Понятие о статистической сводке

6 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение            3
1. Понятие и значение статистической сводки      5
2. Виды сводок           8
Заключение           15
Список литературы          16

Введение

В результате первой стадии статистического исследования (статистического наблюдения) получают статистическую информацию, представляющую собой большое количество первичных, разрозненных сведений об отдельных единицах объекта исследования (например, записи о каждом гражданине страны при переписи населения: пол, национальность, возраст, образование, род занятий и многие другие признаки).
Дальнейшая задача статистики заключается в том, чтобы привести эти материалы в определенный порядок, систематизировать и на этой основе дать сводную характеристику всей совокупности фактов при помощи обобщающих статистических показателей, отражающих сущность социально-экономических явлений и определенные статистические закономерности. Это достигается в результате сводки - второй стадии статистического исследования.
Тема контрольной работы: «Общее понятие о статистической сводке».
Проблемам разработки и формирования статистической сводки в отечественной литературе уделяется много внимания. Значительный вклад в изучение этих вопросов внесли отечественные ученые: Р.А. Ячиков, А.В. Сиденко, А.А. Золотарев,  О.Э. Башина, И.И. Елисеева, М.И. Юзбашев, В.Г. Ионин и др.
Цель контрольной работы является общая характеристика статистической сводки.
Объект исследования был определен нами следующим образом: статистическая сводка.
Предмет исследования сформулирован следующим образом: особенности  формирования статистической сводки.
Задачи данной работы определены следующим образом:
1) уточнить понятие и сущность статистической сводки;
2) охарактеризовать особенности структуры статистической сводки;
3) охарактеризовать методы формирования статистической сводки.
Методы исследования: общенаучный, анализ литературы по проблеме.
Контрольная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.

