Понятие римского права, его сферы и отрасли

30 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Правосудие и справедливость в понимании римлян озна­чали не только выполнение предписаний норм права в повсе­дневной жизни, но также и почитание самого олицетворения справедливости и правосудия. В Риме во времена императора Тиберия эти понятия были обожествлены в образе богини Юс­тиции; еще раньше ей был воздвигнут храм и придан штат жре­цов. Это говорит о том необыкновенном уважении, которым были окружены сами принципы права вообще в их повсе­дневном бытовом восприятии1. Юлиан определял право как установление обычаев: «Et hoc est jus, quod dicitur moribus constitutum». Сам термин jus в римской правовой науке имел множество оттенков значения, об особенностях которых будет рассказано ниже. Юлий Павел понимал его так: «Слово "право" употребляется в нескольких смыслах: во-первых, "право" означает то, что всегда является справедливым и добрым, — каково естественное право. В другом смысле "право" — это то, что полезно всем или многим в каждом государстве, — каково цивильное право. Не менее правильно в нашем государстве "правом" называется "jus honorarium". Говорится, что претор выносит решение, даже если он решает несправедливо; это (слово) относится не к тому, что претор сделал, но к тому, что ему надлежит сделать. В другом смысле "право" означает то место, в котором выносится решение; здесь название перено­сится с того, что делается, на то, где это делается» (D. I. 1.11).

Понятие «римское право» включает в себя, с одной стороны, национальную правовую систему самого Рима и его провинций, а с другой—саму науку, изучающую эту правовую систему. «Чис­тым римским правом» в юридическом смысле называется то пра­во, которое существовало в Римском государстве на протяжении его истории и на закате античной истории было кодифицировано императором Юстинианом, а под «современным римским правом» понимается римское право периода его рецепции в Западной Евро­пе, когда оно опять стало применяться для регулирования об­щественных отношений в период зарождения капитализма в Новое время. В этот период оно было отчасти изменено и модер­низировано в соответствии с потребностями новой эпохи. В про­тивоположность «чистому римскому праву» римское право пе­риода рецепции часто именуют «пандектным»1.

Современное правоведение и наука римского права отно­сят к публичному как первоначальному все право, установ­ленное государством и обязательное для всех: конститу­ционное, административное, финансовое, уголовное (crimina tanta!), процессуальное (judicia publica, atque partim privata), культовое и международное2.

Соответственно к объектам регулирования частного права относились те сферы жизни римского общества, в которых субъектами права выступали лица, объектами же — вещи или правоотношения между лицами. К нему относились: status personarum, matrimonium, jura in re (quoque aliena), obligationes ((quasi)contractus, pacta, (quasi)delicta), successio bonorum (hereditas), judicia privata (до эпохи империи). Предписания част­ного права, которыми стороны регулировали свои отношения, назывались jus dispositivum; регламентация же имущественных прав государства по отношению к частным лицам получила на­звание jus populi. «Внешним объединяющим все эти отношения моментом явился особый порядок защиты их — защита в по­рядке гражданского суда, по инициативе самих заинтересован­ных лиц. Все эти отношения в силу традиции продолжали име­новаться отношениями гражданского права (а субъективные права, соответствующие им, частными субъективными права­ми) уже независимо от того, кто являлся субъектом этих отно­шений, частные ли лица, те или иные корпорации и учреждения или само, государство в смысле фиска».

Цицерон подчеркивал, что содружество людей — «...это такое, в котором надо соблюдать общность всего того, что при­рода произвела на потребу всем людям, дабы то, что опреде­лено законами и гражданским правом, соблюдалось так, как это было установлено самими законами» (De of fie. I. 16.51). Па-пиниан совершенно четко указал на отличие этих двух сфер права: «Jus publicum privatorum pactis mutari non potest» (пуб­личное право не может изменяться соглашениями частных лиц). Эту идею поддерживали и другие юристы: «Conventio privatorum non potest publico jure derogare» (соглашение част­ных лиц не может умалять публичное право). «Pacta privata juri publico derogare non possunt» (частные договоры не могут умалять действия публичного закона). «Pactis privatorum juri publico non derogatur» (частные договоры не умаляют публичное право). «Privata conventio juri publico nihil derogat». «Con-templationae publicae utilitatisprivatorum commoda praefe-runtur» (Paulus). «Обособление друг от друга публичного и гражданского права не завершилось вполне и в настоящее время, хотя оно началось уже в средневековых городах при сильном влиянии римского права, которое вступило, можно сказать, в историю со знаменем этого обособления и сделало из него один из бессмертных титулов своего мирового значе­ния... Двухчленное деление права на гражданское и публич­ное есть со времени рецепции римского права факт, с кото­рым необходимо считаться. Это деление лежит теперь в ос­новании системы права всего европейского континента и имеет то практическое значение, что осуществление гражданского права ставится в зависимость, как это нам уже известно, от усмотрения управомоченного лица, могущего, следователь­но, и отказаться от такого осуществления, тогда как о публич­ном праве приходится сказать как раз противоположное (jus publicum privatorum pactis mutari non potest)».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!