Портрет современного руководителя

23 Фев 2016 | Автор: | Комментариев нет »

В самом начале поиска идеала пытались изучать черты характера и личностные особенности руководителей, которых считали «прирожденными» лидерами.

Пытались выяснить, какие именно психофизиологические особенности, черты характера, личностные способности и умения обеспечивают успех в любой ситуации одним и приносят неудачу другим.

Однако некие универсальные особенности выявить все же не удалось. Скажем, те особенности, которые связывались с успешностью в деятельности руководителей в одних исследованиях, не упоминались в других.

Затем поиск характерологических особенностей эффективных руководителей уступил место исследованиям того, что конкретно делает руководитель, как он или она проявляет себя в руководстве. Такой подход связан с поведенческими концепциями.

При этом весьма показательным являлось то, что специфика и процесс постановки задачи в ранних исследованиях в основном анализировались в рамках психологии управления, тогда как проблемы взаимоотношений между людьми рассматривались социальными психологами. В результате появились различные классификации стилей руководства (управления), в зависимости от того, на что именно в большей степени ориентирован руководитель.

При этом типы руководителей и стили их поведения каждый раз рассматривались как полярные, противостоящие друг другу:

1)  Ориентированный на человека— Ориентированный на производство;

2)  Внимательный к людям — Организующий;

3) Демократичный — Авторитарный;

4)  Осуществляющий общий контроль — Осуществляющий жесткий контроль;

5)  Инициирующий внимание к подчиненным — Инициирующий структуру.

Позже было замечено, что такое противопоставление одного стиля другому искусственно и не столь однозначно. Во многих случаях отмечалось совпадение в использовании одного и того же фактора руководителями, придерживающимися разных стилей. Так, например, авторитарный руководитель все же может проявлять уважение к своей группе, быть к ней внимательным; в то время как руководитель-демократ может заниматься структурированием задачи своим подчиненным, жестко контролируя их работу.

Такие факторы, как ориентация на человека, внимание к людям, демократичность, осуществление общего контроля, были отнесены к одной категории — «забота о людях», а ориентация на производство, внимание к структуре организации, авторитарность, осуществление жесткого контроля составили другую категорию — «забота о производстве». На основе этих двух категорий Р. Блейк и Дж. Мутон создали решетку управленческих стилей. Эта решетка отражает разное личностное отношение руководителя к названным категориям.

При этом производство понимается гораздо шире, чем просто производство вещей (продуктов или услуг); это и качество стратегических решений, и количество творческих идей, и квалификация персонала и так далее.

«Забота о людях» также понимается в широком смысле слова: это ответственность, основанная на доверии, уважении и личностном росте человека, обеспечение работников хорошими условиями труда, справедливая оплата труда, создание благоприятного социально-психологического климата. По мнению этих исследователей, на управленческий стиль влияет ряд факторов:

1) личность руководителя;

2) требования, предъявляемые к деятельности организации;

3) повседневные производственные ситуации;

4) ценности руководителя;

5) возможности (ограниченный опыт, возможности дальнейшего обучения).

Каждый руководитель использует какой-то свой, присущий ему стиль. Однако в зависимости от ситуации и / или от людей, с которыми приходится работать, руководитель также может использовать и иной, «дублирующий» стиль. Например, чаще всего руководитель может

использовать стиль 5.5, основанный на компромиссе. Однако если использование этого стиля не приводит к положительному результату, руководитель может прибегнуть к стилю 9.1, основанному на жестком контроле и четкой постановке задачи.

По мнению этих авторов, наиболее эффективным управленческим стилем можно считать стиль 9.9, в котором удачно сочетаются рост результативности труда, прибылей организации, чувство удовлетворения от работы, служебный и профессиональный рост работников, физическое и духовное здоровье людей.

Важным во всех исследованиях руководства было то, что они позволили сделать четыре важнейших вывода:

1. Эффективные руководители заняты самим процессом организации управления производством, оставив непосредственный производительный труд своим подчиненным.

2.  Более эффективные руководители дают большую свободу своим работникам в выборе методов работы.

3. Эффективные руководители проявляют больший интерес к работникам, относясь к ним как к личностям.

4.   На текучесть рабочей силы, прогулы, уклонение от обязанностей влияет удовлетворенность работников работой в группе.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!