1. Понятие и значение статистической сводки

Получаемая в процессе статистического наблюдения информация об отдельных единицах статистической совокупности характеризует их, как правило, с различных сторон. Например, при изучении торговли района собранные статистические данные о коммерческой деятельности отдельных торговых предприятий содержат соответствующую оценку работы каждого из них. Однако обобщающую характеристику по торговым предприятиям в целом можно получить систематизируя и обобщая полученную информацию, а также сводку, являющуюся второй стадией статистического исследования, в процессе которого осуществляется научная обработка собранного материала. В результате этого этапа индивидуальные данные превращаются в упорядоченную систему статистических показателей, дающих возможность в целом оценить коммерческую деятельность торговых предприятий, выявить закономерность их развития [2, с. 29].
Таким образом, статистическая сводка – систематизация единичных фактов, позволяющая перейти к обобщающим показателям, относящимся ко всей изучаемой совокупности и ее частям, и осуществлять анализ и прогнозирование изучаемых явлений и процессов.
Применение соответствующих приемов статистической сводки обусловлено характером и формами развития изучаемых явлений. С их изменением должны видоизменяться и способы осуществления статистической сводки. Переход на рыночную экономику объективно меняет принципиальные подходы и ко второй стадии статистического исследования.
По сложности построения сводка может прежде всего представлять общие итоги по изучаемой совокупности в целом, без какой-либо предварительной систематизации собранного материала. Она определяет общий размер изучаемого явления по заданным показателям. Это так называемая простая сводка. Она может быть вспомогательной, если содержащаяся в ней информация используется в дальнейшем для углубленного изучения статистической совокупности.
Однако сбор сведений и итоговое их обобщение могут иметь самостоятельное значение. Ценность этого вида сводки возрастает в условиях рыночной экономики, поскольку и итоговые данные по основным показателям могут быть получены быстро и служить основой для принятия оперативных управленческих решений, связанных со сложившейся по конкретным товарам конъюнктурой рынка. Так, нередко в практике коммерческой деятельности обобщенные данные в целом, например, о состоянии товарных запасов, поступлении в реализацию отдельных товаров, о выполнении поставщиками своих договорных обязательств, имеют первостепенное значение для обеспечения нормального торгово-закупочного процесса, внесения необходимых коррективов в его осуществление [7, с. 31].
Статистическая сводка в широком ее понимании предполагает систематизацию и группировку цифровых данных, характеристику образованных групп системой показателей, подсчет соответствующих итогов и представление результатов сводки в виде таблиц, графиков.
Выделение однородных и социально-экономическом отношении групп является основой статистической сводки исходной информации, непременным условием ее научной разработки и практического использования в коммерческой работе.
Вся многогранная и сложная работа по статистической сводке исходной информации подразделяется на следующие этапы:
1. формулировка задачи сводки на основе целей статистического исследования;
2. формирование групп и подгрупп определенно группированных признаков, числа групп и величины интервала. Решение вопросов, связанных с осуществлением группировки, включая выделение существенных признаков, установление специализированных интервалов, поступление комбинированных группировок;
3. осуществление технической стороны сводки, то есть проверка полноты и качества, собранного материала, подсчет различных итогов и исчисление необходимых показателей для характеристики всей совокупности и ее частей.
Статистическая сводка осуществляется по специально составленной программе, содержание которой в большинстве своем отражается в системе моментов разработочных таблиц, позволяет получать данные по многим признакам и охарактеризовать объект, его отдельные части многочисленными показателями. В программе также указываются способы сводки данных статистического наблюдения.
Способ разработки статистической сводки может быть централизованным и децентрализованным [7, с. 33].
При централизованной сводке все данные сосредотачиваются в одном месте и сводятся по разработанной методике. При децентрализованной сводке обобщение материала осуществляется снизу доверху по иерархической лестнице управления, подвергаясь на каждом из них соответствующей обработке. В условиях изменения форм хозяйствования, реальных рыночных отношений принципиально меняются приемы осуществления сведения статистической информации.
1. Сокращается общегосударственная и отраслевая отчетности, а объем и разнообразие данных, связанных с рынком и коммерческой деятельностью в самих предприятиях и других уровнях, возрастают. Происходит упорядочение способов получения сводки и использование каждой единицы информации.
2. Развиваются такие источники данных, как выборочные обследования, единовременные учеты и другие пути получения необходимых сведений для управления коммерческими процессами, главным образом в низовых и средних звеньях отрасли.
3. Для корректирующих, регулирующих целей, обеспечивающих пропорционально-отраслевое развитие всего общества, централизованная форма сводки также будет совершенствоваться, изменяться по содержанию.
4. Методы и формы организации статистической отчетности как один из видов сводки предполагается дифференцировать с обязательным условием сводимости применительно к различным социальным типам предприятий с тем, чтобы в полной мере характеризовать становление многоукладности экономики, социальную структуру народного хозяйства, в том числе и торговли.
На современном этапе в связи с изменениями порядка сбора, обработки и выдачи информации, происходящими на основе создания автоматизированных рабочих мест с использованием ПЭВМ, соотношения в способах систематизации информации складывается в пользу централизованной сводки. Она преимущественно применяется в тех низовых звеньях, где был получен материал. В последующих разделах будет рассмотрена методика приемов обобщения и систематизации данных, которая может быть использована в коммерческой деятельности.
Положив начало научной систематизации и обработке исходной информации, сводка и группировка статистических данных служит тем самым базой для осуществления всестороннего анализа и прогнозирования коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

