Порядок и особенности осмотра места ДТП

12 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Целью  осмотра   места   ДТП   является   установление   следующих обстоятельств[1]:

1)     где   произошло   дорожно-транспортное   происшествие   (место столкновения, наезда);

2)      время происшествия;

3)      вид дорожно-транспортного происшествия;

4)  направление движения, местонахождение и действия участников в момент возникновения опасной ситуации;

5)    местонахождение   и   действия   участников   в   момент   самого происшествия;

6)      положение и состояние участников в конечной стадии происшествия;

7)      дорожная обстановка на момент происшествия или на момент осмотра:

а)тип и состояние дорожного покрытия;

б)ширина проезжей части дороги на момент происшествия;

в)разметка дороги;

г)обустройство дороги;

д)характеристика прилегающих участков;

е)наличие дорожных знаков;

ж)    обзорность   (возможность   восприятия   окружающей   дорожной обстановки и отдельных объектов вокруг транспортного средства с рабочего места водителя);

з)  видимость (реальная возможность восприятия водителем проезжей части и конкретных объектов на ней, находящихся на определенном расстоянии от транспортного средства по ходу движения);

и) освещенность;

к) наличие помех движению (до происшествия) и дефектов дороги (как до, так и после ДТП);

8)  следов, возникших на дорожном покрытии, транспортном средстве, предметах окружающей обстановки и на пострадавшем в результате дорожно-транспортного происшествия.

Место ДТП на проезжей части дороги трудно сохранить длительное время в неизменном виде. Это связано с тем, что оно подвержено как влиянию метеорологических условий дня происшествия, так и воздействию других факторов, особенно на дорогах с интенсивным дорожным движением.

Осмотр места происшествия является одним из важнейших следственных действий при расследовании автотранспортного преступления, поэтому осмотр должен быть произведен следователем.  Но нередко, даже при выезде следователя на место ДТП и в его присутствии, осмотр места происшествия и транспортных средств производится сотрудниками ГАИ-ГИБДД, которые, не имея достаточных познаний в судебной трасологии, повреждения и следы описывают упрощённо, без отражения размеров и направлений деформаций или сдвигов металла. Остаются незафиксированными отслоения и наслоения красителей, редко изымаются объекты биологического происхождения (кровь, волосы, мышечные ткани и т. п.), не по всем делам применяется фотографирование, редко используется видеотехника, не закрепляется должным образом дорожная обстановка путём описания её в протоколе осмотра места происшествия, а данные протокола зачастую не соответствуют обозначениям, указанным в прилагаемой к нему схеме, вследствие чего эти документы теряют доказательственное значение[2].

Напомним, что перед началом следственного действия следователь определяет границы осмотра, дает указания сотрудникам ГИБДД об ограждении места ДТП, таким образом, чтобы обеспечить безопасность участников осмотра и  исключить утерю и уничтожение вещественных доказательств.

К подбору понятых, которых следователь привлекает к осмотру места происшествия, он  должен подходить с определенной осторожностью. Предварительно следует убедиться в том, что понятые не являются лицами, заинтересованными в исходе дела. Понятых по возможности выбирают из лиц, имеющих водительское удостоверение, разбирающихся в обстановке ДТП.  Понятые могут быть допрошены в суде в качестве свидетелей,  поэтому они должны быть  способны дать подробные показания об увиденном при осмотре места ДТП, в том числе и о вещественных доказательствах.

Приступая  к осмотру места ДТП, следователь должен стремиться к быстрому восстановлению нормальной работы транспорта. Для этого необходимо убрать с дороги трупы пострадавших, животных, обломки разбитого транспорта, а затем и ограждения, чтобы они не мешали нормальному  движению транспорта.  Принимать решение о возможности освободить проезжую часть следователь должен взвешенно, с учетом всех обстоятельств происшествия, без ущерба для проведения качественного осмотра места происшествия.

В ходе осмотра следователь  отвечает на следующие задачи:

1) установление обстановки произошедшего, выяснение точного места и времени происшествия, а также его последствий;

2) обнаружение, фиксация, изъятие следов и вещественных доказательств;

3) определение технического состояния транспортных средств – участников происшествия;

4) выявление и фиксация ориентирующей информации о марке, модели, особенностях и других данных о транспортных средствах, покинувших место ДТП, определение направления их движения после происшествия;

5) установление причин и условий, способствовавших совершению происшествия;

6) построение и проверка версий о механизме происшествия.

