Понятие ноосферы В.И.Вернадского, Е.Леруа, П.Тейяра де Шардена

19 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение            3
1. Биосфера и ноосфера         4
2. Теория ноосферы Э. Леруа Тейяра де Шардена     6
3. Учение В.И. Вернадского         12
Заключение           17
Список литературы          18

Введение

Термин «ноосфера» применяют представители самых разных профессий: ученые, производственники и политики, авторы популярных изданий и люди, весьма далекие от науки. При этом единого толкования этого понятия не существует. Для одних ноосфера - это идеальное состояние развитой жизни на нашей планете, недостижимое в реальности; для других - возникшее в настоящее время объективное состояние Земли, определяемое деятельностью человечества; для третьих - только разумная деятельность, т.е. суммарное сознание, которое изменяет ход превращения веществ на Земле и управляет протекающими на нашей планете процессами.
В данной контрольной работе я кратко освещу историю появления и формирования понятия «ноосфера», рассмотрю различные оттенки его современной трактовки, а также расскажу о том, что человечество должно и может сделать для сохранения и восстановления, когда это требуется, гармоничных отношений с окружающей природой.

1. Биосфера и ноосфера

Планета Земля, земной шар, представляет собой геологическое образование, продукт астрофизических, физических и химических процессов, протекавших на протяжении нескольких миллиардов лет. Во второй и третьей главах вкратце упоминалось о том, как происходит формирование и развитие планет и, в частности, Земли.
Минералогическая эволюция на нашей планете изучена достаточно глубоко, что позволяет установить закономерности распределения вещества ее недр на различных уровнях. Имеет смысл, однако, отдельно рассмотреть сначала часть нашей планеты, связанную с процессами жизнедеятельности разнообразных существ (7).
Впервые это было сделано в конце ХIХ века В.В.Докучаевым, создавшим науку о почве. Почва - самостоятельное естественно-историческое тело природы, объединение приповерхностных процессов, связывающих в одно целое горные породы, рыхлые отложения, циркулирующие в них воды, произрастающие на них растения и гумусированные их остатки (плодородный перегной), населенные микроорганизмами.
Взгляды Докучаева были восприняты и развиты В.И.Вернадским, создавшим в начале ХХ века учение о биосфере, раскрывающее огромную роль микроорганизмов, растений и животных в перемещении химических элементов в земной коре. Понятие биосфера шире, чем понятие почва, поскольку помимо последней включает в себя и тропосферу с прилегающей нижней стратосферой, и океаны, моря и другие водоемы, и верхние слои литосферы земного шара, и населяющие все эти области живые существа от простейших бактерий до человека - в общем все, что так или иначе связано с жизнью и продуктами жизнедеятельности (9, с. 667).
По мере развития экспериментальных средств определения возраста горных пород (радиоуглеродный метод) следы жизни обнаруживались на Земле все раньше и раньше. Сообщества микроорганизмов встречаются в породах, имеющих возраст порядка 4 млрд. лет. Это дало Вернадскому возможность прийти к выводу, что возраст существования жизни на Земле сравним с геологическим возрастом нашей планеты.
Вопрос, таким образом, состоит в том, не предшествует ли жизнь как явление самому возникновению нашей планеты. Вернадский утверждает, что время существования планеты совпадает со временем существования на ней жизни. Несмотря на многолетние целенаправленные усилия, до сих пор не удалось получить живое из неживого, в то время как число примеров происхождения неживого из живого возрастает. Не только атмосфера Земли, сложившаяся в результате процессов фотосинтеза у растений, но и горные породы, и ископаемые (а возможно, и гидросфера) - есть продукт биосферы, результат жизнедеятельности растений, бактерий и животных (5, с. 44).
Таким образом, можно говорить о биогенном характере окружающей нас природы. Вернадский полагал жизнь космическим явлением, ее зародыши привносились на Землю извне постоянно, но укрепились и получили мощное развитие на Земле лишь тогда, когда на ней сложились благоприятные условия. Вместе с тем, вся геологическая история Земли протекала при участии и под воздействием биогенных факторов.
Между тем, биологическая эволюция, как мы ее себе представляем, имеет выраженное направление, обусловленное усложнением возникающих живых структур. Наиболее ярко это проявляется в изменениях нервной системы, приведших к возникновению такого сложного устройства, как головной мозг. Еще в конце прошлого века Дж.Дана говорил о цефализации в процессе эволюции. Как уже говорилось, мозг человека является наиболее сложной из всех известных систем. Человек и человечество выделяются из всей остальной биосферы и приобретают характер самостоятельного феномена. Создание новых культурных видов растений и животных, преобразование окружающей среды в своих целях имело и имеет огромное, фактически геологическое значение для биосферы. Таким образом, для характеристики современной геологической стадии развития биосферы можно говорить о ноосфере, то есть сфере разума. Масса биологического вида Homo Sapiens в целом ничтожно мала не только по сравнению с массой всей биосферы, но и по сравнению с массой всех остальных живых существ. Однако роль этого вида как природопреобразующего фактора огромна.

