Понятие, правовое регулирование и признаки частной детективной и охранной деятельности

25 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Начиная с конца 80–х годов прошлого века на территории Российской Федерации получил бурное развитие институт предпринимательства, который в свою очередь сформировал растущий спрос на услуги безопасности. Удовлетворить его государственные силовые структуры были не готовы. В связи с чем образовавшуюся нишу стремительно заполнял частный бизнес.

На сегодняшний день частный детективный и охранный бизнес представляет собой активно развивающийся сектор экономики. Емкость этого рынка на территории Российской Федерации оценивается в 4 миллиарда долларов, его делят между собой около 30 тысяч сыскных и охранных предприятий . На лицо тот факт, что институт частной детективной и охранной деятельности играет важную роль в обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности страны.

На практике имеют случаи нарушения частными охранно–детективными предприятиями законодательства о частной детективной и охранной деятельности. Эти обстоятельства свидетельствуют об острой необходимости постоянного контроля со стороны органов государственной власти за соблюдением законности в работе частных охранно–детективных предприятий.

В соответствии со ст. 20 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел. Основными задачами при осуществлении данного контроля следует считать: обеспечение лицензирования предприятий, организаций и физических лиц в строгом соответствии с законодательством; обеспечение неукоснительного соблюдения порядка приобретения, учета, хранения огнестрельного оружия и специальных средств охранными предприятиями и их персоналом; проведение целенаправленных мероприятий по выявлению и пресечению незаконно действующих охранных структур и принятию мер к их ликвидации как потенциальных очагов формирования преступных группировок; и др.

В любом случае контроль органов внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью может дать положительные результаты только при комплексном подходе к осуществлению контроля. В связи с чем возникает потребность в детальной разработке вопросов организации деятельности ОВД по контролю за частной детективной и охранной деятельностью.

Законодательное определение частной детективной и охранной деятельности дается в ст. 1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», где она определяется как «оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов».

Однако в научной литературе частная детективная и охранная деятельность определяется далеко не однозначно. В частности, одни авторы отмечает, что частная детективная и охранная деятельность – это деятельность по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также по оказанию им иных услуг специально созданными для этих целей негосударственными предприятиями, действующими на договорной возмездной основе, использующими специальные силы, средства и методы в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного порядка . Вторые определяют частную сыскную деятельность как основанную на законе и облеченную в правовую форму правовых отношений деятельность негосударственных субъектов (частных сыщиков и организаций), использующих специальные силы и средства, осуществляемую посредством оказания услуг в сфере уголовного и гражданского судопроизводства . Третьи авторы под частной детективной деятельностью понимают совокупность действий индивидов и их объединений, имеющих специальное разрешение, по оказанию услуг физическим и юридическим лицам за вознаграждение, с целью защиты их частной собственности или иного законного интереса. Четвертые определяют частную детективную и охранную деятельность как предусмотренный законом определенный вид юридической, лицензируемой деятельности по оказанию услуг юридическим и физическим лицам на возмездной договорной основе в целях защиты их прав и законных интересов . Пятые авторы частную детективную и охранную деятельность рассматривают как регулируемую преимущественно нормами административного права один из методов правоохранительной деятельности, состоящий в оказании гражданам и организациям со стороны частных детективов охранных и охранно–сыскных услуг, имеющих публичный характер, и осуществляемый в целях защиты законных прав и интересов граждан и организаций на основе специального государственного разрешения.

Анализ вышеприведенных определений позволяет сделать вывод о том, что частная детективная и охранная деятельность имеет двойственную природу, с одной стороны, рассматриваемая деятельность носит публично–правовой характер, с другой стороны, данная деятельность имеет частноправовую составляющую.

В ст. 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» законодатель определяет содержание частной детективной и охранной деятельности, одна из составляющих которых заключается в осуществлении сыска, а другая – в предоставлении услуг по охране. Таким образом, законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана, которые осуществляются специальными предприятиями.

Оказание услуг в целях охраны разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения. Учредителями данных предприятий являются либо физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, либо предприятия, организующие у себя службу безопасности. Учредителям выдается органом внутренних дел по месту учреждения лицензия, которая подлежит обязательной государственной регистрации. Срок действия лицензии – пять лет, в дальнейшем срок продлевается еще на пять лет.

Частные охранные предприятия имеют право на предоставление таких услуг, как:

1)    защита жизни и здоровья граждан;

2)    охрана имущества собственников;

3)    проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств пожарно–охранной сигнализации;

4)    консультирование и подготовка рекомендаций по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5)    обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Частные детективные предприятия оказывают услуги в сыскной деятельности, которая заключается в сборе интересующей клиента информации, такие как:

1)    сбор сведений по гражданским и уголовным делам;

2)    сбор информации о предпринимательской деятельности;

3)    сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов;

4)    поиск без вести пропавших лиц и утраченного имущества.

