Понятие, сущность и содержание туристической деятельности и туризма

26 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В современной научной отечественной и зарубежной литературе опи­сано достаточно много подходов к определению понятия «туризм». По разным признакам эти подходы можно объединить в несколько групп:

- туризм как особая форма передвижения людей по маршруту с це­лью посещения конкретного объекта или удовлетворения специального интереса и возвращения к месту постоянного жительства;

- туризм как движение (перемещение) людей, их нахождение вне постоянного места жительства и временное пребывание на объекте инте­реса (поездки);

- туризм как особая форма развития личности, реализуемая через его социально-гуманитарные функции (воспитательную, образовательную, оздоровительную и спортивную);

- туризм как популярная форма организации отдыха, проведения досуга;

- туризм как отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находя­щихся временно вне места постоянного жительства («промышленный» подход к определению туризма);

- туризм как сегмент рынка, на котором сходятся предприятия тра­диционных отраслей хозяйства (транспорта, общественного питания, гос­тиничного хозяйства, культуры, торговли и др.) с целью предложения сво­ей продукции и услуг потребителям (с точки зрения теории маркетинга);

- туризм как явление, выходящее за пределы традиционных пред­ставлений, ассоциированных исключительно с отдыхом (на конференции ВТО по статистике путешествий и туризма, проходившей в 1991 г. в Отта­ве (Канада), в качестве концепции был выбран аспект спроса, и туризм получил такое определение: «Деятельность лиц, путешествующих и осу­ществляющих пребывание в местах, находящихся за пределами их обыч­ной среды, на период не более одного года подряд с целью отдыха, с дело­выми и прочими целями»);

-туризм как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачива­емой деятельностью в стране (месте) временного пребывания» (по опре­делению Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).

Анализируя понятие «туризм» с использованием системного подхо­да; выделим концепцию Лейпера. Он считает туризм системой, состоящей из следующих основных элементов:

1) географический компонент;

2) туристы;

3) туристская индустрия.

Географический компонент включает в себя три основных составля­ющих:

а) регион, «порождающий» туристов;

б) транзитный регион;

в) регион туристской дестинации.

Регион, «порождающий» туристов, представляет собой не что иное, как место, откуда туристы начинают свое путешествие и где они его за­канчивают. Ключевыми вопросами изучения данного элемента являются характерные факторы, стимулирующие спрос на туризм и включающие географическое расположение таких мест, их социально-экономические и демографические характеристики. Совершенно естественно, что основ­ные маркетинговые операции индустрии туризма осуществляются имен­но здесь.

В регионе, «порождающем» туристов, постоянно идет процесс моти­вации (и стимулирования) потенциальных потребителей к путешествиям. Люди читают книги о разных странах, просматривают журналы, изучают рекламную информацию (например, проспекты о курортах), смотрят телевизор, общаются со знакомыми и родственниками, наконец принимают определенное решение и отправляются в путешествие.

Направляясь к цели своего путешествия, туристы на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней) могут остановиться в так назы­ваемом транзитном регионе. Это прежде всего место пересадки с одно­го транспортного средства на другое (например, с самолета на автобус, который доставляет к цели путешествия), поэтому транспортное обслу­живание здесь играет щавную роль. Одной из функций транзитного реги­она является также предоставление туристам услуг предприятиями обще­ственного питания (ресторанами, кафе и т.д.). Однако туристы могут остановиться здесь и на несколько дней с целью осмотра достопримеча­тельностей, если данная территория таковыми обладает и они представля­ют определенный интерес.

Транзитный регион (транзитный маршрут) является связующим звеном между регионом, «порождающим» туристов, и регионом туристской дести-нации. Это понятие является одним из ключевых элементов данной схемы, поскольку именно через транзитный регион могут проходить разные турист­ские потоки. Однако цель путешествия-это регион туристской дестинации. Остановимся на понятии дестинации, ее сущности и особенностях.

Слово «дестинация» произошло от латинского и означает местона­хождение. Этот термин стал широко использоваться в конце 90-х годов XXв. В зарубежной литературе существуют два подхода к определению понятия «дестинация».

В рамках первого подхода дестинация описывается как территория, имеющая определенные географические границы (Лейпер).

Согласно другой точке зрения дестинация - это географическая тер­ритория, обладающая привлекательностью для туристов. То есть на первый план выступает категория привлекательности, которая может быть неодинаковой для разных групп туристов. Например, туристы разного воз­раста, достатка, интереса, отдыхающие на одной ограниченной террито­рии (кемпинг, отель), могут иметь совершенно несовпадающие цели путе­шествия. Одних больше привлекают пляжи и море, других-исторические места и музеи, для третьих важен активный отдых и развлечения и т.д.

Таким образом, дестинация (место назначения) привлекает путеше­ственников для временного пребывания, поскольку она обладает харак­терными особенностями, которых нет в странах их проживания. Индуст­рия туризма этих мест предназначена для расселения (размещения), организации питания, отдыха и развлечений, розничной продажи товаров туристского спроса и сувениров и пр.

Вместе с тем далеко не любая территория может быть отнесена к де­стинации. Для того чтобы место (территория) могло называться дестина-цией, оно должно отвечать следующим основным требованиям:

1) наличие определенного набора услуг, необходимых для принятия туристов, причем это должен быть именно тот набор услуг и такого каче­ства, которых турист ожидает, приобретая предлагаемый ему туристский продукт. К такому набору в первую очередь относятся:

-доставка (транспорт) до дестинации и обратно. В настоящее время требования потребителя к качеству обслуживания и комфортности пере­возки увеличиваются, и их выполнение должно быть обязательным,

- возможность ночлега (наличие отелей, кемпингов, дачных доми­ков и пр.) и питания (рестораны, кафе, бары и др.) с соответствующим уровнем обслуживания;

2) наличие достопримечательностей, которые могли бы заинтересовать туристов. Именно по этому поводу возникает конкуренция между дестинаци-ями. Чем интереснее место с точки зрения возможностей увидеть и узнать больше нового, отдохнуть и развлечься, тем выше его рейтинг среди конку­рентов и соответственно тем больше оно посещается туристами;

3) наличие информационных систем, которые являются необходи­мым инструментом продвижения продукта на туристском рынке. Прежде всего это возможность доступа к информации систем компьютерного ре­зервирования и бронирования.

Можно сделать следующий вывод: дестинация - это территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребно­стям туриста, удовлетворяют его спрос на перевозку, ночлег, питание, развлечения и т.д., и являющаяся целью его путешествия.

Дестинация может быть первичной и вторичной.

Первичная дестинация своей привлекательностью вызывает у клиен­та интерес посетить ее и соответственно главная цель - удовлетворить этот интерес за определенный, достаточно длительный промежуток вре­мени (например, за неделю).

Вторичная дестинация (или остановка в пути) представляет собой место, в котором неизбежна остановка на пути к первичной дестинации. Основная задача вторичной дестинации - удовлетворение желаний ту­ристов на один-два дня. Она, с одной стороны, является лишь необходи­мой остановкой на пути к первичной дестинации, с другой стороны, мо­жет также быть для туристов местом посещения на несколько дней с целью осмотра достопримечательностей. Поэтому вторичная дестинация долж­на привлекать большее число туристов, но на короткое время.

Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Первичная де­стинация всегда характеризуется определённым местоположением терри­тории (например, Диснейленд), вторичная должна обязательно удачно рас­полагаться по отношению к транспортным коммуникациям.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!