Понятие, специфика и основные характеристики общественного мнения

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Феномен общественного мнения всегда вызывал самый прис­тальный интерес у исследователей. В научной литературе было высказано много идей о роли и значении общественного мнения в государственном управлении и в общественной жизни, о высоком статусе "гласа народа" в политической деятельности, о противоречивом характере его природы, о зависимости общественного мнения-от социальной структуры общества, от интересов различных социальных общностей, слоев и групп, от господствующей системы ценностей и т.п. Вместе с тем, как справедливо отмечает известный исследователь данного феномена М.К.Горшков, взгляды различных ученых на общественное мнение так и не сложились в подлинно научную концепцию, дающую всестороннюю, адекватную трактовку данного явления[1].

Более того, при всем многообразии литературы, посвященной изучению общественного мнения, сама степень его научного осмысления оценивается также по-разному. Так, например, А.К.Уледов, один из крупнейших отечественных специалистов в сфере духовной жизни общества, полагает, что "общественное мнение за последние годы являлось предметом интенсивного изучения, и многие его особенности... довольно подробно выяснены"[2].

В представлении В.С.Коробейникова "общественное мнение - одно из интереснейших и сравнительно еще малоисследованных проявлений человеческого духа"[3]. Достаточно сказать, что только в отечественной литературе насчитывается около тридцати определений понятия "общественное мнение".

Данный факт объясняется, по крайней мере, двумя причинами. Во-первых, сущность общественного мнения, его природа, механизм формирования и проявления весьма сложны, так как детерминированы многочисленными, разнообразными и разнодействующими, быстро меняющимися социально-экономическими, политическими и духовными факторами, что особенно характерно для нынешнего состояния всех сторон общественной жизни страны.

Во-вторых, многоцветие в оценках и понимании природы об­щественного мнения, механизмов его формирования и проявления можно объяснить и тем обстоятельством, что каждый его использователь стремится сформировать свое собственное понимание этого духовногоявления, выделить в его содержании именно ту часть, которую он считает главной. Старая пословица в данном случае права: "Сколько людей -

столько и мнений".

Нет необходимости детально анализировать имеющиеся много­численные подходы к определению общественного мнения как явления, следует лишь, на наш взгляд, подчеркнуть те его главные компоненты, подмеченные исследователями, которые позволят нам отразить его сущность, природу и особенности.

Итак, общественное мнение рассматривается как:

-        своеобразный способ существования общественного сознания в виде неофициального   массового   сознания   социальных  групп,   объединений людей,   связанных  общностью  интересов,   в  которых  фиксируется  их отношение к событиям или явлениям общественной жизни[4];