В начале осмотра следователь должен зафиксировать состояние объектов, которые могут быть легко изменены участниками осмотра места происшествия, как сознательно, так и случайно. Поэтому рекомендуется в начале осмотра пройти к ТС  и определить:

- положение рычага переключения передач (включена передача или он находится в нейтральном  положении); выяснив какая включена передача можно сделать вывод о возможной скорости движения транспортного средства;

- чистоту остекления автомобиля, отсутствие воды в бачке стеклоочистителя,  что позволяет сделать вывод о видимости и обзорности с рабочего места водителя и возможной неисправности очистителей стекла;

- положение выключателей и переключателей осветительных приборов – при каком свете (дальнем или ближнем) следовал автомобиль и какая при этом была видимость в темное время суток, в тоннеле, при тумане, в условиях недостаточной видимости;

- положение переключателей световых приборов сигнализирующих о совершаемых маневрах (повороте направо – налево, выходе средства с занимаемой полосы для совершения обгона);

- положение выключателя обогрева заднего стекла – степень ограничения видимости сзади (наезд на препятствие при движении автомобиля задним ходом).

Главная задача следователя заключается в том, чтобы точно зафиксировать, где именно располагались обнаруженные при осмотре предметы.До удаления с проезжей части транспортных средств и других объектов, мешающих нормальному дорожному движению, путем произведения замеров и т. п., с использованием фотографирования (видеосъемки), фиксируется взаимное положение транспортных средств, следов и иных вещественных доказательств. Видеокамера дает возможность снять необходимый материал в единой панораме, без по­следующего монтажа.

Использование фото -, видеосъемки

Применение фото- и видеосъемки  согласно УПК РФ обязательно отражается в бланке протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия с обязательным участием понятых. Необходимо соблюдать требования судебной фотографии, видео-, и звукозаписи, определить круг объектов, подлежащих запечатлению, точки съемки, границы кадров в зависимости от сложившейся обстановки.

Следователь должен помнить, что фотографии, сделанные на месте ДТП:

  1. Средство регистрации происшедшего, фиксации обстановки ДТП.
  2. Показывают пределы видимости из определенной точки.
  3. Используются для исследования и подтверждения теоретических и практических предпосылок с целью воспро­изводства обстановки ДТП в ходе расследования и судебного разбирательства.
  4. Используются для установления и подтверждения границ осмотра места ДТП.

Точку съемки надо выбирать так, чтобы ее конечный результат (фотоотпечаток или изображение на мониторе) отражали специфические условия видимости и обстановки ДТП: фотографии должны подчеркивать показания свидетелей, очевидцев, потерпевших и водителей, других уча­стников ДТП, дополнять или опровергать их.

В ходе фотосъемки следователю необходимо:

  1. Потребовать, чтобы по возможности все очевидцы и другие лица находились вне кадра.
  2. Фотографировать транспортное средство по диагонали как минимум с двух противоположных точек, по возможности с включением в кадр государственного номера – это обеспечит полную фиксацию транспортного средства на двух фотографиях со всех сторон.
  3. Выбрать точку съемки, обеспечивающую получение максимума информации при минимальном количестве снимков, фиксацию в кадре положения транспортных средств относительно друг друга.
  4. Включать в каждый кадр точку отсчета размеров (привязки).
  5. Зафиксировать видимый путь движения автомобилей до полной остановки, выделив их от наложения следов других транспортных средств - на это будут указывать сле­ды скольжения.
  6. Определить повреждение частей транспортных средств (соблюдать правила масштабной съемки).

При сложных ДТП рекомендуется проводить еще и разноплановую фотосъемку (видеосъемку) под разными ракурсами.

Съемку надо проводить ориентирующим, обзорным, узловым и детальным способами так, чтобы на изображении все указывало на месторасполо­жение транспортных средств: дорожные знаки, вывески, километровые указатели и т. д. Фото-, видеоматериал с места ДТП должен позволить определить виды обломков и их взаимное расположение, заметить на дорожном покрытии исследуемые следы автомобилей, пролившейся жидкости, по возможности по­вреждения по траектории движения транспортных средств – участников происшествия. Количество снимков должно быть достаточным для того, чтобы в последствии следователь и эксперт-специалист при необходимости могли восстановить по различным ориентирам и дорожным знакам положение автомобилей после столкновения и место их расположения. При фиксации места столкновения и наезда на препятствие обязательно производство фотографирования проезжей части с места (точки) практического восприятия водителем возникшей опасности.