2. Виды сводок

Статистические сводки различаются по ряду признаков: по сложности построения, месту проведения и способу разработки материалов статистического наблюдения [9, с. 44].
Виды сводки по глубине обработки материала (1 - й признак):
- простая сводка - это операция по подсчету общих и промежуточных итогов по совокупности единиц статистического наблюдения;
- сложная сводка - это комплекс операций, включающих элементарную группировку единиц статистического наблюдения, подсчет итогов по каждой группе, по всему объекту и представление результатов сводки в виде статистических таблиц.
Виды сводки по форме обработки материала (2 - й признак):
- децентрализованная сводка, при которой разработка данных статистического наблюдения рассредоточена по территориям, производственным подразделениям и т.д.;
- централизованная сводка, при которой весь первичный материал поступает в единый центр, где и подвергается обработке от начала до конца.
По технике выполнения (3 - й признак):
- механизированная сводка, при которой все операций выполняются на основе применения ЭВМ;
- ручная сводка, когда все основные операции (подсчет групповых и общих итогов) осуществляются вручную.
Статистическая группировка - это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам, каждая из них характеризуется системой статистических показателей. Например, группировка промышленных предприятий по формам собственности, группировка населения по размеру среднедушевого дохода, группировка коммерческих банков по сумме активов баланса и т.д.
Особым видом группировок является классификация, представляющая собой устойчивую номенклатуру классов и групп, образованных на основе сходства и различия единиц изучаемого объекта. Классификация выступает в роли своеобразного статистического стандарта, устанавливаемого на определенный промежуток времени, например, ЕГРПО, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), классификация основных фондов в промышленном строительстве, капитальных вложений, затрат на производство и др. [9, с. 46]
Метод статистических группировок позволяет разрабатывать первичный статистический материал. На основе группировки рассчитываются сводные показатели по группам, появляется возможность их сравнения, анализа причин различий между группами, изучения взаимосвязей между признаками. Расчет сводных показателей в целом по совокупности позволяет изучить ее структуру.
Кроме того, группировка создает основу для последующей сводки и анализа данных. Этим определяется роль группировок как научной основы сводки.
Большие достижения в области применения метода группировок имеет современная отечественная статистика. Введение группировочных таблиц, содержащих показатели международной СНС, превращает группировки (классификации) в эффективный метод анализа и вскрытия резервов в экономике [9, с. 48].
Метод группировок применяется для решения задач, возникающих в ходе научного статистического исследования:
- выделения социально-экономических типов явлений;
- изучения структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
- выявления связей и зависимостей между отдельными признаками явления.
Для решения этих задач применяют (соответственно) три вида группировок: типологические, структурные и аналитические (факторные).
Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов (частных подсовокупностей) путем разделения качественно разнородной совокупности на классы, социально-экономические типы, однородные группы единиц в соответствии с правилами научной группировки.
Примерами типологической группировки могут служить группировки секторов экономики, хозяйствующих субъектов по формам собственности: группы предприятий государственной собственности, федеральной, муниципальной, частной и смешанной собственности.
Признаки, по которым производится распределение единиц изучаемой совокупности на группы, называются группировочными признаками или основанием группировки. Выделить типичное можно не по любому признаку, а только по определенному, который должен изменяться в зависимости от условий места и времени. Для правильного выбора группировочных признаков необходимо предварительно выявить возможные типы, четко сформулировать познавательную задачу.
Если группировочными признаками выступают признаки атрибутивные (форма собственности, отрасль производства и т.д.), то образовать группы сравнительно просто [2, с. 66].
Выделение типов на основе количественного признака состоит в определении групп с учетом границ перехода количественного изменения признака в новое качество, новый тип явления.
Однако во всех случаях типологических группировок выбор группировочных признаков всегда должен быть основан на анализе качественной природы исследуемого явления. Экономический анализ сущности и закономерности развития явления должен быть направлен на то, чтобы в соответствии с целью и задачами исследования положить в основание группировки существенные признаки. При этом следует иметь в виду, что анализ одного и того же материала при различных приемах группировки может привести к диаметрально противоположным выводам. Раскрыть закономерности экономического развития помогут те группировки, которые исходят из реально существующих закономерностей.
Структурной называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью типологической группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие их структуру по какому-либо варьирующему признаку.
К структурным группировкам относится группировка населения по размеру среднедушевого дохода, группировка хозяйств по объему продукции, структура депозитов по сроку их привлечения [1, c. 97].
Анализ структурных группировок, взятых за ряд периодов или моментов времени, показывает изменение структуры изучаемых явлений, т.е. структурные сдвиги. В изменении структуры общественных явлений отражаются важнейшие закономерности их развития.
Одной из задач группировок является исследование связей и зависимостей между изучаемыми явлениями и их признаками. Это достигается с помощью аналитических (факторных) группировок. В основе аналитической группировки лежит факторный признак, и каждая выделенная группа характеризуется средними значениями результативного признака. Так, группируя достаточно большое число рабочих по факторному признаку х - квалификации (разряду) с указанием их заработной платы, можно заметить прямую зависимость результативного признака у — средней месячной заработной платы рабочих от квалификации: чем выше квалификация, тем выше и средняя месячная зарплата (хотя у отдельных рабочих с более высоким разрядом она может быть ниже).
Используя в аналитических группировках методы математической статистики, можно определить показатель тесноты (силы) связи между изучаемыми признаками [3, с. 40].
В зависимости от степени сложности массового явления и задач анализа группировки могут производиться по одному или нескольким признакам.
Если группы образуются по одному признаку, группировка называется простой (например, распределение населения по возрастным группам, семей - по уровню доходов и т. д.).
Группировка по двум или нескольким признакам называется сложной.
Если группы, образованные по одному признаку, делятся затем на подгруппы по второму и т.д. признакам, т. е. в основании группировки лежит несколько признаков, взятых в комбинации, то такая группировка называется комбинационной (например, дополнив простую группировку населения по возрастным группам группировкой по полу, получим комбинационную группировку).
Комбинационная группировка позволяет выявить и сравнить различия и связи между исследуемыми признаками, которые нельзя обнаружить на основе изолированных группировок по ряду группировочных признаков, однако при изучении влияния большого числа признаков применение комбинационных группировок становится невозможным, поскольку чрезмерное дробление информации затушевывает проявление закономерностей. Даже при наличии большого массива первичной информации приходится ограничиваться двумя - четырьмя признаками [2, с. 48].
Использование в статистических исследованиях ЭВМ и статистической теории распознавания образов позволило разработать метод группировки совокупности единиц одновременно по множеству характеризующих признаков. Такие группировки получили название многомерных.
Многомерная группировка или многомерная классификация основана на измерении сходства или различия между объектами (единицами): единицы, отнесенные к одной группе (классу) отличаются между собой меньше, чем единицы, отнесенные к разным группам (классам). Мерой близости (сходства) между объектами могут служить различные критерии. Самой распространенной мерой близости является евклидово расстояние между объектами, представленными точками в и-мерном пространстве. Чем меньше это расстояние, тем больше близость.
Задача многомерной группировки сводится к выделению сгущений точек (объектов) в и-мерном пространстве. Группы (кластеры) формируются на основании близости объектов одновременно ко всему комплексу признаков, описывающих объект. Нахождение этих групп осуществляется методами кластерного анализа на ЭВМ.
Многомерные группировки позволяют решить ряд важных задач экономико-статистического исследования: формирование однородных совокупностей; выбор существенных признаков; выделение типичных групп объектов и др.
В зависимости от вида группировочных признаков различают группировки по атрибутивным и количественным признакам.
Если атрибутивный признак имеет мало разновидностей, то количество групп определяется числом этих разновидностей. Таковы, например, группировки населения по полу, семейному положению, образованию; распределение населения на городское и сельское.
Определение числа групп при группировке по варьирующему количественному признаку (например, распределение населения по уровню доходов, потреблению отдельных продуктов питания) требует специальных расчетов.
При составлении структурных группировок на основе варьирующих количественных признаков необходимо определить количество групп и интервалы группировки.

