Порядок исполнения видов административных наказаний

23 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний закреплен в главе 32 КоАП РФ.

Предупреждение исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления (ст. ст. 29.11, 32.1 КоАП РФ).

Вынесенное постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение 3 дней со дня вынесения указанного постановления (ст. 29.11 КоАП РФ).

Исполнение постановления о назначении наказания в виде предупреждения осуществляется судьей, вынесшим постановление. Во всех остальных случаях постановление направляется судьей для исполнения управомоченному органу (данные органы определены в статьях о порядке исполнения отдельных видов наказания).

Если постановление о наложении административного наказания не было обжаловано, оно направляется судьей управомоченному органу в трехдневный срок со дня вступления в силу, а если обжаловано - в течение 3 дней со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда, вынесшего решение.

В отдельных случаях специалистами обращается внимание на неоднозначность начального момента исполнения некоторых наказаний. В соответствии с ч. 2 ст. 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. В ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ, логически развивая предыдущую мысль, законодатель, казалось бы, завершает ее, фиксируя момент вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении: после истечения срока, установленного для обжалования постановления, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано. В этой связи возникает вопрос: как это положение законодателя согласуется практически с постановлениями о некоторых наказаниях? К примеру, постановление о таком наказании, как предупреждение, может быть обжаловано в течение общего срока, т.е. в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ), но в соответствии со ст. 32.1 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется компетентным органом, вынесшим постановление, путем вручения или направления копии постановления заинтересованным лицам. Если допустить, что жалоба на такое постановление была подана, а постановление уже фактически исполнено, то наблюдается некая юридическая нестыковка между нормами о назначении предупреждения и его реализацией. Налицо полное совпадение по существу различных юридических процедур[1].

Базовые аспекты установления такой меры административной ответственности, как административный штраф, регулируются ст. 3.5 КоАП РФ. В добровольном порядке административный штраф может быть уплачен в течение 30 дней с момента вступления в законную силу соответствующего постановления либо с момента истечения срока рассрочки или отсрочки платежа (ст. 32.2 КоАП РФ).

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, при этом возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, определен в ст. 2.3 КоАП РФ.

В настоящее время сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию.

Однако в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ, вступающими в силу с 1 января 2010 г., сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, или банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 32.3 КоАП РФ[2].

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа по истечении 30 дней с момента вступления в законную силу постановления, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение 3 дней со дня составления указанного протокола.

В целях надлежащего применения Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при определении сроков предъявления к исполнению постановлений таможенных органов о назначении административного наказания следует руководствоваться Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 июня 2007 г. N 41 "О применении арбитражными судами статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в части регулирования сроков предъявления к исполнению постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях". Так, постановление о назначении административного наказания подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. При этом, если было наложено административное наказание в виде штрафа, постановление может быть направлено судебному приставу-исполнителю не с момента вступления его в силу, а после истечения срока на добровольное исполнение (ст. 32.2 КоАП РФ). Учитывая, что КоАП РФ определяет момент, не ранее которого исполнительный документ может быть направлен судебному приставу-исполнителю, именно с этого момента подлежат исчислению сроки предъявления исполнительных документов к исполнению[3].

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, постановление об административном правонарушении передается в службу судебных приставов для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Следует учитывать, что в федеральном законе может быть установлено специальное правило о том, кому направлять исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета. Например, в соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ исполнительный лист на взыскание в бюджет штрафов за административные правонарушения направляется арбитражным судом судебному приставу-исполнителю по месту нахождения лица, привлеченного к административной ответственности.

Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов, осуществляется на основании и в порядке, предусмотренном седьмым разделом ГПК РФ и АПК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 32.4 КоАП РФ конфискованные вещи подлежат реализации в установленном порядке. Так, деньги, вырученные за реализацию конфискованного имущества, зачисляются, как правило, в бюджет, а в ряде случаев какая-то их часть - на счета органов государственной власти.

Детализация отдельных положений осуществляется в рамках Постановления Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. N 260 "О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства"[4] и Постановления Правительства РФ от 29 мая 2003 г. N 311 "О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства"[5].

Вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям для дальнейшего использования, переработки или уничтожения в порядке, установленном законодательством РФ. Например, в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции соответствующий порядок регламентирован Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. N 883 "Об утверждении Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В отношении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров применению подлежит Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 647 "О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых было признано нецелесообразным".