Иногда возникает необходимость отразить на фотографии части транспортного средства которые не имеют следов повреждений, т. к., по объяснениям водителей и очевидцев, такие повреждения должны иметься.

В случае если нужный участок дороги не умещается в один кадр, то применяется прием панорамной съемки, когда фотографируются по­следовательно фрагменты места ДТП, таким образом, чтобы на каждой паре снимков име­лись перекрывающиеся участки. Это дает возможность затем сложить отдельные кадры в панорамный снимок.

При осуществлении фото-, видеосъемки трупа на месте его обнаружения необходимо:

- произвести панорамирование;

- осуществить крестообразную съемку;

- выполнить видеосъемку с одной точки методом «наезда» и «отъезда»;

- снять крупным планом рану, татуировку и другие особенности трупа.

Составление протокола и схемы осмотра места ДТП

На месте происшествия следователь выявляет следы ДТП, требующие быстрой фиксации и во избежание их утери начинает осмотр с того участка проезжей части дороги (улицы), на котором они располагаются.

Помимо составления протокола осмотра места происшествия обстановка ДТП фиксируется в схеме, которая вместе с фототаблицей является приложением к протоколу осмотра. Являясь приложением к протоколу осмотра, схема места ДТП несёт большую информационную нагрузку. Схема  имеет свои особенности составления и предназначена для  фиксации  примерного  взаимного           расположения   наиболее   важных   объектов   на   месте   ДТП   относительно автодороги и предполагаемого места столкновения (наезда), с указанием на ней требуемых измерений (размеров).

Все замеры, указанные в протоколе осмотра места происшествия, должны найти отражение и в схеме ДТП.

Опытные следователи фиксацию замеров начинают с оформления так называемой «черновой» схемы осмотра места ДТП. Она подписывается всеми участниками ДТП и понятыми и служит для того, чтобы показать примерное, но достоверное взаиморасположение самых важных объектов на месте ДТП относительно автодороги и предполагаемого места столкновения (наезда, опрокидывания и т. п.) с указанием  в ней требуемых замеров. Место ДТП «привязывают» к определенному недвижимому объекту от которого производят замеры. Таким недвижимым объектом может стать край проезжей дороги,  угол или стена здания, километровые и телеграфные столбы, мачта освещения и т. п.

Соблюдение такой последовательности, когда вначале вычерчивается «черновая» схема, позволяет при оформлении протокола осмотра места происшествия исключить случаи, когда какой-либо имеющий значение предмет или след остался бы без «привязки».

Если предполагается, что оформленная и подписанная должным образом схема с указанными на ней размерами останется единственным графическим документом по делу, то необходимо, чтобы бы­ли соблюдены пропорциональность и правильное взаимное расположение изображенных объектов.

В дальнейшем составляется более подробная «чистовая» схема осмотра места происшествия, оформленная надлежащим образом в соответствующем масштабе или на миллиметровой бумаге и подписанная теми же лицами, которые подписывали «черновую схему».  «Чистовая» схема составляется в кабинете следователя и для того, чтобы данная схема не была «примерной», а отражала объективную обстановку места ДТП, ее необходимо выполнить надлежащим образом в соответствую­щем масштабе на миллиметровой бумаге. В ходе оформления «чистовой схемы» при необходимости можно провести повторный осмотр места ДТП, если на этом настаивают лица, заинтересованные в исходе дела (потерпевшие, водитель и т. д.) и имеются для этого достаточные основания.

На схеме необходимо показать наиболее важные элементы обстановки ДТП, которые помогут прийти к объективным выводам о механизме ДТП, в частности:

- элементы дорожной инфраструктуры (дорожные знаки, разметка, элементы организации и регулирования движения);

- объекты, от которых указано расположение ТС и (или) потерпевшего;

- место столкновения или наезда;

- следы колес (торможения, юза, заноса, скольжения, пробуксовки);

- отдельные   следы,   оставленные   на   дорожном   покрытии   (выбоины, царапины и т. д.);

- границы осыпи грязи, пыли, стекла, частиц лакокрасочных покрытий автомобилей и т. п.;

- следы   (потеки,   брызги,   капли,   пятна)   эксплуатационных  жидкостей автомобиля (масло, охлаждающая жидкость, тормозная жидкость и т. д.);

- отдельные    узлы    и    детали,    отделившиеся    от    автомобиля    при столкновении, и т. д.

