Понятие о воле

Воля - сознательное регулирование человеком своего пове­дения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность че­ловека, которая проявляется в самодетерминации и саморе­гуляции им своего поведения и психических явлений. Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления пове­денческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу надобстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

В настоящее время в психологической науке нет еди­ной теории воли, хотя многими учеными и предпринимают­ся попытки разработать целостное учение о воле с его тер­минологической определенностью и однозначностью. Види­мо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реактивной и актив­ной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции челове­ка на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же ак­тивной концепции человеческого поведения, которая в по­следнее время становится ведущей, поведение человека по­нимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения.

Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного ре­жима активности, концентрацией этой активности в необхо­димом направлении.

Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необ­ходимого волевого усилия для достижения цели), настойчи-вость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (уме­ние тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осу­ществлению принятого решения), энергичность и др. Это -первичные (базовые) волевые личностные качества, опре­деляющие большинство поведенческих актов.

Существуют и вторичные, развивающиеся в онтоге­незе позже, чем первичные, волевые качества: решитель­ность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение побо­роть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), са­мообладание (умение контролировать чувственную сторо­ну своей психики и подчинять свое поведение решению со­знательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти ка­чества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.

К третичным следует отнести волевые качества, тес­нейшим образом связанные с нравственными: ответствен­ность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплиниро­ванность (сознательное подчинение своего поведения обще­принятым нормам, установленному порядку), принципи­альность (верность определенной идее в убеждениях и по­следовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину), органи­зованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т. д. Третичные ка­чества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.

Волевые действия можно подразделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его по­следствий, осознание мотивов, принятие решений, возник­новение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т. д.

Развитие воли у человека связано:

а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;

б) с приобретением человеком контроля над своим по­ведением;

в) с выработкой волевых качеств личности;

г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдален­ные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течении долгого времени.

формирование волевых качеств личности можно рас­сматривать как движение от первичных к вторичным и да­лее - к третичным качествам.

Рассмотрение психологической трактовки личности пред­полагает истолкование феномена духовной ее свободы. Сво­бода личности в психологическом плане - это, прежде всего, свобода воли. Она определяется по отношению к двум вели­чинам: по отношению к витальным влечениям и по отноше­нию к социальным условиям жизни человека. Влечения (би­ологические импульсы) преобразуются в нем под влиянием его самосознания, духовно-нравственных координат его личности. Более того, человек - это единственное живое су­щество, которое в любой момент может сказать «нет» своим влечениям, и которое не должно всегда говорить им «да» (М.Шелер).

Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обусловливают его полностью. От него - в пределах его ограничений - зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям (В. Франкл). В этом плане свобода - это ког­да человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, или уступить злу (Ф. М. Достоевский).

Однако свобода - это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный асиект которого - быть ответствен­ным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности. Иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью «списы­вают» свои грехи (неблагородные поступки, подлость, пре­дательство) на «объективные условия» — несовершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучность семей, в которых они выросли, и т. п. Марксистский тезис о корен­ной зависимости добра и зла в человеке от внешних (соци­альных) условий всегда был предлогом для ухода от персо­нальной ответственности.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!