Понятие психодиагностического процесса. Его характеристика по форме, содержанию, степени сложности

Психодиагностический процесс представляет со­бой взаимодействие психодиагноста с обследуемым, опосредованное применением психодиагностических методик и процедур и направленное на установление психологического диагноза.

Психодиагностический процесс характеризуется по форме его реализации, содержанию, степени слож­ности.

В содержательном плане он характеризуется как выбор ограниченного количества из множества гипо­тез о причинах состояния параметров деятельности или психического дискомфорта.

По форме осуществления он представляет собой опосредованное психодиагностическими методиками взаимодействие психолога с обследуемым, направлен­ное на установление психологического диагноза.

По степени сложности психодиагностический про­цесс выступает как обусловленная иерархическим стро­ением объекта и многозначностьюпричинно-следствен­ных связей между его элементами сложная процедура, требующая специальной подготовки психолога.

Основными структурными элементами психоди­агностического процесса являются: субъект психодиагностической деятельности (психолог); объект психодиагностики (обследуемый, испы­ту-емый); психодиагностические средства;   психологический диагноз;   правила применения психодиа-гностических средств, интерпретации полученных данных и доведения их до испытуемых.

Этапы психодиагностического процесса. Сложность психодиагностической процедуры заключается в наличии ряда этапов, отклонения в ре­ализации каждого из которых приводят к возникновению диагностических ошибок и обусловливаются иерархичес­ким строением объекта психодиагностики и многознач­ностью причинно-следственных связей между его эле­ментами разных уровней. Количество и содержание этапов психодиагностического процесса зависит от задачи, имеющихся в распоряжении психолога психо­диагностических средств и уровня его профессиональ­ной подготовки. Основными этапами психодиагности­ческого процесса являются: 1) принятие заказа (либо осознание проблемной, неблагополучной ситуации самим психологом); 2) постановка задачи исследования, выбор соот­ветствующих задаче методик; 3) сбор данных об объекте на феноменологиче­ском уровне; 4) обработка и интерпретация данных; 5) выдвижение гипотезы о причинных основани­ях, обусловивших данное состояние объекта; 6) уточнение гипотезы в ходе дополнительного об­следования, обобщение результатов; 7) построение общей формулы психологического заключения (психологического диагноза), его индивидуализация и обсуждение с обследуе­мым и коллегами.

Непосредственному сбору данных с помощью пси­ходиагностических методик должен предшествовать период ознакомления с некоторым комплексом объек­тивной и субъективной информации об испытуемом. С этой целью могут быть использованы различные ме­тоды, включая опросники-анкеты. При выборе методик для сбора основной информации следует руководство­ваться данными об их надежности и валидности по отношению к психодиагностической задаче. Этап сбо­ра данных завершается представлением полученных результатов в виде, который задан типом методики (например, построение «профиля личности», перевод «сырых» оценок в стандартные величины, расчет ко­эффициента интеллекта и т.д.).

В процессе переработки и интерпретации диагно­стических данных традиционно выделяют два пути: клинический и статистический. Клинический подход ориентирован, прежде всего, на опыт исследователя, его интуицию. Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их стати­стическую обработку в виде, например, уравнения рег­рессии.

На определенном этапе психодиагностического обследования нередко возникает необходимость упо­рядочения диагностических показателей, сведения их в определенную систему. Интеграция разнородных данных может осуществляться на эмпирическом и те­оретическом уровнях. В первом случае разрабатыва­ется какая-либо схема сопоставления результатов от­дельных методик без обращения к их теоретическим концепциям. Это может быть, например, пятибалльная шкала, крайние значения которой характеризуют «вы­сокий» и «низкий» показатели каждой методики. Те­оретический уровень обобщений предполагает система­тизацию полученных результатов на основе определенной теории и выражение их в понятиях этой теории.

На этапе принятия решения выделяют три уровня диагностических заключений, ко­торые лежат в основе разработки программы действий, которые необходимо осуществить применительно к данному случаю.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!