К исключению из общего правила относится передача конфискованных экземпляров произведений или фонограмм обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе, осуществляемая на основании и в порядке действующего законодательства, в остальных случаях конфискованные экземпляры произведений и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, подлежат уничтожению. Если указанные орудия или предметы были изъяты в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ или арестованы в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ, то их уничтожение или передача производится судьей или по его поручению органом, должностное лицо которого произвело изъятие или арест.

Исполнение постановления о лишении специального права (ст. 32.5 КоАП РФ) с учетом имеющих место исключений осуществляется в рамках реализации контрольно-надзорных функций, уполномоченными на то органами и отдельными должностными лицами, в рамках реализации ими своей компетенции (ст. 23.3 КоАП РФ).

Постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел. Постановление судьи о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники.

Лишение данного права управления применяется к лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные ст. 9.3 КоАП РФ (нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования), ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения) и др.

Постановление судьи о лишении права управления судном (в том числе маломерным) исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил пользования судами (в том числе маломерными), контрольно-надзорные функции, осуществляемые применительно к маломерным и другим судам (ст. ст. 23.38 - 23.40, ст. 23.42 КоАП РФ). Лишение права управления судном применяется к лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 11.7 КоАП РФ (нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном (за исключением маломерного) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков), ч. 2 ст. 11.7 КоАП РФ (превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушения правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков), ч. 1 ст. 11.9 КоАП РФ (управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения) и др.

Постановление судьи о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за связью. Под радиоэлектронными средствами в ст. ст. 13.3, 13.4 КоАП РФ понимаются технические средства, состоящие из одного или нескольких радиопередающих или радиоприемных устройств либо из их комбинации и вспомогательного оборудования и предназначенные для передачи или приема радиоволн.

Эксплуатация радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств находится в рамках правового регулирования, предусмотренного ст. ст. 23.1, 23.44 КоАП РФ.

Постановление судьи о лишении права охоты исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты. Лишение права охоты применяется к лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ (нарушение правил охоты), в рамках правового регулирования, предусмотренного ст. ст. 23.1, 23.26 КоАП РФ.

Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники или временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида (ст. 32.6 КоАП РФ).

Часто на практике возникает вопрос: возможно ли обжаловать по правилам главы 25 ГПК РФ действия (бездействие) должностного лица, отказавшегося вернуть документы, подтверждающие специальное право, ранее изъятые за совершение административного правонарушения в порядке ст. 32.6 КоАП РФ? Действительно, КоАП РФ не предусматривает механизма обжалования действий (бездействия) должностного лица, исполнявшего административное наказание и отказавшегося вернуть документы, подтверждающие специальное право. Конституцией РФ в ч. 2 ст. 46 установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Это конституционное право воспроизведено в гражданском процессуальном законодательстве, порядок его реализации установлен главой 25 ГПК РФ "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих". В силу ч. 2 ст. 254 ГПК РФ заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Таким образом, действия (бездействие) должностного лица, исполнявшего административное наказание в порядке ст. 32.6 КоАП РФ и отказавшегося вернуть документы, подтверждающие специальное право, подлежат обжалованию по правилам главы 25 ГПК РФ[6].

Исполнение постановления о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств осуществляется путем изъятия специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Порядок изъятия специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за связью в РФ.

Исполнение постановления о лишении права охоты осуществляется путем изъятия охотничьего билета. Дела о лишении права охоты рассматриваются по общему правилу мировыми судьями. Лишение права на охоту может применяться лишь в качестве основного наказания, которое предусмотрено лишь за грубое или систематическое нарушение правил охоты. Грубыми нарушениями правил охоты (браконьерством) считаются: охота без охотничьего билета (членского охотничьего билета) или с недействительным билетом; охота на запрещенные к добыче виды охотничьих животных, охота вне сроков охоты на данный вид животного; охота в запрещенных местах (заповедниках, республиканских заказниках); охота на диких копытных животных или бурого медведя без действительной лицензии; охота без договора (наряд-задания) на лицензионные виды пушных зверей; охота с применением запрещенных орудий или способов охоты. Систематическим можно считать неоднократное нарушение правил охоты, подтвержденное соответствующими постановлениями.

По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания (за исключением временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида), подлежат возврату по его требованию в течение одного рабочего дня. Хранение невостребованных документов осуществляется в течение трех лет. По истечении указанного срока невостребованные документы подлежат уничтожению.

