Понятие, назначение и задачи паспортно–регистрационной системы

25 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Под паспортно–регистрационной системой понимается совокупность правовых норм, определяющих порядок выдачи, замены паспортов и пользования ими, сдачи и изъятия их, регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в целях удостоверения личности гражданина и принадлежности его к российскому гражданству, обеспечения полноты учета населения и упорядочения его передвижения, обеспечения реализации конституционных прав граждан и выполнения ими своих обязанностей, а также обеспечения общественного порядка, государственной и общественной безопасности, борьбы с преступностью.

Как видно из определения, целями паспортно–регистрационной системы являются:

-                учет населения;

-                упорядочение его передвижения;

-                обеспечение реализации конституционных прав и обязанностей граждан;

-                обеспечение общественного порядка, государственной и общественной безопасности и борьбы с преступностью.

Учет населения. Основным средством текущего оперативного учета населения является система регистрации граждан. Данные подразделений Федеральной миграционной службы о количестве прибывших на жительство и убывших в другие местности является исходным материалом для последующего обобщения и использования органами государственной статистики.

С помощью системы регистрационного учета граждан Российской Федерации ведутся два вида учетов:

а) персональный — путем заполнения листков убытия и прибытия, которые остаются в паспортно–визовых аппаратах;

б) статистический — путем заполнения талонов статистического учета, отрывная часть которого направляется в органы статистики.

Упорядочение передвижения населения. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 27) и Законом РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. № 5242–1 каждый гражданин России может осуществить это право. Важнейшим правовым средством упорядочения передвижения населения является совокупность паспортно–регистрационных правил, которые, не препятствуя праву граждан на свободу передвижения, устанавливают порядок их регистрации по месту пребывания и жительства.

Вместе с тем государство устанавливает (регулирует) определенные ограничения на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (ст. 8 Закона):

-                в пограничной полосе;

-                закрытых военных городках;

-                закрытых административно–территориальных образованиях;

-                зонах экологического бедствия и других территориях;

-                на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

-                территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Обеспечение реализации конституционных прав граждан и выполнение ими обязанностей. Граждане России постоянно вступают в различные правоотношения с государственными органами, общественными формированиями, коммерческими структурами и между собой. Являясь субъектом правоотношений, граждане участвуют в них от своего имени как сторона строго индивидуализированная.

Одним из отличий каждого человека как личности является совокупность демографических (биографических) признаков: фамилия, имя, отчество, время и место рождения и т. д. Эти признаки гражданина закрепляются путем выдачи ему паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Наличие паспорта и регистрации является необходимым предварительным условием для реализации конституционных прав граждан: поступления на работу, учебу, вступления в брак и т. п.

Основными функциями ФМС по осуществлению паспортно–регистрационной системы являются:

 выдача паспортов, их обмен;

-                регистрация и снятие с учета граждан;

-                ведение адресно–справочной работы;

-                осуществление административного надзора за выполнением паспортно–регистрационных правил;

-                оформление материалов на нарушителей правил регистрационного учета и привлечение их к ответственности.

Более подробно рассмотрим некоторые функции.

Во исполнение Указа Президента РФ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» от 13 марта 1997 г. № 232 принято постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» от 8 июля 1997 г. № 828. Этим нормативным актом Министерству внутренних дел Российской Федерации было поручено приступить с 1 октября 1997 г. к выдаче паспортов гражданина Российской Федерации (п. 2 Положения о паспорте гражданина РФ).

Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14–летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации (п. 1 Положения).

В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина (п. 4 Положения):

  • фамилия;
  • имя;
  • отчество;
  • пол;
  • дата рождения;
  • место рождения.

Указанным Положением устанавливается срок действия паспорта гражданина:

  • от 14 лет — до достижения 20–летнего возраста;
  • от 20 лет — до достижения 45–летнего возраста;
  • от 45 лет — бессрочно.

По достижении гражданами (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20–летнего и 45–летнего возраста паспорт подлежит замене.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорт выдается или заменяется по месту их жительства по окончании установленного срока военной службы по призыву.

Выдача и замена паспорта производится территориальными органами ФМС по месту жительства граждан в порядке, определяемом МВД России. Гражданам, не имеющим места жительства, выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту их пребывания.

Важнейшими функциями подразделениями ФМС является регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту их пребывания и по месту жительства. В соответствии с Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 17 июля 1995 г. принято постановление Правительства РФ № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

В соответствии с Правилами регистрационного учета граждан местом пребывания является место, где гражданин временно проживает: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристическая база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница–приют, интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение (п. 3 Правил регистрационного учета).

Постановлением Правительства РФ «О правилах регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» от 17 июля 1995 г. № 713 утвержден также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.

К ним отнесены должностные лица:

  • жилищно–эксплутационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов;
  • жилищно–строительных и жилищных кооперативов;
  • гостиниц, кемпингов, туристических баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов–интернатов, гостиниц–приютов и других учреждений социального назначения;
  • акционерных обществ и других коммерческих организаций;
  • других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд.

Паспортно–регистрационная система как средство обеспечения общественного порядка, государственной и общественной безопасности и борьбы с преступностью используется в деятельности милиции в целях предупреждения правонарушений, розыска лиц, скрывающихся от правоохранительных органов государства или пропавших без вести. Подразделения ФМС России при выдаче паспортов имеют следующие возможности выявлять преступников: по листкам прибытия устанавливают различную категорию лиц, находящихся в розыске; направляют информацию о лицах, представляющих оперативный интерес, в подразделения криминальной милиции и милиции общественной безопасности; выявляют нарушителей правил паспортно–регистрационного учета.

В процессе контроля (административного надзора) за соблюдением правил паспортно–регистрационной системы также выявляются лица, проживающие без паспортов и регистрации, скрывающиеся от предварительного следствия, дознания и суда. При проверке паспортов сотрудниками ФМС, участковыми уполномоченными милиции, патрульно–постовыми нарядами милиции могут быть обнаружены подделки, исправления. Кроме того, при проверке паспортов обращается внимание на его защитные свойства (серия, номер, водяные знаки и др.).

При регистрации лиц, имеющих судимость, сотрудники отделов ФМС по территориальным образованиям ведут их учет по карточкам установленного образца при предъявлении данными лицами документов на регистрацию по месту жительства. Реквизиты карточек заполняются на основании справок об освобождении из мест лишения свободы, а в случаях их утраты (отсутствия) — со слов граждан с последующим запросом дубликатов таких справок из соответствующих учреждений, исполняющих наказание, либо сведений из информационных центров территориальных управления МВД Российской Федерации.

Одновременно с этим сотрудники управлений(отделов) ФМС по территориальным образованиям составляют рапорты, которые не позднее следующего дня после постановки на учет лиц, имеющих судимость, докладываются начальникам соответствующих органов внутренних дел или их заместителям.

Большие розыскные возможности содержатся в заявлении формы № 1П на получение паспорта, поскольку на ней имеются: фотография гражданина, получившего паспорт, его данные о дате и месте рождения, семейном положении, с указанием фамилии, имени и отчества жены (мужа), каким органом регистрации актов гражданского состояния (ЗАГСом) и когда был зарегистрирован брак; фамилия, имя, отчество отца и матери, место жительства получателя паспорта. В розыске лиц активно используются возможности Федеральной миграционной службы путем получения сведений о зарегистрированных лицах и путем выставления сторожевых листков.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!