Заключение

Подводя общий итог работе, сделаем следующий вывод.
Статистическая сводка - это научно организованная обработка материалов наблюдения, включающая в себя систематизацию, группировку данных, составление таблиц, подсчет групповых и общих итогов, расчет производных показателей (средних, относительных величин). Она позволяет перейти к обобщающим показателям совокупности в целом и отдельных ее частей, осуществлять анализ и прогнозирование изучаемых процессов.
Если производится только подсчет общих итогов по изучаемой совокупности единиц наблюдения, то сводка называется простой. Например, для получения общей численности студентов высших учебных заведений России достаточно сложить данные о численности студентов всех высших учебных заведений.
Статистическая сводка должна проводиться по определенным программе и плану.
Программа статистической сводки устанавливает следующие этапы: выбор группировочных признаков; определение порядка формирования групп; разработка системы статистических показателей для характеристики групп и объекта в целом; разработка макетов статистических таблиц для представления результатов сводки.
План статистической сводки содержит указания о последовательности и сроках выполнения отдельных частей сводки, ее исполнителях и порядке изложения и представления результатов.
В сводке статистического материала отдельные единицы статистической совокупности объединяются в группы при помощи метода группировок.

Список литературы

1. Башина О.Э. Общая теория статистики. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 454с.
2. Григорьева Р.П. Статистика. – М.: Изд-во Михайлова, 2008. – 322с.
3. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 512с.
4. Золотарев А.А.Статистика. – М.: Владос, 2009. – 388с.
5. Макроэкономическая статистика. – М.: Дело, 2009. – 422с.
6. Сиденко А.В. Статистика. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 502с.
7. Статистика. Курс лекций. Л.П. Харченко, В.Г. Ионин и др. Новосибирск, НГАЭиУ, 2007. – 500с.
8. Теория статистики / Под ред. Р.А.Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 386с.
9. Ячиков Р.А. Теория статистики. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 508с.

(14.7 KiB, 42 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!