Понятие ценностей в социальной работе. Мето-, макро-, мезо- и микроуровни ценностей социальной работы

Ценность - это свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном или личностном отношениях. Ценность совмещает в себе изменчивость и устойчивость, объективность и субъективность, абсолютность и относительность. Она не существует вне оценки, оценочного отношения. Под оценкой обычно понимают суждение о значении предмета или явления для людей, вступающих с ними в оценочные отношения. Оценочное отношение возникает не к любому предмету или явлению, а лишь к такому, который имеет индивидуальную или социальную значимость. В процессе (и в результате) отношения формируется оценка как суждение о значимости данного феномена для человека и человечества. Оценочное суждение, как и познавательное, основывается на наличии объективного предмета и его свойств, которые оцениваются; на относительно общем понимании того, что оценивается; оценочное суждение, как и познавательное, может быть верным и неверным. Во-вторых, оценочное суждение носит нормативный характер, предполагает наличие нормы-эталона, с которой сравнивается, сопоставляется оцениваемый предмет или явление. В этом отношении различие познавательного и оценочного суждений заключается и в том, что любое явление, любую "вещь-в-себе" в принципе можно познать, но не любое - признать ценностью. Более того, существуют антиценности, т.е. явления, имеющие отрицательную значимость для человека (например, смерть), существуют также феномены и предметы, не имеющие значимости для человека.

В силу множества предметов и процессов, имеющих значение для человека, а также многообразия человеческих потребностей и ориентаций возникает большое количество различных ценностей, которые по определенным основаниям можно привести в систему. Наибольшее распространение получили классификации ценностей по следующим основаниям. По содержанию деятельности, в которой реализуются или обретаются ценности, последние квалифицируют как производственные, бытовые, профессиональные и др. По широте их содержания выделяют индивидуальные, групповые (классовые, этнические, конфессиональные и др.) и общечеловеческие ценности. По сферам общественной жизни различают материально-экономические, социально-политические и духовные ценности. Так, к ценностям материальной жизни относятся природные ресурсы, орудия труда. К социальным ценностям относятся общественные институты, необходимые человеку - семья, этнос, Отечество. Ценности духовной жизни - это знания, нормы, идеалы, вера и т.п.

По значимости для человека и человечества все ценности делят на высшие и низшие. Как правило, они совпадают с абсолютными и относительными ценностями, которые обусловлены длительностью их существования. Высшие (абсолютные) ценности обладают неутилитарным характером, они являются ценностями не потому, что служат для чего-либо иного, а напротив, все иное приобретает значимость лишь в контексте высших ценностей. Эти ценности непреходящи, вечны, значимы во все времена, абсолютны. Они воспринимаются человеком как нечто такое, что другим быть не может в принципе.

Система ценностей была сформирована в процессе историчес­кого развития социальной работы от ее праисторических форм до современного состояния. С изменением исторических усло­вий происходила трансформация ценностных ориентиров. Од­нако общественное благо, справедливость, ответственность за поддержку беззащитных — всегда были важнейшими доминантами философского осмыс­ления гражданских и политических прав человека. Философ­ская основа общественных учений и идеалов в конечном итоге образовали не только ценностные концепты индивидуального взаимодействия нуждающегося и помогающего субъекта, но и ценностные ориентации профессиональной социальной работы. Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему, мировоз­зренческий концепт профессиональной субкультуры, где реа­лизуются убеждения и отношения, идеалы и стремления, нор­мы и практические принципы взаимодействия, этические пра­вила и профессиональные ценности.  Философские ценности социальной работы в мультикультурном пространстве выступают как ценности профессиональной субкультуы, когда профессия рассматривается на уровне меж­дународного сообщества. Отсюда ценности профессиональной субкультуры рассматриваются на метауровне в контексте гло­бальных цивилизационных целей и задач. Философские ценности на уровне профессиональных норм и требований охватывают иной пласт ценностных ориентиров. Макроуровень определяет цели и задачи общего характера, они связаны с корпоративными принципами и нормами взаимодей­ствия, отношениями и системой коллективной ответственности. Мезоуровень ценностных ориентации социальной работы связан с ценностнями клиентов; абстрактными, групповыми, операциональными и инструментальными. Микроуровень философских ценностей социальной работы, отражает ценностный спектр профессионального взаимодейст­вия социального работника и клиента (индивидуальные интер­венции и взаимодействия).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!