оказывается возможным. Так, например, при наличии «темного» мелкого хищения ни одно из допускаемых законом решений не может быть принято до истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Заканчивается стадия возбуждения дела об административном правонарушении направлением материалов дела по подведомственности.

Если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, материалы дела возвращаются на доработку. Недостатки устраняются в срок не более трех суток со дня поступления от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Доработанные материалы направляются на рассмотрение в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

Во-вторых, стадия возбуждения дела об административном правонарушении – это период наиболее активного собирания доказательств.

Доказывание – процессуальная деятельность субъектов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, по собиранию, проверке и оценке доказательств с целью установления объективной истины по делу и принятия на этой основе законного юрисдикционного решения. Как вид деятельности в рамках производства по делам об административных правонарушениях оно может осуществляться на всех стадиях, кроме стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Необходимо отметить, что доказывание, как процедура, имеет место не во всех случаях привлечения субъекта к административной ответственности. Исключение из общего правила составляют случаи применения ст. 28.6 КоАП РФ (назначение административного наказания без составления протокола). Осуществляемая при этом деятельность компетентного субъекта не носит характера доказывания.

Доказательствами в соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых компетентный субъект устанавливает наличие либо отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ источниками доказательств по делу об административном правонарушении могут являться: протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения экспертов, иные документы, показания специальных технических средств, вещественные доказательства.

В целях эффективного собирания доказательств по делам об административных правонарушениях должностные лица ОВД наделены широким кругом правомочий: требовать в необходимых случаях предоставления документов, удостоверяющих личность; брать объяснения; проводить лично и принимать участие в проведении административно-процессуальных действий; составлять протоколы об административных правонарушениях по отдельным статьям КоАП РФ, законов субъектов Российской Федерации, и т. д..

Обращает на себя внимание то, что КоАП РФ не упоминает о некоторых весьма распространенных действиях по собиранию доказательств, например, об осмотре места происшествия (ст. 27.8 может рассматриваться лишь в качестве его частной формы), осмотре вещественных доказательств и т. д. Между тем, очевидно, что по отдельным категориям дел (например, по делам о правонарушениях, предусмотренных ст. 7.27 КоАП РФ (мелкое хищение), по делам о ДТП) осуществление таких действий является обязательным условием успешного разбирательства. Несмотря на то, что на практике данные меры нередко применяются, вопрос о возможности их осуществления в рамках производства по делам об административных правонарушениях, а равно осуществления мер, аналогичных очной ставке, предъявлению для опознания и т. д., требует дополнительных научных исследований.

Помимо собирания доказательств на стадии возбуждения дела осуществляется подготовка документов, посредством которых происходит фиксация процессуальных решений на данной стадии.

 Важнейшими из них являются:

а) протокол об административном правонарушении,

б) определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ),

в) определение о возвращении материалов дела (ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ),

г) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (ст. 28.9 КоАП РФ). Постановление выносится должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении при наличии обстоятельств, указанных в ст. 24.5 КоАП РФ: отсутствие события административного правонарушения (например, если деяние требует уголовно-правовой квалификации), истечение сроков давности привлечения к административной ответственности и т. д.

В-третьих, возбуждение дела об административном правонарушении – стадия, на которой наиболее ярко раскрываются права и обязанности участников производства по делам об административных правонарушениях.

Перечень участников производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности регламентируются главой 25 КоАП РФ. К числу указанных субъектов относятся:

1) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1);

2) потерпевший (ст. 25.2);

3) законные представители физического лица (ст. 25.3);

4) законные представители юридического лица (ст. 25.4);

5) защитник и представитель (ст. 25.5);

6) свидетель (ст. 25.6);

7) понятой (ст. 25.7);

8) специалист (ст. 25.8);

9) эксперт (ст. 25.9);

10) переводчик (ст. 25.10);

11) прокурор (ст. 25.11).

По непонятной причине законодатель не указывает в качестве участников производства судей, органы, должностных лиц, его осуществляющих.

Тематика субъектов производства по делам об административных правонарушениях также является весьма проблемной. Например, требуют дальнейших исследований вопросы, связанные с обеспечением: а)явки в орган внутренних дел (суд, КДН и т. д.) лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении; б)участия в деле переводчика, защитника при наличии административного задержания; и т. д.

2. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении

В рамках данной стадии на основе собранных материалов решается вопрос о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу, и принимается соответствующее правоприменительное решение.