Изъятие соответствующего вида документа (удостоверения) оформляется обязательным составлением официального документа об изъятии (ст. ст. 28.2, 28.3 КоАП РФ) или выдачей временного разрешения (ст. 27.10 КоАП РФ).

Особое внимание следует обратить на правильное исчисление течения срока лишения специального права, который начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права (ст. 32.7 КоАП РФ). Вступление в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права определяется ст. 31.1 КоАП РФ.

При этом специальное разрешение на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств и охотничий билет должны быть сданы лицом, лишенным специального права, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.

В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов. Соответственно, в случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения или иных документов срок лишения специального права прерывается до дня сдачи лицом таких документов.

Течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее. Фактически наличие уже назначенного наказания в виде лишения специального права (права управления транспортным средством) не препятствует применению в отношении этого лица такой же ответственности.

Таким образом, если лицо, ранее лишенное права управления транспортным средством, вновь управляет транспортным средством в состоянии опьянения, необходимо также учитывать п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 1[7], согласно которому при совершении водителем, лишенным права управления транспортным средством, правонарушений, предусмотренных другими статьями главы 12 КоАП РФ, его действия следует квалифицировать по ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ и соответствующим статьям главы 12 КоАП РФ. Таким образом, в случае управления автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения и лишенным права управления транспортным средством, присутствуют два самостоятельных состава правонарушений, предусмотренных ст. 12.8 и ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ. Следовательно, действия такого лица следует квалифицировать по вышеуказанным статьям. При этом протокол об административном правонарушении в отношении такого лица составляется отдельно за каждое совершенное им правонарушение. Рассмотрение дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.8 КоАП РФ, отнесено к компетенции судьи, а ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ - к компетенции должностного лица органов внутренних дел [8].

Исполнение постановления судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления (ст. 32.8 КоАП РФ).

Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726 "Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста" закреплено, что арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке, куда доставляются в специальный приемник органом внутренних дел, производившим их задержание. При поступлении в специальный приемник арестованные подлежат дактилоскопированию и фотографированию в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, арестованные обязаны выполнять требования режима содержания, определяемые правилами внутреннего распорядка специальных приемников, утверждаемыми министром внутренних дел РФ.

В соответствии с п. 13 рассматриваемого Положения арестованные пользуются правами и свободами, установленными для граждан РФ, с ограничениями, предусмотренными законодательством РФ. Режим содержания под стражей лиц, подвергнутых административному аресту, определен Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденными Приказом МВД России от 6 июня 2000 г.. В п. 54 Правил закреплено, что лица, подвергнутые административному аресту, могут быть использованы на физических работах только с их согласия; при помещении арестованного в специальный приемник с него берется письменное согласие быть трудоиспользованным на протяжении срока ареста.

Административное задержание является мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и рассматривается как кратковременное ограничение свободы физического лица. Срок задержания не может превышать 3 часов, а в случае, когда за совершенное правонарушение возможен административный арест, срок задержания может быть увеличен до 48 часов (ст. ст. 27.3 - 27.6 КоАП РФ). Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Определением Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. N 151-О <1> отказано в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в РФ на нарушение конституционных прав гражданина И.В. Сергеева ч. 4 ст. 32.8 КоАП РФ о порядке отбывания административного ареста (в частности, привлечения к бесплатному физическому труду). Ограничения конституционных прав и свобод, на которые указывает заявитель, явились следствием избрания судом в отношении И.В. Сергеева административного ареста как меры административного наказания за совершение правонарушения, предназначение которой - изоляция правонарушителя от общества. По существу, в жалобе оспаривается сам по себе порядок отбывания административного ареста, установленный Правительством РФ. Норма же ч. 4 ст. 32.8 КоАП РФ, предписывающая Правительству РФ определить порядок отбывания уже назначенного судом наказания в виде административного ареста, является по своей сути отсылочной; она не содержит перечня прав и обязанностей граждан и связанных с этим ограничений, а следовательно, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы граждан, в связи с чем данная жалоба в силу ст. ст. 96 и 97 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" не может быть принята Конституционным Судом РФ к рассмотрению. Статья 115 (ч. 1) Конституции РФ (как и ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации") устанавливает, что Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Действуя в рамках своих конституционных полномочий, Правительство РФ Постановлением от 2 октября 2002 г. N 726 утвердило Положение о порядке отбывания административного ареста, которым регулируются доставка арестованных в специальный приемник, проведение первичного медицинского осмотра и оказание арестованным медицинской и санитарно-противоэпидемической помощи, а также обеспечение их питанием и получение передач. На основании п. 14 данного Положения, согласно которому арестованные обязаны выполнять требования режима содержания, определяемые Правилами внутреннего распорядка специальных приемников, утверждаемыми министром внутренних дел РФ. Приказом министра внутренних дел РФ 6 июня 2000 г. N 605дсп утверждены Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке. В п. 54 Правил закреплено, что лица, подвергнутые административному аресту, могут быть использованы на физических работах только с их согласия; при помещении арестованного в специальный приемник с него берется письменное согласие быть трудоиспользованным на протяжении срока ареста. Факт использования гражданина И.В. Сергеева на бесплатных физических работах при его нахождении в спецприемнике ГУВД г. Москвы не свидетельствует о нарушении его конституционных прав ч. 4 ст. 32.8 КоАП РФ: в данном случае речь идет о правомерности действий должностных лиц спецприемника. Между тем проверка правомерности действий (бездействия) должностных лиц не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ, как она установлена ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а осуществляется судами общей юрисдикции.