Замеры  проводят от опорной линии. Опорная линия чаще всего совпадает с правой границей проезжей части по ходу движения транспортного средства, но в зависимости от конфигурации проезжей части может и не совпадать с ней.  В этом случае опорная линия, по возможности, должна быть параллельна продольной оси дороги.

Для точной фиксации предметов и следов на поверхности дороги, необходима вторая точка «привязки». В условиях ДТП, имевшей место в населенном пункте,  исходными точками «привязки» по длине проезжей части могут быть обозначения пешеходной дорожки, линия «стоп», границы пересечения улиц, угол дома, мачта городского освещения и иные ориентиры.

Положение колес, точки начала и окончания торможения, волочения и т. п. следует очертить на асфальте мелом и произвести необходимые замеры.

Если место ДТП находится в населенном пункте, в протоколе и схеме осмотра места происшествия необходимо указать:

1) название улицы (пересечение улиц);

2) номера ближайших домов;

3) расстояние от определенного угла (стены) здания (исходную точку отсчета).

Для ДТП, имевших место вне населенного пункта,  характерна большая протяженность замеряемых расстояний (ширина дорог, длинный тормозной путь вследствие высокой скорости движения и т. п.). Вызывает определенное затруднение выбор точки «привязки». Наиболее часто по длине проезжей части исходными точками могут стать километровые или телеграфные столбы, опоры электропередач, близкорасположенные перекрестки, углы стен отдельно стоящего строения, иные ориентиры. Кроме этого при производстве замеров (вне населенного пункта в особенности) надо помнить, что ширина проезжей части может быть неодинаковой в различных местах по ее длине. В этом случае рекомендуется произвести измерения ширины проезжей части в местах ее сужения и расширения, обозначив на схеме места, где производились измерения либо применить измерения от базовой линии.

Еще большие затруднения вызывает производство замеров при ДТП  на горных, проселочных дорогах, в лесных массивах. В этих случаях базовая линия проводится между двумя хорошо заметными предметами (ориентирами). В качестве ориентиров могут быть использованы отдельно стоящие здания, столбы, деревья и т. п. Ориентиры, между которыми проводилась базовая линия, должны быть четко обозначены, чтобы отыскание их на местности не вызывало затруднений. Для этого рулеткой или по спидометру автомобиля измеряется расстояние до места происшествия от известных просек, опушек леса, либо деревьев. Это расстояние указывается на схеме.

Если место ДТП находится вне населенного пункта, необходимо указать:

1) наимено­вание шоссе (дороги);

2) километр шоссе (дороги);

3) ориентир (исходная точка отсчета).

Во всех случаях обязательной фиксации подлежат:

  1. Все дорожные знаки, их местонахождение.
  2. Светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности.
  3. Расположение разметки, состояние краски.
  4. Наличие подземного перехода, направление выходов, их расстояние от места происшествия.

Для транспортного средства подлежит фиксации:

  1. Следы, указывающие на положение каждого транспортного средства в начальный момент попытки занятия места, где произошло столкновение.
  2. Глубина проникновения в занятую зону и соответствующие деформации каждого транспортного средства в результате столкновения.

Следователь при составлении протокола осмотра места происшествия не имеет права «домысливать и дорисовывать» то, что он не видит в ходе осмотра. В то же время учитывая, что осматривая конкретное место происшествия, следователь может выявить следы, достоверно указывающие на направление движения транспортного средства до и после столкновения (наезда), указав их в схеме и протоколе осмотра. Учитывая, что схема –единственный графический документ по делу, это создаст наглядное представление о механизме   ДТП.

Для этого следователю надо определить:

1)                направления движения до удара;

2)                изменение направления движения во время удара;

3)                направление движения после удара;

4)                другие данные, необходимые следователю для предварительного (в последствии документально подтвержденного) уяснения картины и механизма образования ДТП.