Органы внутренних дел - одна из самых многофункциональных структур системы органов административной юрисдикции. По оценке специалистов, ОВД ежегодно привлекают к административной ответственности свыше 60 млн. человек, то есть примерно 80% всех привлекаемых в стране к административной ответственности граждан.

Правовой регламентации стадии рассмотрения дела об административном правонарушении и принятия по нему решения посвящена глава 29 КоАП РФ.

Стадия может быть представлена в виде последовательности следующих этапов:

1) подготовка дела к рассмотрению,

2) слушание дела,

3) вынесение решения по делу.

1. На первом этапе осуществляются мероприятия, предусмотренные ст. 29.1 КоАП РФ, составляются необходимые определения (например, о назначении места и времени рассмотрения дела, о возвращении протокола) либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (см. ст. 29.4 КоАП РФ).

2. Порядок проведения второго этапа регламентирован ст. 29.7 КоАП РФ. На данном этапе делаются соответствующие объявления, выясняются необходимые сведения, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства и др., в необходимых случаях выносятся определения (например, об отводе специалиста).

КоАП РФ не предусматривает необходимости ведения протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом ОВД. Такая обязанность установлена лишь в отношении коллегиальных органов (ст. 29.8 КоАП РФ).

Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении – 15 дней со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов. В необходимых случаях срок рассмотрения может быть продлен субъектом, рассматривающим дело, но не более, чем на один месяц, о чем выносится мотивированное определение. Если санкция нормы предусматривает административный арест, дело рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Местом рассмотрения дела об административном правонарушении по общему правилу является место его совершения. В установленных законом случаях дело может быть рассмотрено по месту: а) жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; б)учета транспортного средства. Дела об административных правонарушениях, по которым проводилось административное расследование, рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. В случае совершения административного проступка несовершеннолетним, а равно правонарушения, предусмотренного статьями 5.33, 5.34, 6.10, 20.22 КоАП РФ, дело рассматривается по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

По смыслу ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по общему правилу не является обязательным (хотя субъект административной юрисдикции в каждом конкретном случае может его таковым признать). В случае наличия данных о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, при отсутствии от него ходатайства об отложении рассмотрения дела (либо ходатайство оставлено без удовлетворения) дело может быть рассмотрено в его отсутствие. Следует, однако, указать, что такое присутствие в большинстве случаев целесообразно в связи с тем, что точное определение момента получения или вручения копии постановления по делу об административном правонарушении в дальнейшем будет иметь большое процессуальное значение. Кроме этого обязательным является присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, влекущих административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации. Для обеспечения присутствия необходимых лиц (лица, привлекаемого к ответственности, свидетеля и т. д.) КоАП РФ предусмотрена такая мера принуждения как привод (ст. 27.15 КоАП РФ).

В ходе данного этапа осуществляется оценка собранных по делу доказательств.

Оценка доказательств – процесс непрерывный, свойственный любому этапу доказывания. По своему содержанию – это мыслительная, логическая деятельность лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении. Объектом такой деятельности являются каждое из доказательств и все собранные по делу доказательства в их совокупности. Оценить всю совокупность доказательств – значит решить вопрос, дают ли они возможность принять категоричное законное юрисдикционное решение по делу об административном правонарушении.

Оценка доказательств по внутреннему убеждению означает непредвзятость и независимость правоприменителя в ее осуществлении. Субъект, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, не связан ни своей предварительной оценкой доказательств по делу, ни оценкой доказательств иных субъектов на любых стадиях производства.

Внутреннее убеждение должно быть основано на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Нельзя заранее оценивать, например, доказательства косвенные и прямые, заключение экспертизы и показания потерпевшего и т. д. как юридически более или менее весомые. Любое доказательство может быть компенсировано совокупностью иных доказательств. Это же в полной мере относится и к количеству доказательств.

В ходе оценки доказательств устанавливаются их достоверность, относимость, допустимость, достаточность.

Достоверность доказательства означает его способность дать истинное знание о событии и иных юридически значимых обстоятельствах правонарушения.

Относимость доказательства определяется его связью с предметом доказывания, его способностью служить средством познания тех обстоятельств, которые составляют предмет доказывания.

Допустимость доказательства определяется тем, насколько соответствуют требованиям закона источник, условия, способы его получения и фиксации. Так, например, допускается использование в качестве доказательств по делам об административных правонарушениях материалов, собранных в уголовно-процессуальном порядке. В то же время являются недопустимыми доказательства, полученные с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ), данные, носящие характер слухов, догадок, предположений, а также показания свидетеля, который не может указать на источник своей осведомленности.