  1. составная часть общественного сознания, включающая в себя отношение людей к событиям и фактам социальной действительности, имеющим общественный интерес[5];
  2. коллективное суждение,   в котором в форме оценки (одобрения или осуждения) выражается отношение к   чему-либо   на   основе общего интереса и воли[6];
  3. это   не   только   и   не   столько   суждение   о   чем-то.   Это   конкретно-исторический механизм связи суждений с действиями людей, механизм воплощения мнения на практике[7].Но все сказанное неполно отражает природу и сущность ана­лизируемого нами явления. Чтобы сформировать полное представление о сущности и природе общественного мнения, о его специфике, остановимся на характеристике понятия "мнение". Общепринято считать, что мнение проявляется через суждения людей. Логика под суждением понимает связь между понятиями (субъектом и предикатом), психология изучает развитие суждений как формы абстрактного, логического мышления. Различают дескриптивные (описательные) суждения, выражающие внешние признаки предмета, нормативные суждения (суждения - предписания), широко применяемые в морали и праве, оценочные суждения, выражающие конкретное мнение субъекта об объекте (предпочтение или отклонение, одобрение или порицание и т.п.).В этой связи следует указать на имеющую место методологическую ошибку в содержании того социологического инструментария (документа), используемого для изучения общественного мнения по какой-либо проблеме, вопросы которого направлены в большей степени на выявление знаний респондентов об этой проблеме, их объеме и направленности, чем на ее оценку. Естественно, что в основе любой оценки лежит определенный уровень (объем) знаний, но для изучения общественного мнения важно знать не просто мнение-факт, а мнение-оценку, через которую проявляется личностное отношение человека к тому или иному факту, а не просто информированность о нем. Личностное же отношение человека к чему-либо говорит о той шкале ценностей, которой он руководствуется, о той системе мировоззренческо-убежденческих координат, в которой он живет, об его потребностях и интересах. А так как потребности и интересы имеют объективную природу и социально обусловлены, то ценностно-оценочное мнение, возникающее на их основе, выступает субъективной формой выражения субъективной реальности. Социальная   детерминация   раскрывает   содержание   самого   механизма возникновения из разрозненных мнений общего мнения, его развития от индивидуального к групповому и коллективному, а от него - к об­щественному. Мы уже подчеркнули, что в основе мнения лежит опре­деленный объем знаний о предмете, факте или явлении, вокруг которого это мнение складывается. Общественное мнение как ценностно-оценочное суждение также предполагает вполне определенный уровень информационности его носителей (субъектов). Чем полнее знания субъекта о предмете его суждения, тем объективнее будет данное суждение. По качеству и объему знаний можно судить об истинности или неистинности мнения-суждения. Поэтому именно в уровне информированности, в объеме знаний кроются возможности зрелости, объективности, компетентности и правдоподобности мнения.Мнение основывается на знаниях, и чем выше уровень знаний, тем компетентнее мнение человека, высказывающего его. Совпадение субъективного мнения с другими мнениями или знаниями, что происходит в результате обмена мнениями, поиска аргументов, доказательств, придает мнению силу утверждения. В этих случаях обычно говорят не "я думаю", "я полагаю", не "мне представляется", а "я утверждаю". Здесь субъективное мнение, обоснованное силою знаний, становится более истинным, компетентным, выражает в себе определенную степень убежденности.Разноречивы исследователи при выделении субъекта общественного мнения. В его состав включают и конкретную личность, и общество в целом. При определении субъекта (носителя и творца) общественного мнения возникает вопрос: "Каковы его качественные и количественные рамки?". Иначе говоря, какая социальная общность может считаться полноценным субъектом общественного мнения, и какова должна быть численность этого субъекта? И еще один вопрос представляется существенным: "Кого следует относить к субъекту общественного мнения: его выразителей, его творцов или и тех, и других?".Следует сразу же подчеркнуть, что количественная и качественная границы субъекта общественного мнения взаимосвязаны между собой. Говоря о содержании мнения всего населения страны, региона, города, района либо мнения коллектива, молодежи, учителей, врачей, сотрудников органов внутренних дел и других социальных групп как общего для них мнения в рамках той или иной социальной общности, естественно имеется в виду мнение не одного человека, а мнение большинства этой группы или общности.В литературе, посвященной анализу общественного мнения, обычно выделяют следующие этапы становления коллективных суждений людей:
  4. Любая социальная общность состоит из индивидов и поэтому, естественно, что общее для этой общности мнение не может сложиться иначе, как на основе мнений индивидуальных. Действительно, любой человек (индивид) может являться носителем и автором (творцом) своего личного мнения, которое формируется на основе активного обмена информацией с другими людьми. В свою очередь, изменяясь, сам отдельный человек своим мнением оказывает обратное воздействие на мнение окружающих его людей, а через них и на групповое, коллективное и общественное мнение в целом.
  5. У исследователей данной проблематики сложились два основных подхода в определении качественных и количественных границ субъекта общественного мнения. Одни авторы (М.К.Горшков, А.К.Уледов и др.) под субъектом общественного мнения понимают народ либо его большинство. Другие (Р.А.Сафаров, В.Н.Цветков и др.) к субъекту общественного мнения относят наряду с народом или населением в целом большие социальные общности (классы, нации, социально-демографические, социально-профессиональные группы, коллективы).
  6. Проблематика, связанная с природой мнения как способом че­ловеческого сознания отражать в духовно-практических формах от­ношение человека к тем или иным неоднозначным, дискуссионным по характеру объектам действительности, имеющим для него определенный интерес, достаточно сложна. И здесь не ставится задача его подробного описания, к тому же только одна классификация типов (видов) мнения займет   достаточно   большое   место.   Следует   отметить,   что   оценивая сущность общественного мнения, необходимо иметь в виду ценностно-оценочный вид мнений-суждений.
  7. Ценностно-оценочные суждения у людей возникают по поводу интересующих их событий, явлений и фактов, которые вызывают у них потребность личностного определения относительно заинтересовавшего их предмета. Он для них имеет определенную значимость, т.к. в противном случае нет необходимости его оценки. Но любое ценностно-оценочное мнение-суждение, сформированное даже на достаточном уровне знаний по одному и тому же поводу (предмету), всегда будет носить в своем содержании элемент дискуссионности, так как высказывается различными людьми (субъектами), имеющими различные (от взаимоисключающих до несовпадающих в частностях) взгляды, точки зрения на одну для них одинаково волнующую, актуальную и интересную проблему. Поэтому, когда мы слышим чье-то мнение, нас всегда (произвольно или непроизвольно) интересуют вопросы: "Чье это мнение? Чьи и какие интересы оно отражает?"