На схеме следователь может показать наиболее важные моменты механизма ДТП:

1)                точки, места столкновения или наезда;

2)                объекты – расположение ТС или потерпевшего;

3)                следы торможения, юза, заноса, скольжения, отделившейся грязи и т. д.;

4)                отдельные следы, оставленные на дорожном покрытии (выбоины, царапины, маслянистые пятна и т. д.);

5)                отдельные узлы и детали, отделившиеся от автомобиля при столкновении.

Дорожную обстановку, положение объектов и их координаты фиксируют в протоколе осмотра ДТП.

В протоколе осмотра места ДТП необходимо указывать параметры, зафиксированные в схеме: название улиц, номера близлежащих домов и расстояния от определенного угла здания и т. д. Вне населенного пункта следует указать наименование шоссе (дороги), километр и ориентир. Обязательно подлежат фиксации все дорожные знаки, их местонахождение; светофоры, семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности и все иные  объекты, имеющие отношение к месту ДТП; состояние краски и расположение отметки; наличие подземного перехода, направление выходов, их расстояние от места происшествия.

Осмотр следует производить по ходу направления движения транспортного средства, участвовавшего в ДТП.

 Параметрами дорог, которые должны быть зафиксированы при осмотре, являются ширина проезжей части, полос, обочин, радиусы закруглений, величина подъемов или спусков и поперечных углов.

В первую очередь необходимо осмотреть менее устойчивые следы, к которым относятся:

- следы, указывающие на точку наезда или место столкновения автомобилей (осыпь грязи, стекол и т. д.);

- следы крови;

- следы вещества, которым был загружен транспорт;

- следы автомобильного масла;

- следы в виде осколков фар;

- части одежды и обуви пострадавшего.

Во вторую очередь  следователь осматривает следы протектора шин, торможения, повреждений на автомобилях и т. д.

При осмотре необходимо выяснять и учитывать следующее:

1. Обзорность (видимость) на дороге по прямой зависит от марки автомобиля,  от погодных условий, времени суток и т. д.   Обзорность из грузового автомобиля, в связи с более высоким расположением кабины водителя лучше, чем из легкового автомобиля в этой же точке. Своевременное восприятие водителями дорожной обстановки позволяет им принимать соответствующие меры при ее нарушении (снизить скорость, принять вправо, остановиться и т. д.).

2. Фактическое место возможного восприятия опасности, установленное следователем позволяет сопоставить эту точку, с точкой фактического восприятия опасности, указанным водителем, которые будут совпадать, если водитель дал правдивые показания. С другой стороны, несовпадение этих точек может уличить водителя в даче показаний, не соответствующих обстоятельствам происшествия.

3. От фактического восприятия до принятия водителем мер по предотвращению той или иной аварийной ситуации, сложившейся на дороге, проходит некоторое время (индивидуальная реакция водителя). За это время автомобиль, в зависимости от скорости, проходит определенное расстояние. Затем, после принятия мер водителем, происходит еще определенное время, прежде чем сработают тормоза или автомобиль начнет уходить «вправо-влево».

При столкновении транспортных средств осыпи грязи из-под крыльев располагаются вблизи места столкновения. Конструкция автомобилей препятствуют их перемещению на значительное расстояние, что значительно облегчает следователю задачу по определению места столкновения, которое, с учетом особенностей  марки столкнувшихся автомобилей, будет располагаться между местами высыпания.

Следующее, что дает максимум информации для  установления следователем места столкновения, это следы разброса обломков транспортных средств участвовавших в ДТП.  Необходимо выявить обломки, идентифицировать принадлежность их деталям конкретного автомобиля и зафиксировать их положение.

При повреждении соответствующих деталей автомобиля, из них вытекают вода, тосол, антифриз,  масло, которые, могут указывать на место остановки автомобиля после столкновения, т. к. они вытекают прямо вниз в зависимости от конструкции.  В некоторых случаях указанные жидкости, разлившиеся на проезжей части или впитавшиеся в поверхность дороги, могут  указать на место столкновения автомобилей.

Большое значение имеет изучение следов шин. По ним достаточно точно можно определить направление движения транспортного средства и место столкновения.  В момент столкновения происходит небольшое, но резкое боковое перемещение следов скольжения от первоначального направления движения. Следователь, изучая отклонение следов при наезде или встречном столкновении, должен обратить внимание прежде всего на боковое перемещение следов скольжения шин задних колес.