Достаточность доказательственной базы определяется тем, в какой мере собранные по делу доказательства дают возможность установить все предусмотренные законом обстоятельства дела на том уровне знания о них, который необходим для правильного разрешения дела об административном правонарушении.

При оценке достаточности собранных доказательств необходимо помнить, что процесс доказывания не может и не должен быть ориентирован лишь на элементы состава правонарушения, т.к. их установление не всегда дает исчерпывающие основания для вынесения юридически обоснованного решения по конкретному делу. Важным условием вынесения законного юрисдикционного решения является процессуальное установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (п. 4 ст. 26.1 КоАП РФ); обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ст. 26.1 КоАП РФ); иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела: мотив правонарушения (мотив охватывается понятием “иные обстоятельства”, когда он не является обязательным элементом субъективной стороны состава правонарушения), имущественное положение правонарушителя и его семьи, поведение правонарушителя непосредственно после совершения правонарушения, состояние его здоровья, а в отдельных случаях и членов его семьи и т. д. Одной из важнейших задач производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ является выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Следовательно, для полного разрешения дела по существу требуется установление и этих обстоятельств (п. 7 ст. 26.1 КоАП РФ).

2. По результатам рассмотрения дела выносится решение, которое бывает двух видов: постановление и определение (ст. 29.9 КоАП РФ). Помимо этого субъектом административной юрисдикции в необходимых случаях может быть внесено в соответствующую организацию либо должностному лицу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 29.13 КоАП РФ). Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в месячный срок влечет административную ответственность по ст. 19.6 КоАП РФ.

Общие правила назначения административных наказаний регламентированы главой 4 КоАП РФ. Наказание назначается в пределах санкции соответствующей нормы (в КоАП РФ имеются отдельные исключения, например, см. ч. 3 ст. 23.3); закон не допускает назначения наказания ниже низшего предела.

Замечание наказанием не является и может объявляться устно за любое административное правонарушение, которое, по мнению должностного лица, осуществляющего административно-юрисдикционную деятельность, является малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ). Как показывает практика, данная мера сегодня применяется редко, хотя само понятие носит оценочный характер, не относится к реабилитирующим основаниям, позволяет довести дело до логического завершения и исключает проблему исполнения наказания. Оформляется устное наказание вынесением постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении (см. ст. 29.9 КоАП РФ).

Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Споры о возмещении имущественного (морального) ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства (ст. 4.7 КоАП РФ).

Заканчивается стадия рассмотрения дела об административном правонарушении вынесением соответствующего правоприменительного решения и вручением (высылкой по адресу) копии постановления по делу об административном правонарушении лицу (законному представителю лица) в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе (ст. 29.11 КоАП РФ). Точная фиксация момента окончания данной стадии имеет важное процессуальное значение, поскольку является исходным условием для начала последующих стадий.

3. Стадия пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Действующее законодательство предусматривает одновременно целый ряд способов восстановления прав гражданина (юридического лица), незаконно привлеченного к административной ответственности: административный, судебный порядок обжалования, исковой порядок и т. д. В данном вопросе речь пойдет об одном из специальных порядков административного обжалования.

Предметом жалобы являются постановление по делу об административном правонарушении, а также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 30.1 КоАП РФ).

Субъекты, обладающие правом подачи жалобы, указаны ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ. Должностные лица правоохранительного органа, считающие принятое решение незаконным, не вправе воспользоваться данным порядком. В этом случае возможны такие способы воздействия как инициация протеста прокурора, общий порядок административного обжалования (например, обращение руководства ОВД с жалобой на действия должностного лица, принявшего обжалуемое решение, к его руководству).

Адресаты жалобы указаны в ст. 30.1 КоАП РФ. Закон устанавливает возможность: а) выбора между обращением в суд и административный орган, б) одновременного обращения с жалобой в вышестоящий органа (должностному лицу) и в суд, в) обжалования решений суда, г) неоднократного обжалования решения по жалобе.

Порядок подачи жалобы установлен ст. 30.2 КоАП РФ. Согласно ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается. Подача жалобы не приостанавливает исполнение наказания, поскольку последнее возможно только после вступления постановления в законную силу.

Срок обжалования составляет десять суток со дня вручения или получения копии постановления (постановления-квитанции). В случае пропуска указанного срока последний может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству лица, подающего жалобу (ст. 30.3 КоАП РФ). Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52 КоАП РФ, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.

