Попытки возрождения детской благотворительности в ХХ век

Структурная характеристика современной детской благотворитель­ности как ответной реакции на явления социального, культур­ного, экономического и политического кризиса - довольно четкий показатель формирования нового гражданского обще­ства. Современная структура благотворительного сектора пред­ставлена различными фондами: государственными, промыш­ленных предприятий, коммерческих организаций, частных лиц. Однако нужно отметить, что благотворительный сектор имеет более сложную структуру. Наряду с фондами, нынешни­ми формами отечественной благотворительности, воспроизво­дятся и прежние структуры: общества учреждения, приходские попечительства нуждающихся.

Помимо государственных форм детсткой благотворительности в насто­ящее время существует «постсоциалистическая форма» частной индивидуальной/коллективной помощи - благотворительные фонды предприятий, которые (например, таких отраслей, как металлургия, маши­ностроение, химическая, деревообрабатывающая и др.) пред­почтение в предоставлении помощи отдают организациям по­мощи детским, а также СМИ, общественно-политическим организациям.

Структура благотворительности коммерческих организаций существенно отличается от аналогичной структуры промыш­ленных предприятий. Ведущую роль в этой деятельности игра­ют коммерческие банки, которые производят отчисления от налогооблагаемой прибыли. В 1993-1994 гг. пожертвования распределялись следующим образом:

  • социальная помощь—32,2%;
  • поддержка образования — 20,7%;
  • спорт — 7,8%;
  • здравоохранение — 5,3%.

Мотивация благотворительной деятельности достаточно раз­нообразна. Прежде всего она зависела от социальной активно­сти предпринимателя. Спектр мнений широк - от понимания благотворительности как милосердного акта до понимания этой деятельности как вложения определенных инвестиций в буду­щее. Такой разброс мнений воспроизводит, с одной стороны, довольно устаревшую концепцию социальной милостыни, свое­образной общественной повинности «зажиточных социальных слоев» перед неимущими, традиционалистский христианский подход средних веков. С другой — европейский, цивилизационный подход, когда экономическая и социальная стабильность рассматриваются не как дополняющие факторы, а как взаимо­связанные процессы, где благотворительность — один из пока­зателей экономической стабилизации и социальный амортиза­тор (а также инвестиция в определенный электорат).

Частные фонды, как правило, связаны с именем конкретно­го человека, с его видением приоритетности задач в различных общественных сферах, например благотворительные детсткие (частные) фонды Ярошинской, Каспарова. Благотворительный фонд Ярошинской. У благотворительно­го фонда Каспарова следующие цели: финансирование социальных программ помощи детям и другие филантропические акции.

Структура деятельности благотворительных обществ по соци­альной защите различных групп населения сложна и разнооб­разна. Можно привести следующие примеры. Есть общества, общественные группы, фонды, защищающие детей: региональные, межрегиональные, международные.

Благотворительные учреждения в XX в. существенно отлича­ются от заведений данного профиля прошлого века. Во-первых, их организаторы имеют определенный опыт работы в той или иной области. Обычно у них имеется базовое образование и выс­шая профессиональная квалификация, иногда для решения поставленных задач привлекаются специалисты из смежных областей.

На сегодняшний день в сфере частной благотворительной деятельности существует ряд очевидных проблем, с которыми сталкиваются как бизнес-структуры, готовые жертвовать средства на решение различных социальных проблем, так и отдельные предприниматели, ищущие финансовую поддержку. Опыт благотворительных пожертвований можно в целом охарактеризовать, как со стороны корпораций, так и со стороны частных лиц, как эпизодический и преимущественно адресный. Жертвователи хотят видеть наглядные результаты своего участия, и поэтому предпочитают оказывать поддержку непосредственно тем, кто в ней, по их мнению, реально нуждается. А в итоге, социальные проблемы города остаются нерешенными. Тому причинами могут быть как внешние, так и внутренние факторы.

На сегодняшний день существует очевидная проблема неразвитости теоретической базы благотворительной деятельности, недостаточности знаний руководителей предприятий о принципах благотворительной деятельности. Зачастую на предприятии даже нет продуманной социальной политики, социальные проблемы решаются адресно, согласно собственной «интуиции». В результате деньги, которые они дают раз от раза в виде благотворительной помощи, ими не контролируются и реально не решают социальные проблемы в городе. Представители бизнеса ограничиваются разовыми акциями, руководствуясь, главным образом эмоциями и стремлением удовлетворить краткосрочные интересы. Стремятся выбрать для поддержки объекты, хорошо известные общественности вместо того, чтобы выбрать объекты, действительно нуждающиеся в поддержке. В результате у руководителей бизнес-структур растет неудовлетворенность в своей благотворительности.

Также, согласно социологическим исследованиям, ограниченное участие или неучастие представителей бизнеса в благотворительных акциях объясняется общей неустойчивой экономической ситуацией, требующей резервных средств, собственными ограниченными возможностями, неблагоприятной системой налогообложения.

Серьезным барьером для потенциальных благотворителей остается недоверие к существующим благотворительным фондам, организациям, неуверенность в том, что переданные средства будут эффективно использованы и удастся достичь реальных результатов. Однако на практике действительно существуют реальные случаи, когда люди используют благотворительность для достижения политических и общественных целей и эксплуатируют идею сострадания для собственной выгоды (особенно это было выражено в политических баталиях до той поры, пока закон не запретил кандидатам в депутаты заниматься благотворительностью во время предвыборных кампаний).

Согласно различного рода социологическим исследованиям, многие потенциальные жертвователи отмечали, что до сих пор процесс официального оформления благотворительной помощи остается сложным, очень трудно отчитываться перед налоговыми службами в том, что помощь была реально оказана. В этой связи многие корпорации предпочли бы безвозмездно или с большой скидкой предоставлять общественным организациям услуги и материальные ценности. Здесь становится очевидной необходимость создания благоприятной налоговой ситуации для благотворителей (до сих пор не установлена льгота по подоходному налогу для физических лиц, перечисляющих средства в третий сектор, причем она должна иметь место при вложениях в любые некоммерческие организации: не только в государственные, как сегодня, но и в негосударственные; региональными органами законодательной власти не установлены льготы по налогам для благотворителей при условии контроля за выполнением ими их миссий; благотворительная активность коммерческих структур не дает им право установления льгот по аренде помещений).

Также и при освещении благотворительной деятельности бизнеса в СМИ наблюдаются определенные сложности. Многие руководители предприятий, готовые оказывать благотворительную помощь, отмечают, что материалы о благотворительности не публикуются. Причинами этого можно назвать отсутствие интереса со стороны СМИ, с одной стороны, и зависимость от личных отношений директоров с отдельными изданиями - с другой. Достаточно часто случаи, когда редакции требуют оплаты материала на правах рекламы, имеют место быть. Но здесь есть и другой момент: возможно, оплата иногда и не требуется, однако со стороны редакции интерес достаточно слаб - гораздо важнее напечатать информацию о "горячих" фактах, громких событиях, сенсациях, а реальная благотворительность остается без внимания. Также руководители сталкиваются еще и с иронией, когда журналисты считают, что руководство, пытается мелкими подачками скрыть свою сущность, притворяясь добрыми и честными.

Таким образом, помимо государственных структур помощи детям на территориях, складывается сеть общественных и благотво­рительных учреждений, которые занимаются проблемами со­циальной помощи. Они оказывают поддержку многодетным семьям, матерям, которые одни воспитывают своих детей, работают с подростками по ме­сту жительства. Благотворительные организации имеют свои программы работы, свою систему финансирования, а в отдель­ных случаях - и производственные мощности.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!