  8. Оценка придает мнению, выступающему в виде суждения, содержательную определенность, так как высказывание подобного мнения проходит с оценкой чего-либо и кого-либо. Еще В.П.Тугаринов отмечал, что нередко за мнение принимают высказывание, подчеркивающее лишь наличие или отсутствие того или иного предмета, явления или их признаков, то есть выражающее то, что есть. Такое высказывание (суждение) лишено оценочного значения, а, значит, и признака мнения. Констатация факта и его оценка - вещи разные. Первая определяется свидетельством наших органов чувств, вторая - нашими общественными интересами"[8]. Оценочные суждения (мнения) могут появиться лишь на ос­нове сравнения, сопоставления тех или иных предметов, явлений, событий или их отдельных черт, сторон и качеств. А для сравнения и сопоставления необходимы определенные критерии, основания. В качестве последних выступают знания, убеждения, а главное - ценностные представления и ориентации, которые, в свою очередь, определяются потребностями и интересами. Поэтому из всего набора различных мнений-суждений для анализа сущности понятия "общественное мнение" нас должны интересовать ценностно-оценочные мнения, а не "мнения вообще".
  9. Таким образом, обобщая приведенные формулировки, можно ска­зать, что мы рассматриваем общественное мнение как составную часть общественного сознания, которое проявляется в вербальной (словесной) форме в виде суждений, мнений, так и в поведенческой форме (в виде действия, поступка). В общественном мнении проявляется также отношение людей, социальной общности, народа к тем или иным социальным явлениям, процессам и фактам, представляющим для них ярко выраженный интерес.
  10. возникновение чувств и представлений в сфере индивидуального сознания;
  11. обмен индивидуальными мнениями в процессе общения людей и формирование групповых мнений и оценок;
  12. выделение   из   них   наиболее   типичного,   общезначимого   и образование общественного мнения;
  13. его функционирование и воздействие на реальные явления с целью их сохранения и развития.Индивидуально-групповое мнение интегрирует в наиболее часто повторяющиеся индивидуальные мнения. Индивидуальные и групповые мнения могут отличаться от мнения коллективного, к которому приходит группа, но обязательно и при условии обмена индивидуальными и групповыми мнениями. Коллективное мнение отражает взгляд большинства при гласном обсуждении предмета, ставшего объектом общего интереса. Что касается групповых и индивидуальных мнений, то не все из них могут приобрести значение или статус коллективного. Коллективное мнение формируется и функционирует как одно, а индивидуальных либо групповых точек зрения в коллективе может быть много, они могут противоречить или дополнять друг друга, оставаясь в то же время самостоятельными.Подводя итог сказанному о субъекте общественного мнения, подчеркнем несколько важных, на наш взгляд, аспектов. Во-первых, когда мы говорим об общем мнении той или иной социальной общности, то оно формируется вокруг актуальной и практически значимой для этой общности проблемы путем активного, свободного обмена индивидуальных мнений   ее   членов,   объединенных   общим   интересом.   Общее   мнение коллектива, группы, иной социальной общности выступает составной частью общественного мнения, но не отождествляется с последним. Каждый член социальной общности, в которой формируется и функционирует общественное мнение, является не только его выразителем, но и творцом, так как общее, коллективное мнение возникло и с учетом мнения каждого. И, как член общества, каждый человек служит выразителем мнения общественного.В-третьих, общественному мнению, как мнению большинства, присуще единство содержания и направленности. Это означает, что в его содержании не могут одновременно присутствовать взаимно исключающие друг друга ценностно-оценочные мнения-суждения.В отличие от субъекта общественного мнения его объект (предмет) не вызывает у исследователей больших разногласий. Как правило, объектами общественного мнения становятся социально значимые явления, факты, процессы, события общественной жизни как объективного, так и субъективного по своей природе характера, вызывающие общественный интерес представителей различных групп и слоев населения. Причем, определяя рамки объекта общественного мнения, одни исследователи его объем ограничивают проблемами, имеющими выраженную социальную важность и актуальность, а другие наряду с этим включают в состав объекта общественного мнения и те проблемы, которые имеют общественное значение, но не обязательно обладают выраженной актуальностью и злободневностью.При всем многообразии проблем, попадающих в поле зрения об­щественного мнения или могущих стать его объектом, следует иметь в виду, что не все они, в конечном счете, в силу избирательности общественного мнения составят его объект.В литературе достаточно часто в качестве критерия определения объекта общественного мнения предлагается степень информированности субъекта. Мы уже говорили о том, что знания выступают основанием компетенции   самого   общественного   мнения,   а   конкретнее   -   его содержания. Однако, отсутствие какой-либо объективной, научной информации по проблеме, вызвавшей общественный интерес, никоим образом не препятствует складыванию вокруг этой проблемы общественного мнения. Отсутствие необходимой информации в ме­ханизме формирования общественного мнения с успехом компенсируется факторами, относящимися к сфере обыденного сознания (собственный опыт, слухи, домыслы). В этом случае общественное мнение можно лишь считать некомпетентным, называть его незрелым, но, как таковое, оно может иметь место.Разнообразнее стал и субъект общественного мнения. Возникли новые социальные институты и общности, организации, партии, не­формальные объединения и формирования, оказывающие сильное влияние на процесс формирования общественного мнения, на его содержание и направленность; общественное мнение становится более многослойным, противоречивым; причем влияние на общественное мнение становится специальным направлением деятельности различных политических партий и движений. Возникли и получили широкое распространение новые формы социальной деятельности (митинги, манифестации, демонстрации, за­бастовки, голодовки и т.п.), также влияющие на состояние общественного мнения, как всего населения страны, так и отдельных его частей.Поэтому сама природа общественного мнения характеризуется следующими элементами. Во-первых, это эмоциональный элемент его содержания. Любое социальное явление, чтобы стать предметом общего интереса, а через него и объектом общественного мнения, должно вызвать у его субъекта вполне определенные чувственно-эмоциональные переживания, то или иное настроение. Интерес как раз и определяется как избирательное эмоционально окрашенное отношение человека, людей и т.п. к действительности. Интерес выражает личную приязнь субъекта к объекту. Чувственная эмоциональность придает общественному мнению выразительность. В-третьих, это ценностно-оценочный элемент содержания об­щественного мнения. Мы уже говорили о том, что за основу общест­венного мнения берутся оценочные мнения-суждения. Оценочное мнение выступает не просто как массовая констатация факта, а именно как его социальная оценка. По ценностно-оценочному элементу можно судить об отношении субъекта мнения к его объекту, о ценностных ориентациях носителей общественного мнения. Именно ценностно-оценочный элемент придает общественному мнению способность связывать суждения людей с их действиями. Но механизм воплощения общественного мнения в социальной практике начинает работать при помощи четвертого элемента его содержания.