Срок рассмотрения жалобы составляет десять суток со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу; если правонарушитель отбывает административный арест – в течение суток (ст. 30.5 КоАП РФ); жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52 КоАП РФ подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.

Субъект, рассматривающий жалобу, вправе отменить, изменить или оставить ранее принятое постановление без изменения (виды решений регламентированы ст. 30.7 КоАП РФ).

При необходимости не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором в порядке и сроки, установленные статьями 30.1-30.3 КоАП РФ. Вступившие в законную силу постановления могут быть опротестованы прокурором субъекта Российской Федерации, его заместителями, Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями.

Рассматриваемая стадия является факультативной (может и не присутствовать). В случае своего наличия стадия обычно предшествует исполнению наказания. Однако в реальности обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении предшествует стадии рассмотрения дела; протест прокурора может появиться даже после исполнения наказания (см. ч. 2 ст. 30.11 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение, содержащее сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ. Данное решение также может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 30.2-30.8 КоАП РФ.

Решение по жалобе на постановление оглашается немедленно после его вынесения; копия решения вручается (рассылается) согласно ст. 30.8 КоАП РФ.

4. Стадия исполнения постановления по делу об административном правонарушении

Исполнение постановления начинается с момента его вступления в законную силу. Как только это происходит, презумпция невиновности считается опровергнутой и в полной мере начинает действовать презумпция законности правового акта, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении признается законным, пока иное не будет установлено решением компетентного субъекта.

Согласно ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

КоАП РФ не указывает, какое решение по жалобе не подлежит обжалованию. Действующее законодательство не устанавливает ограничения для обращения с жалобой на постановления и решения в Высший Арбитражный и Верховный Суды Российской Федерации.

Закрепленное КоАП РФ правило о том, что постановление по делу начинает исполняться после его вступления в законную силу, не лишено исключений. Так, по общему правилу исполняются немедленно после вынесения соответствующих постановлений административный арест, штраф на месте, предупреждение.

К компетенции субъекта, вынесшего постановление, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления об административном аресте, лишении специального права или административного штрафа (кроме случаев взыскания штрафа на месте) невозможно в установленные сроки, введена отсрочка исполнения на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена на период до трех месяцев. Такие решения (как и решения о приостановлении исполнения постановления о назначении административного наказания; о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, его родителей) принимаются в форме соответствующих определений в трехдневный срок с момента возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.

Согласно ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания должно быть приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Кроме того, предусмотрена возможность прерывания течения указанного срока давности на неопределенный период, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения наказания (ст. 31.9 КоАП РФ). Однако данная возможность не обеспечена должным образом в нормативном отношении. Так, в случае отказа от добровольной уплаты административного штрафа его сумма взыскивается в принудительном порядке согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Необходимых изменений данный закон до сих пор не претерпел. В результате постановления о наложении административных наказаний, как и прежде могут быть приняты к исполнению судебными приставами лишь в течение трех месяцев с момента их вынесения.

ОВД непосредственно принимают участие в исполнении таких видов административных наказаний как административный арест, предупреждение, штраф (ч. 4 ст. 32.2 КоАП РФ), возмездное изъятие и конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 32.4 КоАП РФ), лишение специального права управления транспортным средством за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники (ст. 32.5).

Исполняются административные наказания, во-первых, должностными лицами, их назначившими (например, объявление предупреждения), во-вторых, инспекторами отделов (отделений, групп) по исполнению административного законодательства, в-третьих, специальными приемниками содержания лиц, арестованных в административном порядке, а там, где их нет – изоляторами временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью, участковыми уполномоченными полиции т. д.

Наиболее распространенным видом административного наказания, в реализации которого принимают участие сотрудники ОВД, является административный штраф, уклонение от уплаты которого стало, к сожалению, уже традиционной проблемой. В связи с этим порядок исполнения данного наказания претерпел существенные изменения. В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. При этом лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано направить копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, субъекту, вынесшему постановление. При отсутствии данного документа, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, по истечении тридцати дней со срока вступления постановления в законную силу направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, принимается решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25, согласно которой неуплата административного штрафа в установленные сроки влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Окончание стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении связано с конкретным видом административного наказания (например, дата уплаты штрафа, окончания срока административного ареста, лишения специального права и т. д.). Точное определение этой даты также имеет важное значение, поскольку именно с нее начинается срок, в течение которого лицо, привлеченное к административной ответственности, считается подвергнутым административному наказанию (ст. 4.6 КоАП РФ).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!