Понятие «стратегический менеджмент» и сущность стратегического планирования

23 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Функция планирования занимает основополагающее место в последовательности других функций управления предприятием, корпорацией. Планирование заключается в разработке и практи­ческом осуществлении планов, определяющих будущее состояние предприятия как социально-экономической системы, путей, спосо­бов и средств его достижения. Тогда план понимается как намечен­ная на определенный период работа с указанием ее целей, содержа­ния, объема, методов, последовательности, сроков выполнения. Сущность планирования представляется как заблаговременный план и детальная подготовка к будущему. Содержание планирова­ния как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с уче­том материальных, трудовых и финансовых источников его обес­печения и спроса рынка.

В зависимости от планового периода выделяются следующие виды планирования: перспективное (10-20 лет), долгосрочное (5- 15 лет) и среднесрочное (2-5 лет) планирование принято назы­вать стратегическим планированием, а краткосрочное (от смены до 2 лет) - текущим или операционным.

В качестве ведущей идеи, отражающей сущность стратегичес­кого управления, в 60-70-х гг. XXвека обосновывается идея необ­ходимости переноса внимания высшего менеджмента на окруже­ние для обеспечения возможности своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.

На бытовом уровне стратегически мыслящий человек задает себе множество вопросов, например: «С кем и для чего наладить зна­комство?»; «Кого поздравить с праздником?»; «Какое получить об­разование»; «За кого выйти замуж?» и т. д. На уровне организации аналогичными вопросами являются: «Какой бизнес прекратить, а какой продолжить?»; «Как стать конкурентоспособным в своей де­ятельности?». Чтобы ответить на эти вопросы, применяют этот новый тип управления, в основе которого выявление возможнос­тей, позволяющих прогнозировать альтернативные варианты бу­дущих изменений. Поэтому современный стратегический менедж­мент считают программным способом мышления и управления, позволяющим обеспечивать согласование целей и возможностей организации с интересами всех заинтересованных сторон в про­цессе роста или развития.

Рост - это в основном увеличение размеров организации. Раз­витие означает качественное изменение и обновление организации, повышение эффективности ее функционирования на основе совер­шенствования техники, технологии и организации труда, и в пер­вую очередь улучшение качества выпускаемой продукции. Когда говорят о стремлении организации к развитию, имеют в виду, что расширяется объем товаров « услуг, повышаются конкурентные преимущества на основе реализации инновационных технологий, создается новый продукт, формируются условия для развития твор­ческого потенциала работников, повышается производительность труда, увеличивается прибыль. Направленность развития опреде­ляется стратегией.

Стратегия (греч. -trategia- «войско вести») - общий план ведения работы. В менеджменте это теоретические и практичес­кие вопросы подготовки предприятия, компании к развитию; это общий план управленческих действий, исходящий из установле­ния и соотношения основных собственных возможностей и воз­можностей конкурентов и направленный на достижение целей: укрепление либо расширение рыночной позиции и удовлетворе­ние возрастающих потребностей и интересов ключевых субъек­тов организационных, социальных и экономических отношений предприятия, фирмы - собственников труда и капитала, государ­ства. В этой связи стратегическое управление - это такое управ­ление организацией, которое опирается на человеческий потен­циал как основу организации, ориентирует производственную де-

ятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и прово­дит своевременные изменения в организации, отвечающие вызо­ву со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурент­ных преимуществ.

В современных условиях развитие всегда связывают с повыше­нием конкурентных преимуществ. Цель любой организации - найти и занять место в рынке, укрепиться на этом рынке и со своей сторо­ны оказывать влияние на конкурентов. Для этого необходимо отве­тить на вопрос: «Как это сделать»? Например, Макс Портер (про­фессор Гарвардской школы бизнеса) выделяет три основные стра­тегии развития организаций:

- лидерство в минимизации издержек производства, за счет чего снижаются себестоимость и цена;

- лидерство в новизне продукта и специализации производ­ства, за счет чего завоевываются неосвоенные сегменты рынка;

- концентрация усилий на каких-то определенных сегментах рынка.

Стратегический менеджмент - это обязательная и самостоя­тельная часть управления объектом. Стратегический менеджмент необходимо отличать от менеджмента функционирования (опера­ционного), то есть обеспечения текущей деятельности, направлен­ной на реализацию стратегических задач.

Основой стратегического управления являются планы на бу­дущее, ближайшее и настоящее время. По словам П. Дракера, стра­тегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня.

Стратегическое планирование представляет собой набор дей­ствий и решений, предпринимаемых менеджментом высшего уров­ня, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназ­наченных для того, чтобы организация достигла своих долгосроч­ных целей/5/. Согласно П. Лоранжу, процесс стратегического пла­нирования является инструментом принятия управленческих ре­шений. Его задача в достаточной степени обеспечить нововведения и изменения в организации, обеспечивающие ее конкурентное пре­имущество в долгосрочном периоде. В рамках стратегического пла­нирования он рассматривает четыре основных вида управленчес­кой деятельности: распределение ресурсов, адаптация во внешней среде, внутренняя координация и осознание организационных стра­тегий.

Процесс распределения ресурсов предусматривает определение главных направлений использования ограниченных ресурсов, та­ких как фонды, дефицитные управленческие таланты и опыт. Зада­чей этого процесса является сокращение издержек производства и направления полученных эффектов на инвестирование развития.

Адаптация предприятия охватывает все действия стратегичес­кого характера, позволяющие адаптироваться во внешней среде с ее возможностями и угрозами, адаптировать среду для сохранения своей жизнеспособности и эффективного функционирования. Стра­тегическое планирование, основанное на наиболее вероятных про­гнозах поведения среды и своих внутренних резервах, обеспечива­ет в большинстве случаев успешное преодоление кризисных ситуа­ций и развитие.

Внутренняя координация включает координацию стратегичес­кой деятельности внутри предприятия, выявление и отображение ее сильных и слабых сторон с целью достижения внутреннего целе­направленного единства всех элементов предприятия как социаль­но-экономической системы.

Осознание организационных стратегий предполагает осуще­ствление систематического раскрытия и развития потенциала ме­неджеров для снижения ресурсных потерь в производстве по орга­низационным факторам. В современной деятельности промышлен­ных предприятий возможности технологического высокопроизво­дительного оборудования, в том числе импортного, используются всего на 30-40%. Способность менеджмента учиться на опыте про­шлых стратегических решений отечественных и зарубежных пред­приятий, фирм обеспечит повышение профессионализма в облас­ти стратегического и текущего управления.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!