  14. Во-вторых, это рациональный (познавательный) элемент содержания общественного мнения. Возникающая на чувственно-эмоциональной основе заинтересованность субъекта в какой-то проблеме объективно требует определенной информации для возможности сформировать субъектом какого-то мнения-суждения о данной проблеме. Естественно, мнение-суждение будет тем более объективным, конкретным и полным, чем больший объем информации будет лежать в его основе.
  15. И последнее, о чем, думается, есть необходимость сказать в этой главе - это основные характеристики общественного мнения. Природа общественного мнения двойственна. С одной стороны, оно зарождается как социально-психологическая реакция на объект, вызвавший ярко выраженный общественный интерес, то есть стихийно. А, с другой стороны, оно формируется под воздействием идейно-политических, воспитательных приемов и средств, то есть целенаправленно на тот или иной объект с тем, чтобы вызвать подобный интерес.
  16. В современных условиях под воздействием новых социально-экономических, политических и духовных процессов, протекающих в обществе, существенно изменились содержание, роль и функции общественного мнения населения, усилилось его реальное воздействие на все стороны общественной жизни. Значительно богаче по содержанию стал объект общественного мнения, кроме традиционных в него сегодня включены многие новые проблемы, остро волнующие население, касающиеся самых различных сторон жизнедеятельности.
  17. Ведя разговор о субъекте, мы отмечали, что те проблемы, которые волнуют одного человека или же ту или иную социальную общность совсем не обязательно могут вызвать всеобщий интерес и стать предметом ценностной оценки общего мнения. Объектами общественного мнения в силу его специфики могут стать только те события, процессы, явления и факты, которые, во-первых, затрагивают интересы всего общества или большей его части и, во-вторых, которые по своему содержанию неординарны, и их понимание и толкование носит дискуссионный характер. Поэтому критериями отбора объектов общественного мнения выступают общественная значимость и дискуссионность характера проблемы.
  18. Содержание (или структура) объекта общественного мнения достаточно сложна. В его поле зрения попадают вопросы как об­щественного бытия (проблемы жизнедеятельности в различных сферах социальной жизни), так и субъективной реальности, связанные с проявлениями общественного сознания (взгляды, представления, системы ценностей и др.). Общественное мнение интересуют также проблемы, имеющие место не только в общественной жизни, но и в природе. Кроме того, объекты общественного мнения можно классифицировать не только по их природе, но и по степени сложности. Это объекты - факты, -события, - явления, - процессы.
  19. Мнения людей весьма подвижны, на их содержание и на процесс формирования влияет множество различных факторов, поэтому "вче­рашнее мнение меньшинства сегодня может стать мнением большинства, т.е. общественным мнением и наоборот"[9]. Такая диалектичность общественного мнения вызывает необходимость исследовать состояние общественного мнения через изучение всей множественности его проявлений и его носителей (субъектов). Общественное мнение как мнение большинства в своем содержании объединяет и усредняет групповые мнения, выделяя то общее, что их объединяет. Мнением так называемого меньшинства пренебрегать ни в коем случае нельзя, т.к. его роль в формировании общественного мнения как мнения большинства очевидна. Мнение меньшинства альтернативно мнению большинства и служит своего рода импульсом к развитию общего мнения, критерием его правильности. Ведь не может вызывать сомнений положение о том, что численность сторонников той или иной точки зрения не всегда является свидетельством ее истинности. Для того, чтобы мнение группы (меньшинства) стало мнением большинства, необходимо, чтобы последние убедились в правильности, практической значимости этого мнения, убедились в том, что оно наиболее верно и полно отражает общественные интересы. Либо необходимо, чтобы меньшинство сумело навязать боль­шинству свое мнение или убедить в его правильности. Практика знает целый арсенал средств и приемов подобного воздействия, который имеет широкий диапазон от целенаправленной работы по формированию общего мнения посредством средств идейно-воспитательного и политического воздействия до манипулирования общественным сознанием. Рассмотрев вопрос о субъекте общественного мнения, дадим краткую характеристику его объекта.
  20. Во-вторых, собственно общественное мнение - это мнение большинства народа (населения страны), сформированное опять-таки на основе общественного интереса в ходе активной полемики и доб­ровольного принятия большинством аргументированно-доминирующей точки зрения.
  21. Наличие в коллективе индивидуальных и групповых точек зрения вовсе не говорит о низком его социально-психологическом уровне, о нестабильности сформировавшихся в коллективе межличностных, групповых и коллективных отношений. Только в том случае, когда индивидуальные мнения не трансформируются в общее коллективное в условиях и на основе широкого и гласного обмена мнениями, а, наоборот, расхождение во мнениях усиливается, можно говорить о низком уровне развития, о низком уровне коллективистских отношений, о нестабильности морально-психологической атмосферы в коллективе, об отсутствии в нем единого общественного (коллективного) мнения, так как в конечном счете общественное мнение выступает важным критерием зрелости коллектива или иной социально-психологической общности. По силе общественного мнения, его содержанию, направленности и объему действия можно су­дить о стадиях развития той социально-психологической общности, в которую объединены его носители.
  22. В этой связи несколько слов скажем о соотношении мнений разных уровней: индивидуального, группового, коллективного и общественного. Встречается суждение о том, что общественное мнение есть сумма индивидуальных мнений. Это далеко не так. Кроме того, в обыденном понимании достаточно часто каждое общее мнение называют общественным.

