Понятийный аппарат научного исследования в области социальной работы

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Понятийным аппаратом научного исследования принято считать теоретическую конструкцию, определяющую противоречие, проблемную ситуацию и проблему исследования, объект и предмет изыскания, формулирование цели и задач исследования и т.д. Наша задача представить названные категории и «расшифровать» возможные варианты их формулирования.

Итак, исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация или проблема. С точки зрения познавательного процесса проблемная ситуация (проблема) – это «знание и незнании» (вернитесь к параграфу 1.5), несоответствие или противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий (Ядов, с. 71). Это гносеологический смысл проблемы. Ее предметная сторона – это явления и процессы, вызывающие беспокойство. Например, социальная дезорганизация, конфликт интересов некоторых социальных групп, угрожающие стабильности общества и государства. Однако одновременно эти процессы являются главным фактором социальных изменений и поэтому заслуживают особенного внимания.

Предметная и гносеологическая стороны проблемы тесно взаимосвязаны. В простейшем случае – это недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать уже имеющиеся знания для уяснения и возможного регулирования социальных процессов. В других случаях – это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически необъяснима, а следовательно, нет и соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны общества.

Степень сложности научно-познавательной проблемы зависит:

а) от соотносительной сложности объекта исследования и достигнутых о нем знаний;

б) от уровня зрелости общественной потребности в прояснении ситуации и разрешении социальных противоречий;

в) от состояния научного и практического знания в соответствующей области.

Приступая к поиску формулировки проблемной ситуации, исследователь обычно начинает с некоторой общей постановки вопроса (нащупывание проблемы), а затем уточняет его в серии более разветвленных формулировок, т.е. конкретизирует проблему. Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования:

а) возможно более точное разграничение между «проблематичным», т.е. искомым, неизвестным, и «непроблематичным» как данным  и известным;

б) отчетливое отделение друг от друга существенного и несущественного в отношении общей проблемы;

в) расчленение общей проблемы на ее элементы и упорядочение по частным проблемам, а также по их приоритету.

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им может быть социальный процесс, или область социальной действительности, или какие-то социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию. Объект исследования в социальной работе – это то, на что направлен процесс познания.

Помимо объекта выделяется также предмет исследования – те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя.

Рассмотрим формулирование проблемы, объекта и предмета исследования на конкретном примере. Предположим, что в целом исследование посвящено рассмотрению вопросов выбора профессии выпускниками средней школы. Проблема этого исследования – несоответствие между равными правами в выборе профессии и фактическим неравенством возможностей разных социальных групп в реализации этих прав. Объект исследования - выпускники школ и их родители в момент выбора профессии. Предмет исследования – соотношение между планами о выборе профессии и их реализацией на практике.

Отметим, что предмет исследования обычно содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нем закономерность или центральную тенденцию. Постановка такого вопроса – источник выдвижения гипотезы исследования (о гипотезе исследования более подробно смотри в параграфе 1.5).

Итак, формулировка проблемы и отсюда – выделение объекта и предмета исследования – первый шаг в разработке понятийного аппарата исследования.

Цель исследования ориентирует его на конечный результат, теоретико-познавательный и практически прикладной. Задачи раскрывают пути достижения цели, т.е. формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели исследования.

Таким образом, точная формулировка цели и задач изыскания дисциплинируют исследователя и повышают эффективность всей исследовательской деятельности.

Полновесный понятийный аппарат исследования включает в себя также и другие компоненты (методологические основы исследования, ме­тоды исследования, теоретическая и практическая значимость, база исследования и др.),  однако для курсовой или выпускной квалификационной работы достаточным является «усеченный» вариант понятийного аппарата, содержание которого определяется Требованиями к выпускной квалификационной работе в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!