Наряду с вышеперечисленными услугами частные охранно–сыскные предприятия активно взаимодействуют с органами внутренних дел. В частности, оказывают:

1)    непосредственную помощь органам внутренних дел путем безвозмездного выделения сил и средств для обеспечения общественного порядка на основании договоров о сотрудничестве между предприятиями и отдельными подразделениями ОВД;

2)    помощь оперативным подразделениям правоохранительных органов путем предоставления информации, проведения совместных или согласованных мероприятий.

На основании услуг, оказываемых частными охранно–сыскными предприятиями как физическим или юридическим лицам, так и правоохранительным органам, можно выделить следующие признаки частной детективной и охранной деятельности:

1)    правоохранительный характер как частной детективной, так и охранной деятельности.

2)    наличие специального государственного разрешения – лицензии на осуществление сыска и охраны.

3)    возмездная договорная основа деятельности частных детективных и охранных предприятий, то есть коммерческая деятельность.

4)    особые требования, предъявляемые к кандидатам на работу в частных детективных и охранных предприятиях, то есть те требования, которые предъявляются для получения лицензии.

Говоря о деятельности частных детективов, следует отметить, что им запрещается:

1)    скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;

2)    выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3)    осуществлять видео– и аудиозапись, фото– и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

4)    прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

5)    совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

6)    разглашать собранную информацию, использовать ее в каких–либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц; и др.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности – специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных законом. При этом стоит отметить, что с 1 января 2010 года в соответствии с Федеральным законом № 272–ФЗ от 22 декабря 2008 г. все огнестрельное оружие частных охранных структур было передано на баланс МВД РФ и в настоящее время используется на правах аренды.

При применении огнестрельного оружия или специальных средств сотрудники охранно–сыскных структур обязаны:

1)    предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

2)    стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

3)    обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;

4)    немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Частные детективы и охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Это обусловлено тем, что главной обязанностью работников частных охранных структур является обеспечение безопасности граждан, осуществление которого без необходимого профессионализма невозможно. Для того чтобы приступить к работе, частные охранники должны пройти специальное обучение, итогом которого будет сдача экзамена на присвоение квалификации (разряда).

На сегодняшний день предусмотрено три профессиональных разряда частных охранников: 4–й,5–й, 6–й разряды:

1)    работник 4–го разряда может осуществлять трудовые функции по оказанию услуг только с использованием специальных средств, а именно с резиновой палкой и наручниками;

2)    работник 5–го разряда – с использованием гражданского оружия самообороны (газовое оружие, в том числе со слезоточивыми и раздражающими устройствами, электрошоковые устройства);

3)    работник 6–го разряда с использованием служебного оружия, гражданского оружия самообороны и специальных средств.

Периодическая проверка проводится для охранников 6–го разряда через 1 год, 5–го разряда – через 2 года, 4–го – перед продлением срока действия удостоверения.

Наряду с этим руководитель охранной структуры должен обеспечить свое предприятие юристом и психологом. Так, юрист необходим для того, чтобы грамотно подготовить договор и грамотно инструктировать работу с людьми. Психолог (врач) каждое утро должен осмотреть охранника, определить его самочувствие, психологическое состояние и только потом дать заключение о его готовности выйти на объект.

Требование повышение квалификации касается не только частных охранников, но и самого руководителя частной охранной организации. Тем самым, помимо наличия высшего профессионального образования у руководителя, обязательным требованием является наличие у него удостоверения частного охранника.

 В своей деятельности частные детективы и охранники имеют право применять специальные средства. В частности: для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники – и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан; для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

При этом запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемому имуществу.

Кроме применения специальных средств, охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях: для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество; для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Итак, частная детективная и охранная деятельность – это деятельность, направленная на оказание физическим и юридическим лицам предприятиями услуг на возмездной договорной основе по защите жизни и здоровья граждан, охране объектов и (или) имущества собственников, поиску без вести пропавших лиц, и осуществление иных целей, установленных Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности». Основное содержание частной детективной и охранной деятельности состоит в обеспечении защиты законных прав и интересов граждан и организаций. Признаками частной детективной и охранной деятельности является ее правоохранительный характер, наличие специального государственного разрешения – лицензии на осуществление охранно–сыскной деятельности, возмездная договорная основа деятельности частных детективных и охранных предприятий, то есть коммерческая деятельность, особые требования, предъявляемые к кандидатам на работу в частных детективных и охранных предприятиях для получения лицензии.

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется в правовой форме. Правовое регулирование – это процесс воздействия государства с помощью юридических норм (норм права) на общественные отношения с целью их упорядочения, развития и охраны в соответствии с потребностями общества.

Согласно ст. 2 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» правовую основу данной деятельности составляют Конституция РФ, Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», другие законы и иные правовые акты Российской Федерации. Исходя из смысла данной статьи, под правовой основой частной детективной и охранной деятельности следует понимать систему специальных законов, нормативных и иных правовых актов, в соответствии с которыми и на основании которых действует и применяется законодательство, регулирующее сферу деятельности частных детективов и охранных предприятий.