Установив возможное направление движения транспортного средства до места столкновения (наезда) для поиска следов необходимо проследовать в обратном направлении.  На некотором удалении возможно обнаружение следов и повреждений на объектах и предметах, расположенных у дороги, таких, как бордюры, ограждения, деревья, столбы и т. д. Найденные следы могут дать обширную  информацию о событиях непосредственно предшествовавших ДТП. Такие следы могут помочь следователю:

- установить траекторию движения транспортного средства до столкновения (наезда);

- получить информацию о возникновении аварийной ситуации;

- найти место, на котором транспортное средство выехало за пределы своей полосы движения или проезжей части;

- установить место наезда на объекты и предметы, расположенные у дороги и последующее  резкое изменение направления движения, приведшее к столкновению (наезду);

- обнаружить необходимые для идентификации отпечатки следов шин и других следов;

- при необходимости определить, где действительно находился автомобиль перед столкновением, при противоречиях, выявленных при опросе очевидцев.

Измеряется радиус закругления дороги и радиус закругления следов бокового скольжения (заноса) автомобиля на повороте дороги.

По радиусу закругления эксперт определяет скорость транспортного средства, а также максимальную скорость транспортного средства, при которой на данном участке дороги возникает опрокидывание автомобиля.

Определяется величина угла подъема (спуска) дороги.

После завершения замеров параметров дороги переходят  к замерам связанным с фиксацией транспортных средств  и их следов.  В протоколе осмотра места ДТП записывается, в какую сторону направлена передняя часть транспортного средства. Для обозначения транспортного средства на схеме измерения производят от кромки проезжей части перпендикулярно до осей колес.  Также замеряется расстояние от одного из колес транспортного средства до выбранного ориентира.

При столкновении измеряется расстояние между осями колес столкнувшихся транспортных средств.

Выявленные следы движения транспортных средств (свободного качения, торможения, бокового скольжения) должны быть нанесены на схему.  По ним можно определить расположение транспортного средства в тот или иной момент происшествия, а при проведении автотехнической экспертизы и скорость движения.

При осмотре следов транспортных средств иногда бывает трудно определить их характер, т. е. трудно отнести их к следам торможения, заноса, качения или другим. Например, на дороге с асфальтовым сухим покрытием наблюдается след, начинающийся в виде слабо заметных отпечатков протектора, который становится постепенно более четким. Затем отпечаток протектора смазывается и след приобретает характер скольжения не вращающегося колеса. В этом случае следует замерить длину всех характерных участков следа, сфотографировать его и описать примерно следующим образом: «Задним правым колесом автомобиля ЗИЛ-130 на проезжей части оставлен след, имеющий общую длину 12,4 м. След начинается в виде слабых отпечатков протектора. Длина данного участка от его начала составляет 1,8 м. Далее отпечатки протектора становятся более четкими и на расстоянии 2,4 м от отметки 1,8 м переходят в след скольжения не вращающегося колеса (юз), длина которого составляет 8,2 м»[3].

Следы юза колес могут образовываться не только вследствие торможения, примененного водителем, но и в результате заклинивания одного или нескольких колес транспортного средства, произошедшего при столкновении, либо из-за неисправности. Эти следы по своему виду не отличаются от следов торможения блокированного колеса. Поэтому, прежде чем именовать в протоколе тот или иной след, необходимо определить, в результате чего он образовался, выяснить все обстоятельства происшествия, чтобы в последующем неправильное наименование следа не привело к ошибке при исследовании механизма ДТП.

При измерении следов торможения необходимо зафиксировать:

1)       след от какого колеса или на каком расстоянии от него;

2)       расстояние от края проезжей части, где след начинается и заканчивается;

3)       расстояние следа до постоянного ориентира;

4)       длину каждого следа;

5)       если следы прерываются, то замеряется каждый отрезок следов юза и промежуток между ними.

При наезде на пешехода необходимо зафиксировать место наезда,  замерить расстояние:

1)    от него до края проезжей части;

2)    до постоянного ориентира;

3)    до начала следов торможения и до колес транспортных средств.

Кроме этого замеряется и траектория движения пешехода, а также расстояние, которое преодолел пешеход в поле зрения водителя (например, выбежал из-за автомобиля, стоящего у правого края проезжей части).

