Понятие социальной педагогики

Термин «со­циальная педагогика» состоит из двух слов — «педагогика» и «социальная», как бы объединяя их значения. Такое объединение двух понятий не случайно, оно связано с процессами дифференциации и интеграции в науке. Социальная педагогика изучает социальное воспи­тание человека, которое осуществляется на протяже­нии всей его жизни.

Существуют различные определения социальной педагогики. В.Д. Семенов называет ее наукой о воспи­тательных влияниях социальной среды. По мнению X. Мискеса, социальная педагогика — это научная дис­циплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах. С точки зрения А.В. Басова, социальная педагогика — это наука, исследующая вли­яние социальных факторов среды на социализацию подрастающего поколения, разрабатывающая и реали­зующая эффективную систему мероприятий по опти­мизации воспитания на уровне личности, группы и территории с учетом конкретных условий социальной среды. А.В. Мудрик определяет социальную педагоги­ку как отрасль педагогики, исследующую социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предпри­ятия, воинские части и др.).

Предметом социальной педагогики является соци­альное воспитание личности, исследование воспита­тельных сил общества и способов их актуализации. Предложенные подходы к определению социаль­ной педагогики как отрасли знания исходят из того, что в нашем столетии педагогика в целом объективно ста­новится отраслью интегративного знания. Это связано с тем, что значительное развитие получили такие от­расли знаний о человеке и обществе, как психология (в частности возрастная и социальная), этнология, со­циология и многие другие, данные которых существен­но расширили представления об объективных процес­сах и закономерностях развития человека в социуме. Как справедливо отмечает А.В. Мудрик, социальная пе­дагогика, решая свои специфические задачи, может де­лать это эффективно, лишь интегрируя данные других отраслей человеке и обществознания.

Методологическими основами социальной педаго­гики являются философия воспитания, российская философская антропология, современные данные человекознания. Теоретические основы — это цивилизо­ванный и культурологический подходы к социально-педагогическим феноменам, когда конкретный социум рассматривается как частный случай истории. Такой подход позволяет в структуре науки выделить ее уро­вень и исследовать вечные проблемы образования людей в разные эпохи и у разных народов во все вре­мена. Метапедагогика позволяет приступить к созда­нию долговременных образовательных стратегий, ухо­дя от педагогических утопий и литературных сочинений на педагогические темы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!