Понятие о личности в психологии

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-раз­ному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в ли­тературе (если оно включено в разработанную теорию и под­креплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупно­сти его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, ни­как не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относят­ся психологические качества человека, характеризующие его по­знавательные процессы или индивидуальный стиль деятельно­сти, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивы­ми и свидетельствуют об индивидуальности человека, опреде­ляя его значимые для людей поступки.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловле­ны, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки челове­ка, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем. Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех че­ловеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного че­ловека, то понятие «индивид» характеризует именно его и до­полнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отлича­ющие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность - это самое узкое по содержанию поня­тие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те инди­видные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Психология личности стала экспериментальной наукой в пер­вые десятилетия нашего века. Ее становление связано с имена­ми таких ученых, как А.ФЛазурский, Г.Оллпорт, Р.Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии лич­ности велись задолго до этого времени, и в истории соответст­вующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско-литературиый, клинический и собствен­но экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древ­них мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами и писате­лями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблю­дения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдае­мое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человече­ской личности. Этот период и получил название клинический. Вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками про­никновения в ее сущность.

В первые десятилетия 20 столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный ха­рактер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фак­тов, на основе которых затем можно было бы строить экспери­ментально проверенные, а не умозрительные теории личности.

Важной задачей экспериментального периода в изучении лич­ности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения явились вопросы о нрав­ственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно ши­рокими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Такое понимание лич­ности отчасти сохранилось и до сих .пор.

В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодом. В центре внимания психи­атров оказались особенности личности, обычно обнаруживаю­щиеся у больного человека.

Экспериментальный период в исследованиях личности на­чался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи. Он сов­пал по времени с общим кризисом психологической науки, од­ной из причин которого явилась несостоятельность психологии того времени в объяснении целостных поведенческих актов. Гос­подствовавший в нем атомистический подход требовал разло­жения психологии человека на отдельные процессы и состояния. В конце концов он привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых трудно было сложить его личность и понять более или менее комплексные формы его социального поведения.

В конце 30-х годов нашего века в психологии личности нача­лась активная дифференциация направлений исследований. В ре­зультате ко второй половине нашего века сложилось много различ­ных подходов и теорий личности.

Если подходить к определению современных теорий лично­сти формально, то их существует по меньшей мере 48 вариантов (Немов).

Социодинамтескими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам лич­ности.

Интеракционистскими называют теории, основанные на прин­ципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управ­лении актуальными действиями человека.

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем фак­торов. К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту. К числу структурных причисляют теории, для которых глав­ной проблемой является выяснение структуры личности и сис­темы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых - пре­образование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

Рад теорий личности, характерных для возрастной и педагогиче­ской психологии, построен на рассмотрении ограниченного возра­стного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

В отечественной психологии наиболее известные исследова­ния в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С.Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А.Н.Леонть-ев, Л.И.Божович.

Теорию, предложенную Л.И.Божович можно отнести к разряду психодинамиче­ских, экспериментальных, структурно-динамических, охватыва­ющих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности человека.

А.НЛеонтьев представил свою концепцию структуры и раз­вития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Основной внутренней характеристи­кой личности у А.Н.Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит .«лич­ностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредствен­но направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает.

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения об­щества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и ро­ли в этом процессе кризисов развития-личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

Личность должна развиваться свободно, и свобода ее разви­тия на практике означает неподвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Будущее де­мократии зависит от реализации индивидуализма в том поло­жительном его понимании, которое смыкается с понятием ин­дивидуальности. Индивидом как личностью не должна манипу­лировать никакая внешняя сила, будь то государство или кол­лектив.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!