Понятие политической культуры

19 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В гносеологическом плане политическое сознание тесно связано с другим основополагающим политическим понятием – политической культурой. В развитых формах политической культуры политическое сознание является ее производным и одновременно высшим уровнем – ее стержневым компонентом.

Термин «политическая культура» был впервые употреблен немецким философом И. Гердером в XVIII веке. В конце XIX - начале XX века данное понятие получило свое дальнейшее широкое употребление и использование в различных политических исследованиях. Первым, кто попытался концептуально осмыслить эту категорию, был американский политолог Г.Алмонд, написавший статью «Сравнительные политические системы» в 1956 году. Он рассматривает политическую культуру как особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы.

В том же году данный термин также впервые появился в западной литературе благодаря работе американского ученого X.Файера «Системы правления великих европейских государств». Помимо них, свой вклад в изучение политической культуры внесли такие ученые, как С.Верба, Д.Мервик, Л.Дитмер, Д. Каванах и др. В связи с многочисленными исследованиями этого явления стали выявляться различные подходы в теоретической трактовке политической культуры.

Так, английский политолог Д. Каванах, систематизировав имеющиеся взгляды на политическую культуру, выделил четыре группы исследователей в ее интерпретации. К первой группе он отнес психологические трактовки политической культуры, рассматривающие ее в качестве внутренних ориентаций человека. Ко второй группе им были отнесены всеобъемлющие трактовки политической культуры, понимающие ее очень широко (например, Л. Дитмер включает в нее и отношение государства с гражданами, и национальный характер, и психологические черты). В третью группу он включил объективистские взгляды, рассматривающие содержание политической культуры как нормы и образцы поведения граждан и групп. И, наконец, четвертую группу представляют ученые, исследующие политическую культуру как гипотетическую нормативную модель желательного поведения и мышления.

В целом, несмотря на различия, все исследователи отмечают, что политическая культура неразрывно связана с субъектами политики. Это объясняется тем, что, являясь продуктом коллектива, она формируется индивидуально. Причем, в отличие от политического сознания, являющегося совокупностью всех духовных образований в политике, политическая культура имеет отношение только к устойчивым, внутренне значимым для личности воззрениям.

Специфику политической культуры, ее отличие oт политического сознания лучше всего раскрывают те ее свойства, которые наделяют личностным смыслом идеальные представления человека, позволяющие ему стать политическим субъектом. Политическая культура:

- побуждает следовать определенным целям и задачам;

- требует    воплощения    ценностных    воззрений    в    процессе политической деятельности.

Одним словом, политическая культура определяет способность личности стать полноправным субъектом политического процесса.

В процессе формирования политической культуры личность овладевает политическим опытом, традициями, осваивает образцы политической деятельности. Опыт передается следующему поколению не в чистом, а в уже превращенном виде. Эта передача политического опыта происходит за счет системы закрепляющих его идеологических представлений, норм и ценностей, а также благодаря личностным особенностям тех, кто его передает. Условно передачу политической культуры можно рассматривать как процесс закрепления в сознании людей определенной системы ориентации на соответствующие нормы и образцы политического поведения. Но при этом необходимо учесть, что главные преобразования в политической культуре происходят в результате существенных изменений в обществе, воздействие которых на сознание граждан способно преодолеть их сопротивление формированию новых ценностей, идеалов и норм политической деятельности.

Политическая культура формируется на основе самой разнообразной информации, и потому природа вырабатываемых ценностных ориентаций связана как с политическими, так и с общесоциальными интересами. Поэтому политическая культура предстает как многоуровневое явление. В ее структуре выделяются мировоззренческие ориентации отношения к власти и отношения к политическим явлениям. Первый уровень политической культуры представляет собой общую для всех людей основу их деятельности. Выбор человеком тех или иных позиций и соответствующего поведения зависит от его мировоззрения, ценностных ориентаций и установок. Второй уровень политической культуры характеризует отношение людей к власти. Каждый человек, участвующий в политической жизни, имеет свою оценку способностей и пределов государственной власти издавать законы, осуществлять судопроизводство и требовать исполнения правовых норм. На основе же конкретной оценки власти личность определяет свое отношение к гражданским правам и обязанностям. Третий уровень политической культуры включает ценностные отношения человека к различным политическим явлениям, т.е. отношения индивида к политической системе, ее участникам и действиям и т.д.,  вплоть до отношений к самому себе.

Каждый из этих уровней влияет на формирование политической культуры, и поэтому она может быть разнородной, содержать в себе передовые и архаичные, патриархальные и авангардистские, прогрессивные и реакционные элементы. Но это не мешает политической культуре быть целостным образованием. К тому же она обладает относительной самостоятельностью и независимостью и даже способна влиять на политические процессы. В то же время политическая культура под влиянием общественных условий вырабатывает не только всеобщие, но типично групповые черты и свойства, что позволяет ее классифицировать.

Так, Г. Алмонд и С.Верба, анализируя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики,    выделили    три    типа    политической    культуры: патриархальный, в котором отсутствует интерес граждан к политической жизни, подданнический, для которого характерна ориентация на политические институты в сочетании с пассивностью граждан; активистский, где присутствует высокая заинтересованность граждан в политическом участии и проявляется такая активность. Авторы данной классификации подчеркивали, что на практике эти три типа политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных элементов.

Помимо универсальных типов политической культуры в политической жизни складываются и существуют субкультуры. Это такие образования, которые присущи отдельным социальным группам, субъектам политики, отличающимся специфическими взглядами и оценками власти, отношением к правящим элитам, нормами и образцами участия в управлении, контроле государства и организации политической системы.

Каждая субкультура включает в свой состав не только рациональные воззрения, но и рефлексивно неоформленные взгляды, оценки, эмоции и чувства, связанные с бессознательной сферой психики личности человека. По этим частям, элементам и чертам субкультуры могут отличаться друг от друга. Примером субкультуры могут служить нормы и ценности, стили политического мышления и поведения жителей Москвы и Уфы или Калининградской и Оренбургской областей. Несмотря на их особенности, субкультуры взаимодействуют между собой. Их ценностный диалог становится возможным благодаря культурному языку. Язык культуры представляет собой совокупность не только словесных форм (терминов, символов, стереотипов и т.п.), но и политических текстов (программ, лозунгов и т.п.), различных материальных образований (архитектура политических учреждений, символика, стиль проведения предвыборных кампаний).

Взаимообщение субкультур, обмен опытом, образование новых ценностей, формирование позитивного политического мышления и прогрессивного стиля поведения постепенно разрушают нормы, образцы и традиции, не отвечающие демократическим ценностям. Сам же процесс межкультурного обмена и постепенный уход из жизни отживших представлений и воззрений тесно связан с демократизацией общества, государственной власти и становлением личности как гражданина и активного субъекта политики. По мере демократизации общественной жизни будут происходить и изменения в содержании политической культуры. В ней должны возобладать не групповые, а общечеловеческие ценности, усилиться межгрупповые и межличностные диалоги и может произойти рост политической компетенции личности как участника политического процесса.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!