2. Теория ноосферы Э. Леруа и Тейяра де Шардена

Термин ноосфера впервые употребил французский математик Э. Леруа в 1927, в лекциях, которые он читал в Коллеж де Франс в Париже, и в том же роду изложил их в своей книге “Требование идеалиста и факт эволюции”. В 1928 в его работе “Происхождение человечества и эволюция разума” проблема Н. получила дальнейшее развитие. Леруа признавал, что данное понятие возникло у него под влиянием лекций Вернадского о биосфере Земли.
Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1995), французский иезуит, уже при жизни считался еретиком заметной честью католической общественности. Ему запрещали публично провозглашать свои мнения, публиковать свой работы. Его философию отнесли к пантеистическому течению.
Тейяр стремился прийти к соглашению между христианством и современной цивилизацией. Он хотел совместить науку XIX и XX веков с верой, а также религию с деятельностью современного человека. Поэтому его основная проблематика касалась того, застал ли человек мир сотворенным Богом, или человек является сотворцом своего мира? Вопрос этот касался общефилософского подхода человека к миру. Если этот мир ему дан, то единственной обязанностью человека остается восхищаться Божьим творением и преклоняться перед его Творцом. Так и толковала традиционная христианская философия религиозные обязанности человека Против этого взбунтовался Тейяр де Шарден (1).
Французский философ прежде всего отверг идею начала мира, утверждал, что тому убеждению, что Бог сотворил материальный мир во времени, дал начало в своих трудах Августин Аврелий. Наоборот, доказывал Тейяр, материя не имеет никакого начала ни конца, но существует, подвергаясь постоянным преобразованиям и преображениям. Материя - понимается им и как материя тенгенциальная (чувственная), и как радиальная (духовная). В результате дифференцирования и совершенствования материи возникла жизнь и разные, все более сложные формы живых существ. Те же материальные процессы привели и к возникновению человека Развитие Вселенной имеет стадийный характер. Библейскую информацию об Адаме и Еве, как о наших прародителях, надо - по мнению Тейяра интерпретировать как скачок, переломный пункт в развитии пралюдей Эволюция, по его мнению, имеет два выразительных этапа. Первый этап - это "развитие мира", дифференцирование, которое завершается возникновением человека. С моментом появления человека в разных местаx Земли эволюция входит в этап ноосферы, что обозначает "свертывание" мира, концентрацию единиц, социализацию. "Общественная эволюция является продолжением революции материи и живой природы" (2).
Убеждение о естественном происхождении человека сопровождала мысль, что процесс эволюции и Божье сотворение мира - это одно и то же. Эволюция имеет начало в точке Альфа и ведет к точке Омега, являющейся источником силы и порядка эволюции Омега - это бытие трансцендентное, духовное, которое привлекает к себе все, что существует. Тейяр отождествлял Альфу и Омегу с Богом. Прошлое человечества интересует французского иезуита лишь настолько, насколько определяет его будущее. Он заметил, что в современном мире люди хотят быть активными, что ими управляет желание творить. В это время церковь приказывает молиться, считая молитву основной формой религиозного поступка. Это приводит верующих к конфликту совести, и в конечном счете способствует уходу наиболее моральных людей от религии (9, с. 670).
Важным аспектом существования человека является деятельность, действие, покорение и приспособление мира для своих потребностей. Речь идет о производственном труде, художественной деятельности, научной работе и общественных делах. Работа не является наказанием за грехи, утверждал Тейяр, но она - нравственный императив. Достоинство человека имеет свой источник в его роли в мире. Тейяр перевернул иерархию ценностей в христианской этике. Плохим христианином является тот, кто замыкается в башне из слоновой кости. Хорошим - тот, кто продолжает процесс творения мира, участвует в цивилизационных изменениях. Зло отождествляется им с пассивностью, а добро с активностью.
Парадоксально, что человек, который считается еретиком, оказал такое значительное влияние на отношение католической церкви ко всем вопросам, касающимся способа интерпретации действительности, проявлением чего были постановления Ватиканских соборов и энциклики папы Павла VI, а затем и Иоанна Павла II. Чтобы понять это, надо помнить, что Тейяр сформулировал новые идеи благодаря нарушению самого существенного для христианства тезиса о дуализме Бога и мира, души и тела, добра и зла, Современная церковь одобрила этические, и даже теологические последствия, вытекающие из отвержения этого дуализма, но она не может одобрить тейяровского монизма (7, с. 513).
Мысли Тейяра де Шардена выросли не на голой почве. Его концепция берет свои корни из всего многовекового развития теологических рассуждений человечества.
В средневековой картине мироздания Бог рассматривается как стоящая над миром абсолютная субстанция. Так, например, в томистской философско-теологической системе Бог противопоставляется природе и человеку как бытие абсолютное бытию обусловленному, как вневременное - приходящему и изменчивому. Между Богом и природой, Богом и человеком устанавливалось непреодолимое расстояние. И хотя в томизме существует учение «об аналогии бытии», которое призвано перекинуть «мост» между Богом и миром, Богом и человеком, все же интерпретация этой «аналогии» в томистской философии исключает полное их сближение.
Утверждение в Новое время в европейской культуре механической картины мира не приводило к существенному пересмотру взглядов религиозных мыслителей на эту проблему. Бог по-прежнему рассматривался как «творец» и «перводвигатель» видимого и невидимого мира, стоящий вне его и над ним. Изменения же касались лишь конкретного наполнения мировоззренческой системы, связанных с переходом на  геоцентрической на гелиоцентрическую картину мира (3).

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!