Понятие педагогической технологии

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педаго­гической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют боль­шие разночтения.

  • Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). • Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических ус­тановок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организа­ционно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Ли­хачев). • Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспек­тами.

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изу­чающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, сово­купность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструменталь­ных и методологических педагогических средств.

Технология — это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год. Технология — это методическое обес­печение к программе, конкретно реа­лизующее ее главные идеи и положе­ния. В результате применения техно­логии на выходе (в конце года) меняется уровень экологической вос­питанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностичес­кого обследования.

Стержнем каждой конкретной тех­нологии являются закономерные со­бытия в природе и обществе: смена и развитие сезонных явлений, наступле­ние Нового года и др. Технология для каждого возраста зависит от эколого-развивающей среды группы. Опти­мальная ее реализация происходит в том случае, когда дети постоянно окружены объектами живой природы. Именно постоянно существующий уголок природы дает возможность организовать разные экологически ориентированные и соответствующие возрасту виды деятельности (наблюде­ние, создание необходимых условий для живых существ и др.). Технологии для дошкольников включают исполь­зование большого количества нагляд­ного и предметного материала, что соответствует возрастным особеннос­тям детей - преобладанию образной и действенной форм мышления.

Особое значение имеет широкое включение в воспитательно-образова­тельные технологии разнообразных игр (дидактические, сюжетно-ролевые, сюжетно-подвижные), специаль­но разработанных игровых обучающих ситуаций, которые создают у детей положительный эмоциональный на­строй и обеспечивают нужный уро­вень усвоения ими экологических знаний, выработку правильного, заин­тересованного отношения к природе.

Общая направленность технологий эколого-педагогической работы   с детьми в каждой возрастной группе заключается в следующем.

  • Ориентировка на широкое использо­вание непосредственного природного ок­ружения дошкольников, эколого-развиваю­щей среды, созданной в учреждении, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и животными, с которыми они находятся в контакте в течение всего учебного года.
  • Организация регулярной и разнооб­разной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (прове­дение циклов наблюдений), практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ), природо­охранной. (зимняя подкормка птиц, акции в защиту природных объектов), деятель­ности общения (эмоционально-доброже­лательного взаимодействия с живыми существами), отобразительной (изо, иг­ра, конструирование).
  • Широкое использование специально подобранной детской художественно-по­знавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием дру­гих видов деятельности; углубленное зна­комство детей (в течение всего года) с произведениями отдельных авторов, ко­торые ярко отражают события в приро­де, служат примером любви к природе, глубокого ее понимания и творческого отражения в литературно-художествен­ных произведениях.
  • Совместная творческая деятель­ность воспитателя с детьми: создание и использование самодельных книг, альбо­мов по впечатлениям от литературных произведений и наблюдений за природны­ми объектами.
  • Систематическое ознакомление де­тей всех возрастных групп с сезонными явлениями природы, по «недельной мето­дике», выращивание в зимне-весенний пе­риод овощных и цветочных культур, регу­лярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в ка­лендарях природы.
  • Регулярное включение игровой дея­тельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС) в систему эколого-педагогических мероприятий во всех группах.
  • Оптимальное соотношение и соче­тание педагогических мероприятий по­вседневной жизни, позволяющих детям накопить сенсорные впечатления, кон­кретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологичес­ких зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами в природу, вызы­вающими яркий эмоциональный отклик.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!