Понятие систематизации и учета нормативно-правовых aктoв

2 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Система действующих нормативно-правовых актов в Российской Федерации является весьма сложной как вследствие значительного числа органов, принимающих такие акты, так и множественности актов, принимаемых каждым правотворческим органом. Кроме того, система нормативно-правовых актов подвержена быстрым изме­нениям. Вновь принятый закон, указ Президента или иной источник права обычно вносит существенные кор­рективы в действующие акты. Одни из них дополняются новыми предписаниями, другие изменяются, а третьи признаются утратившими силу полностью или частично.

Чтобы во всей массе действующих и изменяющихся источников российского права оперативно находить нуж­ные нормы, государственные органы, должностные лица предприятия, организации, да и граждане, имеющие дело с нормативными актами, вынуждены постоянно прово­дить работу по приведению нормативных актов в единую, более или менее упорядоченную систему. Подобного рода деятельность и охватывается понятием систематизации нормативно-правовых актов. Итак, систематизация нор­мативно-правовых актов – это их упорядочение, приведе­ние в единую (более или менее сложную) систему.

Своеобразие видов систематизации нормативно-правовых актов обусловливается особенностями предмета правового регулирования, их (т.е. актов) местом в системе юридических актов России, а также объемом нормативно-правового материала, который подвергается упорядоче­нию.

В соответствии с требованиями правовой техники работа по систематизации должна проводиться в определен­ной последовательности и проходить определенные ста­дии. Стадию можно определить как этап систематизации, для которого характерны постановка опре­деленной задачи и решение ее на основе методики, разра­ботанной для этого этапа, получение определенного за­конченного (промежуточного) результата.

Современная правовая практика использует три способа систематизации нормативно-правовых актов:

1) сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных актов, необходимых для их деятель­ности;

2) издание различного рода сборников законов и иных нормативных актов;

3) объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт.

Сообразно названным способам систематизации нор­мативных актов выделяют ее три относительно самостоя­тельных вида: учет, инкорпорацию, консолидацию. Большинство ученых и практиков самостоятельным видом систематизации считают и кодификацию законода­тельства. Этот вид юридической деятельности значительно отлича­ется от всех названных видов систематизации и представ­ляет собой совершенно особую содержательную форму упорядочения нормативного материала. Кодификация – это систематизация более высокого уровня, чем инкорпорация, так как в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.

Как разновидность систематизации учет законодатель­ства и иных нормативно-правовых актов представляет со­бой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой пра­вовой информации в массиве актов, взятых на учет.

Учет осуществляется практически всеми государствен­ными органами и юридическими лицами для удовлетворе­ния собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией иных субъектов.

Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющем оператив­но находить нужную правовую информацию. Как прави­ло, государственные органы и юридические лица нужда­ются в знании действующих норм по определенной теме. Но вполне возможны ситуации, когда требуются сведения только об официальных реквизитах нормативных актов: их наименовании, дате принятия, номере акта. С учетом собственных информационных потребностей государственные органы, юридические лица осуществля­ют сбор законов Российской Федерации, указов Прези­дента России, постановлений Правительства, норматив­ных актов центральных органов управления Российской Федерации и других актов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!