В сфере регулирования частной детективной и охранной деятельности главенствующее место занимают положения Конституции РФ. Принципиальное значение в регулировании данной деятельности имеют конституционные положения об основах правового статуса личности в Российской Федерации. Эти правоустанавливающие позиции определяют и гарантируют основные естественные и неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, соблюдение которых является обязательным при осуществлении частной детективной и охранной деятельности (ст.ст. 19, 22, 23, ч. 1 ст. 24, ст. 25, п. 4 ст. 29, ст.ст. 30, 34, п.п. 1–3 ст. 35, ст.ст. 36, 49 Конституции РФ).

На основании данных положений сотрудникам частных охранно–детективных предприятий запрещается: прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан; совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан; разглашать собранные в ходе выполнения договорных обязательств сведения о заказчике; и т. д.

Идеи, заложенные в Конституции РФ, явились основой для дальнейшего развития отечественного законодательства в области правового регулирования частной детективной и охранной деятельности и находят свое непосредственное отражение и конкретизацию в кодифицированных актах, федеральных законах и других нормативных правовых актах.

В Гражданском кодексе РФ четко формулируются основные начала публичного договора (ст. 426 ГК РФ). Данные начала имеют не только основополагающее значение, но и прямым образом влияют на регулирование договорных отношений между сторонами по поводу деятельности частных охранно–детективных предприятий, в частности заключение договоров на оказание соответствующих услуг.

Статья 50 ГК РФ в области осуществления частной детективной и охранной деятельности определяет правовое положение юридических лиц, в частности коммерческих организаций, к которым относятся частные детективные и охранные фирмы .

Также сфера деятельности частных детективов и охранных предприятий регулируется нормами уголовного законодательства. В частности, статья 171 УК РФ гласит, если нелицензированные сотрудники детективного или охранного агентства в каком–либо случае будут осуществлять непосредственно детективные или охранные функции, то их следует привлекать к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство. Также уголовная ответственность по данной статье возлагается и на лиц, продолжающих осуществлять детективную или охранную деятельность после аннулирования соответствующих лицензий.

Частью первой ст. 203 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения .

Среди кодифицированных актов, нормы которых направлены на регулирование частной детективной и охранной деятельности, следует назвать Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 17.12 КоАП РФ определен специальный состав правонарушения, предусматривающий повышенную меру административного наказания для лица, имеющего специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности и незаконно носящего форму государственной военизированной организации, правоохранительного или контролирующего органа в связи с осуществлением этой деятельности. Такая ответственность обусловлена прямым запретом для частных детективов и охранников выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов. Согласно ст. 14.1 КоАП РФ ответственность понесет лицо, которое осуществляло предпринимательскую деятельность без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). Согласно ст. 20.16 КоАП РФ также ответственность понесет лицо, которое осуществляло либо организовало частную детективную или охранную деятельность без специального разрешения (лицензии).

Наряду с вышеизложенными законами значимое место в системе законодательства, регулирующего деятельность частных детективных и охранных структур, занимают Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Так, статья 1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» указывает, что обязательным условием для осуществления частной детективной и охранной деятельности является получение данными предприятиями специального разрешения (лицензии) органов внутренних дел.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование – это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

В соответствии со ст. 20 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ осуществляют: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, Министерство здравоохранения РФ, Прокуратура РФ и иные министерства.

Так, Постановление Правительства РФ от 14 августа 2002 г. № 600 «Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности» устанавливает лицензионные требования и условия при осуществлении детективной и охранной деятельности, необходимый пакет документов для получения соискателем лицензии.

Также сфера деятельности частных детективов и охранных предприятий регулируется нормами Постановления Правительства РФ от 14 августа 1992 года № 587 (ред. от 4 апреля 2005 г.) «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» . В частности, данное Постановление устанавливает перечень объектов, подлежащих государственной охране, перечень видов специальных средств, используемых в частной детективной и охранной деятельности, правила из применения и т. д.

Положения Приказа МВД России от 31 декабря 1999 г. № 1105 «О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью» содержат основные направления, формы и методы работы подразделений органов внутренних дел по осуществлению контроля за частной детективной и охранной деятельностью; определяют компетенцию органов внутренних дел по предупреждению противоправных действий в сфере частной детективной и охранной деятельности, основные обязанности сотрудников органов внутренних дел по предупреждению противоправных действий в сфере частной детективной и охранной деятельности и др.

Правовое регулирование частной детективной и охранной деятельности представляет собой совокупность специальных законов, нормативных и иных правовых актов, в соответствии с которыми и на основании которых осуществляют свою деятельность частные охранно–детективные предприятия. Систему правового регулирования данной деятельности следует рассматривать как две составляющих ее элементов – внешний и внутренний. Внешний элемент правового регулирования включает в себя фундаментальные и основополагающие нормативные правовые акты, на основании которых осуществляется и регламентируется частная детективная и охранная деятельность, в частности, конституция РФ, федеральные законы, кодексы и т. д. Внутренний элемент правового регулирования состоит из нормативно–правовых актов регулятивного, регламентирующего, распорядительного и рекомендательного характера, в частности, постановления Правительства РФ, приказы министерств и ведомств, а также указания, распоряжения и письма федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ, чья компетенция затрагивает вопросы, касающиеся частной детективной и охранной деятельности.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!