Поэтому, в-четвертых, таким элементом выступает общественная воля или волевые побуждения субъекта общественного мнения. Волевой элемент выражает стремление субъекта к предметно-практическому воплощению своих ценностно-оценочных суждений. Именно через этот элемент природа общественного мнения проявляет себя уже не столько как социальная оценка, сколько как общественная сила. Волевой элемент придает общественному мнению характер устойчивости и направленности.

[1] Горшков М.К. Общественное мнение. История и современность. М., 1988. С. 170.

[2] Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980. С. 215.

[3] Коробейников B.C. Пирамида мнений. М., 1981. С. 7.

[4] См.:  Ганчев Д.  Изучение и формирование общественного мнения. М., 1983. С.13; Коллектив. Личность. Общение:   Словарь   социально-психологических   понятий/   Под   ред.   Е.С.Кузьмина   и В.Е.Семенова. Л., 1987. С. 56-57.

[5] Цветков В.Н. Изучение и учет общественного мнения в органах внутренних дел: Учебное пособие. М., 1991. С. 5.; Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 448-449.

[6] Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988. С. 60.; Сафаров Р.А.

Общественное мнение и государственное управление. М., 1975. С. 3.

[7] Ковальзон МЛ. Исследование общественного мнения // Вопросы философии, 1968. № 9. С. 155.

 

[8] Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960. С. 5.

 

[9] Уледов А.К. Указ. соч. С. 214.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!