При столкновении транспортных средств особо тщательно следует осмотреть место предполагаемого столкновения и зафиксировать егоотносительно края проезжей части, транспортных средств. Положение места столкновения автомобилей на проезжей части определяется исходя из показаний участников  и очевидцев ДТП, а также на основании объективных данных:

1)    сведений о следах, оставленных транспортными средствами в зоне столкновения (следы качения, продольного и поперечного скольжения шин по дороге, царапин, выбоин на дорожном покрытии от деталей транспортных средств); частиц пыли, грязи, осыпавшихся с нижних частей транспортных средств;

2)    данных о расположении разлившихся жидкостей (воды, масла, антифриза, тосола), скоплении осколков стекол и пластмасс, средств при столкновении;

3)    данных об изменении направления следов торможения транспортных средств;

4)    информации о следах, оставленных на проезжей части предметами, отброшенными в результате удара (в том числе и телом пешехода), свалившемся  грузе, отвалившихся деталях и т. д.;

5)    расположении транспортных средств.

Если с транспортного средства в результате происшествия выпал груз, то в протоколе осмотра места ДТП отражается: с какого места на транспортном средстве выпал груз (с кузова, с высоты такой-то и т. д.), как он крепился, повреждения крепления.

При обнаружении трупа замеры производятся до края проезжей части и до постоянного ориентира:

- от ног;

- от головы трупа.

Описывается положение трупа (на правом, левом боку, на спине и тому подобное), во что одет  (одежда), ценности и документы,  обнаруженные при нем.

- следы транспортных средств.

След на дороге оставляет покрышка шины транспортного средства. Шиной называется комплект, состоящий из покрышки, камеры и прокладки между камерой и металлическим ободом колеса.

На месте ДТП остаются три вида следов шин: отпечатки, следы скольжения, следы проскальзывания.

Отпечатки. Иногда путь движения ТС можно определить по отпечаткам шин, оставленным до или после ДТП. Отпечаток –  это след, оставленный протектором шины на мягкой поверхности, когда колеса транспортного средства свободно вращаются. Отпечатки хорошо видны как вдоль, так и поперек следа.

Следы скольжения. Следы скольжения – юза –  это полосы, оставленные на дороге смещающимися шинами заторможенных (не вращающихся) колес. Если шина скользит в плоскости колеса, то ее след легко отличить от отпечатка, так как рисунок протектора не виден поперек следа, но оставляет определенное количество продольных линий. Если шина скользит параллельно оси колеса, то ширина следа равна габаритному размеру зоны контакта шины с дорогой. В этом случае никаких особенностей рисунка не видно.

Следы проскальзывания. При интенсивном торможении на нескользкой поверхности колес без блокирования или перед блокированием возникают следы проскальзывания. Они всегда предшествуют следам скольжения и лучше всего определяются по ориентированным вдоль направления движения небольшими царапинами от камешков и песчинок. Обычно невозможно определить, где кончается след проскальзывания. И тот и другой следы включаются в общий след торможения.

Начало фактического торможения не совпадает с началом видимого следа на поверхности дороги (автомобиль уже замедляет свое движение, а рисунок протектора еще не отражает этого процесса). Длину тормозного пути замеряют от начального видимого отпечатка протектора (в его отсутствии – от начального следа скольжения) до окончания четко видимого следа протектора (или следа скольжения). Точное знание длины тормозного пути данного ТС имеет существенное значение, так как эта величина является исходной при вычислении скорости движения автомобиля в момент аварии, определении полного остановочного пути и установлении технической возможности предотвращения вредных последствий.

В протоколе отмечается внешний вид (отражение) тормозного пути, на котором бывают: отпечатки четко выраженного рисунка протектора; следы скольжения колес по асфальтовому покрытию (след – «юз» ); признаки смещения, когда отпечаток рисунка протектора переходит в след скольжения и наоборот, приобретает характер скольжения не вращающегося колеса.

Если следы правых и левых колес различны по длине, то замеряют отдельную длину каждого следа. Тормозной след может быть не сплошным, а прерывистым. Фиксировать нужно как длину всех характерных участков каждого следа, так и расстояния между ними, фотографировать следы, а затем описать каждый участок следа.

