Понятие «Возрождение» и общая характеристика эпохи

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Возрождение (франц.— «Ренессанс», итал. — «Ринашименто») — явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы, вызванное начавшимися процессами постепенного пере­хода от феодальных отношений к капиталистическим.

Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV— XVI вв. При этом до конца XV в. Ренессанс оставался в основном итальянским явлением.

Термин «Возрождение» был впервые введен в XVI в. известным итальянским художником, архитектором и историком искусства Джордже Вазари (1511—1574). Под ним понималось всестороннее развитие нового искусства, основанного на изучении природы и возрождении античной культуры.

У гуманистов эпохи Возрождения этот термин еще не получил четкого выражения. Более определенно он раскрывается в конце XVII в. в трудах французского мыслителя Пьера Бейля (1647—1706), выражая протест против средневекового варварства. В XVIII в. деятели эпохи Просвещения как непосредственные преемники гуманистов XVI в. вложили в это понятие новое содержание. Так, Вольтер видел в Возрождении прогресс человеческого разума, при­шедший на смену варварству и невежеству Средневековья. Наука XIX в. распространила понятие «Возрождение» на все сферы жизни общества рассматриваемой эпохи и определила характерные черты культуры этого времени.

Эпоха Возрождения — это эпоха больших экономических и социальных преобразований в жизни многих государств Европы, эпоха радикальных изменений в идеологии и культуре, эпоха гума­низма и просвещения.

В этот исторический период в различных областях жизнедея­тельности человеческого общества возникают благоприятные усло­вия для небывалого взлета культуры. Развитие науки и техники, великие географические открытия, перемещение торговых путей и появление новых торговых и промышленных центров, включение в сферу производства новых источников сырья и новых рынков существенно расширяло и изменяло представление человека об окружающем мире. Высокого расцвета достигают наука, литература, искусство.

Меняются представления о самом человеке, о его месте и роли в природе и обществе. Идеалом личности новой эпохи становится человек хорошо развитый физически и умственно, обладающий сильной волей, отвагой и предприимчивостью. Человек новой эпохи стремится к духовной свободе; средневековый аскетизм вытесняется радостью бытия, свободой творчества, проявлением индивидуаль­ности. На смену вере приходит знание, основанное на практическом опыте.

Это было время, нуждавшееся в титанах мысли, духа, учености, и эпоха Возрождения породила таких титанов. Она дала человече­ству целый ряд выдающихся ученых, мыслителей, изобретателей, путешественников, художников, поэтов, деятельность которых вне­сла колоссальный вклад в развитие общечеловеческой культуры. Таким образом, Ренессанс принес глубокие перемены во все области жизни общества своей эпохи.

Фундаментальным для культуры Возрождения является обраще­ние к античному наследию. В то же время Возрождение не было и, конечно, не могло быть лишь простым повторением античности в культуре новой эпохи. Европейское общество в своем развитии ушло далеко вперед, пройдя тысячелетний путь Средневековья и еще более длительный период существования христианства, которое пронизывало все формы общественного бытия и сознания, выдви­нуло новый круг идей и образов, эстетических идеалов, новое мировоззрение. Поэтому культура Возрождения явилась сплавом античных традиций и форм с традициями Средневековья и христи­анства, с новыми веяниями и представлениями.

Идеологическое движение эпохи Возрождения имело два на­правления — религиозное и светское. Первое нашло свое выраже­ние в реформации — движении, принявшем форму борьбы против католической церкви (в рамках религиозных учений) и бывшим по своей сути антифеодальным. Второе направление проявилось в формировании нового мировоззрения и новой культуры, ставшее основным идейным содержанием Возрождения и получившее на­звание гуманизм (от лат. humanus — человечный).

Идеологи Возрождения противопоставляли новую эпоху эпохе Средневековья. Художники, писатели, философы поставили в центр своего творчества человека. Они отвергали жесткие ограничения средневековых канонов в изобразительном искусстве и принятые в нем условности. Осмысление и более углубленное понимание при­роды и сущности человека — основа культуры Возрождения. Опо­рой для такого понимания стала античность, где человек был мерой всех вещей, где все, что создавалось, было соразмерно человеку и философия изучала главным образом человека. Поэтому возвраще­ние к античности отвечало идеалам и целям людей новой эпохи.

Важнейшей чертой мировоззрения эпохи Возрождения был индивидуализм. Новые общественные отношения буржуазного об­щества с его конкуренцией и предпринимательством требовали от человека личной инициативы, активной деятельности, проявления всех его индивидуальных качеств для достижения успеха. Теперь не происхождение определяло место и значение человека в обществе, а его способности и его деятельность. Индивидуализм стал основой мировоззрения новой эпохи.

Другой его важной чертой выступает интерес к естествознанию. Естественные науки были теоретической основой для развития производства и в то же время — идейным оружием в борьбе с религиозной идеологией. В эпоху Возрождения были сделаны ве­ликие открытия в астрономии (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей), медицине (Ф. Парацельс, А. Везалий, М. Сервет и др.), математике (Дж. Кардано и др.), а также в географии, геологии, зоологии, ботанике и других науках.

Характерной чертой нового мировоззрения было также пробуж­дение национального самосознания. У людей возникает чувство патриотизма, формируется понятие отечества, его не могло быть в условиях феодальной раздробленности эпохи Средневековья. Поя­вились работы по истории (Бруни, Флавио Бьондо, Макиавелли, Гвиччардини в Италии, Якоб Вимфелинг, Иоганн Авентин в Ге­рмании и др.). В эпоху Возрождения окончательно формируются итальянский, французский, английский, немецкий языки. Возникает литература на этих языках, латынь же в XVI в. постепенно перестает быть живым языком живой литературы.

Изобретение И. Гутенбергом в середине XV в. книгопечатания, появление газет дало возможность большему числу людей сопри­коснуться с печатным словом, с кругом вопросов, которые до этого были уделом немногих.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!