Понятие «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике

Понятие нормы широко используется в медицине, психоло­гии, педагогике, социологии и других науках.

Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» — очень важные. Они используются для характери­стики процесса развития и социального поведения ребенка. Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) пове­дения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином эта­пе развития общества. Фактически социальные нормы высту­пают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на ос­нове познания социальной реальности. Социальные нормы делятся на две большие группы: универ­сальные, т. е. распространяющиеся на каждого человека в об­ществе, и частные, относящиеся и регулирующие определен­ную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятель­ности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и др.). Социальные нормы являются элементами системы нор­мативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция). Социальные нормы можно сгруппировать и по другим признакам, они могут подразделять­ся на правовые, моральные, политические, религиозные и др Основными свойствами со­циальной нормы являются: — объективность отражения действительности; — однозначность (непротиворечивость); — историчность (преемственность); — обязательность воспроизводства; — относительная устойчивость (стабильность); — динамичность (изменчивость); — формальная определенность (внешняя завершенность); — степень распространенности, обращенность в будущее; — оптимальность; — возможность ее измерения; — организующая, регулирующая способность; — превентивность; — коррекционно-воспитательная способность. Под влиянием объективных условий и субъективных мо­ментов каждый человек вырабатывает и реализует свою ин­дивидуальную, личностную систему норм, которая в целом или частично может совпадать с существующими в обществе представлениями о ценностях и нормах, а может и не совпадать, противоречить им.

Индивидуальные социально-норма­тивные представления присущи каждому человеку, они вы­ступают регулятором его поведения.  Понятие возрастной нормы ха­рактеризует средний уровень развития изучаемого свойства у большой группы детей, отобранных на случайной основе. По возрастной норме, по от­клонению от нее данных, полученных в результате проведен­ного обследования, определяется уровень развития изучаемого свойства у ребенка. Если его индивидуальные показатели ока­зываются выше нормы, то обычно говорят, что этот ребенок по своему развитию опережает сверстников, и наоборот, если его индивидуальные данные ниже нормы, то делается вывод о том, что он отстает от сверстников.

Предметная норма знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным пред­метным содержанием программы (отражается в стандартах обра­зования); социально-возрастная норма - показатели интеллекту­ального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу опреде­ленного возрастного этапа;  Социально-психологическая нормаопределяет степень личност­ного здоровья человека его отношением к другому человеку,  как к самоценности (это - глав­ный признак), способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; творческий, целеуст­ремленный характер жизнедеятельности; потребность в позитив­ной свободе; способность к свободному волепроявлению; воз­можность самопроектирования будущего; веру в осуществление намеченного; внутреннюю ответственность перед собой и други­ми, прошлым и будущим поколениями; стремление к обретению сквозного, общего смысла жизни.

Существуют критерии, определяющие норму и отклонения от неё. Статистический критерий позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчёта частоты, с которой оно встречается в популяции. С точки зрения математической статистики, норма – всё то, что встречается часто (не реже 50% случаев). Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения (употребление алкоголя в разумных пределах – норма, но отклонение при злоупотреблении).

Психопатологический критерий применяется  в медицине. Патология – отклонение от нормы. Девиантное поведение – не всегда патология, оно рассматривается в ряду явлений, лежащих между нормой и патологией, таких как акцентуация характера, ситуативные реакции, нарушение развития.

Социально-нормативный критерий. В соответствии с ним поведение, соответствующее требованиям общества в данный момент, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся поведение противоречит основным общественным установкам и ценностям. Показатель нормальности – уровень социальной адаптации личности. Нормальная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями индивида и требованиями окружающей среды. Индивидуально-психологический критерий. В соответствии с ним, современные требования к человеку не ограничиваются его способностью выполнять социальные предписания, но предполагают самопознание и самобытие личности. Самоопределение в социальном пространстве и самореализация личностного потенциала в нём – ведущие задачи индивидуального развития.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!