На месте ДТП необходимо принимать меры к обнаружению и обязательному осмотру иных следов и предметов, относящихся к исследуемому происшествию, особенно их значение возрастает, если автомобиль покинул место ДТП.  Ими могут являться:

- осколки стекла (фар, ветровые и боковые стекла автомобилей), которые следует сфотографировать, а затем принять меры к их идентификации;

- отдельные детали автомобиля (бампер, колпак колеса, ободок фары, подфарники и т. д.) в том числе отломанные, их также надлежит подробно описать в протоколе осмотра и сфотографировать, затем приобщить к уголовному делу;

- краска, облупившаяся с автомобиля, скрывшегося с места происшествия, или следы вещества, которым был нагружен автомобиль. Эти вещества должны быть изъяты и сохранены для будущей криминалистической экспертизы. В одних случаях простое сличение формы куска засохшей краски, отпавшей от кузова автомобиля, с соответствующим повреждением окраски на кузове подозреваемого автомобиля, позволяет прийти к неоспоримому выводу, что краска отпала именно от данного автомобиля. В других случаях химическая экспертиза позволяет установить полное совпадение составов образцов веществ, оставшихся на месте происшествия, с составами веществ, имеющихся на подозреваемом автомобиле;

- отдельные предметы, принадлежащие водителю или пассажирам автомобиля, участвовавшего в ДТП и скрывшегося с места происшествия. Эти предметы иногда выпадают из автомобиля в момент столкновения или наезда и могут служить целям розыска виновного;

- грунт (почва) и его части (частицы), осыпавшиеся с колес (крыльев, подкрылков и т. д.), могут быть идентифицированы с грунтом, изъятым с места происшествия, что может однозначно указывать, каким автомобилем совершено ДТП, создана аварийная ситуация и т. д.[4]

Обстановку на месте ДТП можно оценить  после установления ряда обстоятельств, относящихся к исследуемой дорожной обстановке на этом участке дороги:

- ширины дороги, рядности (полос) движения, наличие уклонов, подъемов, поворотов, вида покрытия и общего состояния дороги;

- наличие деревьев, зданий и т. п. около дороги;

- интенсивности движения транспорта;

- скорости движения транспорта;

- состояния погоды;

- освещенности;

 - напряженности пешеходного движения.

Видимость с места водителя определяется не только вышеперечисленными факторами,  но и расположением других транспортных средств на проезжей части во время происшествия. Сопоставление и анализ обстоятельств позволяет правильно оценить дорожную обстановку на месте ДТП и облегчить дальнейшее расследование.

Моделирование обстановки места происшествия следователем зачастую определяет в последующем его субъективный или объективный подход к расследованию ДТП. Необходимо предостеречь  от оценки обстановки ДТП сразу после осмотра места происшествия и проведения первоначальных  следственных действий. Не следует делать каких-либо прогнозов и выводов, в том числе и тогда, когда интуиция явно указывает на невиновность водителя. Уголовно наказуемое ДТП – это преступление, совершенное по неосторожности. Воображаемое представление ситуации, при обстоятельствах указываемых очевидцами происшествия, иногда приводит к  необъективности. Так, например следователь, уяснив сложную дорожную обстановку в месте ДТП: отсутствие освещения, аварийно опасный участок дороги, отсутствие соответствующего предупреждающего знака и т. п., делает вывод о том, что будь он сам на месте водителя, совершившего аварию, вряд ли бы ее предотвратил. После этой оценки,  следователь внутренне расположен к водителю, интуитивно предполагая его невиновность. Высказывания следователя или других сотрудников, участвующих в осмотре, не должны содержать оценок ситуации в части определения виновности участников ДТП. Следует напомнить, что факт невиновности лица, совершившего ДТП, должен быть доказан в ходе предварительного следствия.

[1] Осмотр места происшествия : методические рекомендации. Челябинск : Челябинский ЮИ МВД России, 2005. С. 83.

[2] Особенности раскрытия и расследования дорожно-транспортных происшествий, совершенных в условиях неочевидности и применения мер, обеспечивающих розыск водителей, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия. Обзор Следственного Комитета при МВД России по уголовным делам о ДТП. М., 2006.

[3] Расследование дорожно-транспортных преступлений : учебно-методическое пособие. Оренбург, 2007.

[4] Расследование дорожно-транспортных происшествий / под общ. ред. В. А. Федорова, Б. Я. Гаврилова. М. : Изд. Экзамен, 2003.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!