<1> Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 6.

Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства (ст. 32.9 КоАП РФ) осуществляется либо пограничными органами - при совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ, либо органами внутренних дел - при совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 18.8, 18.10, 18.11, ч. 2 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ.

Относительно данной меры возможно применение как судебного, так и несудебного порядка применения, который, в свою очередь, допустим при совершении иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Россию. Таким образом, в соответствии с КоАП РФ за нарушение режима пребывания (ст. 18.8), правил привлечения и использования в России иностранной рабочей силы (ст. 18.10) и иммиграционных правил (ст. 18.11) рассматриваемое наказание назначается судьей (ст. 23.1). В случаях нарушения режима Государственной границы РФ (ч. 2 ст. 18.1) и режима в пунктах пропуска через нее (ч. 2 ст. 18.4) - должностными лицами государственных органов, обеспечивающих охрану и осуществляющих защиту Государственной границы РФ (ст. 23.10).

Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства закреплен ст. 32.10 КоАП РФ. Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" урегулирован порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы РФ, в свою очередь, ст. 32.10 КоАП определен именно порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства.

Исполнение постановления об административном выдворении за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства производится путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы РФ. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган либо федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, или его органы осуществляют административное выдворение иностранного гражданина за пределы РФ и направляют информацию об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, уведомляет об административном выдворении иностранного гражданина за пределы РФ дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в РФ, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин или через территорию которого указанное лицо выдворяется, если административное выдворение предусмотрено международным договором РФ с указанным государством. В случае если передача лица, подлежащего административному выдворению за пределы РФ, представителю властей иностранного государства не предусмотрена международным договором РФ с указанным государством, административное выдворение лица осуществляется в месте, определяемом пограничными органами. Исполнение постановления об административном выдворении за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта, который приобщается к постановлению.

Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы РФ, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел или безопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта РФ, до исполнения решения об административном выдворении за пределы РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ.

При этом Постановление Правительства РФ от 30 июня 2003 г. N 382 "О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства" устанавливает, что органы пограничного контроля и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел (его территориальный орган), проставляют в документах, удостоверяющих личность иностранных граждан и лиц без гражданства, отметку, свидетельствующую о запрещении их въезда в РФ.

В соответствии со ст. 27.6 КоАП РФ задержанные лица должны содержаться в специально отведенных для этого помещениях органов. Данной нормой Правительству РФ предписывалось определить условия содержания задержанных, нормы их питания и медицинского обслуживания, в связи с чем и было принято Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627 "Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц".

[1] См.: Жамбиева Е.М. Система административных наказаний и их классификация // Административное право и процесс. 2006. N 1.

[2] Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" // Парламентская газета. 2009. N 31. 9 июня.

[3] Постановление Пленума ВАС РФ от 20 июня 2007 г. N 41 "О применении арбитражными судами статьи 14 Федерального закона @Об исполнительном производстве" в части регулирования сроков предъявления к исполнению постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях" // Вестник ВАС РФ. 2007. N 8.

[4] СЗ РФ. 2002. N 17. Ст. 1677.

[5] СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2171.

[6] Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 г. "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2004 года" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 7.

[7] Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 12.

[8] Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 12.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!