Понятие миссии компании

29 Апр 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Чтобы выделить отличительные черты организации, особенно среди организаций, производящих одинаковую продукцию, необходима миссия, которая должна дать представление о том, что же такое организация на самом деле.

Миссия по сложившимся представлениям - это основная общая цель предназначения организации, декларируемая для внешнего мира. Это своего рода программное заявление организации, наиболее консервативный и редко меняющийся документ организации. Он выражает в общем (качественном) виде смысл существования организации, контуры ее поведения, позволяющие определять отношение к ней всех групп людей, каким-либо образом с ней связанных, излагает конкретное образное представление о том, чем в идеале организация является, какой она должна стать и к чему необходимо стремиться и т. д.

В миссии закрепляются основные правила (принципы), в соответствии с которыми организация ведет бизнес.

Формулирование миссии - первый этап в процессе стратегического управления, позволяющий снизить неопределенность в деятельности организации.

Цель выработки миссии - довести до сведения всех участвующих в выработке стратегических решений основные правила, которые организация устанавливает для ведения всех своих дел.

Миссия должна выполнять функцию провозглашения намерений:

  • чтобы сосредоточить усилия всех подразделений на работе в одном направлении;
  • для, исключения конфликтных направлений деятельности;
  • для наиболее рационального распределения ресурсов организации;
  • для установления границ ответственности внутри организации;
  • для формулировки целей организации.

Основное содержание миссии

  1. Описание продуктов или услуг, предлагаемых организацией. Может включать как общее, так и детальное определение сфер деятельности организации.

Если речь идет о диверсифицированной организации, ее сферы деятельности включают более широкий набор видов бизнеса. Поэтому при формулировании миссии необходимо, с одной стороны, включать точные формулировки существующих (намеченных) видов деятельности, с другой стороны, миссия должна быть достаточно гибкой для возможного расширения сфер деятельности организации и включения в ее состав новых направлений.

  1. Характеристика рынка - организация определяет своих основных потребителей, клиентов, пользователей.
  2. 3. Технологии - характеристики того, каким способом организация собирается удовлетворять потребности потребителей. С одной стороны, включает в себя технологию использования продукции, выпускаемой организацией. С другой стороны, это основные принципы, применяемые к технологии изготовления продукта: характеристика оборудования, материалов, технологических процессов, инноваций в области технологий.
  3. Цели организации - это конкретные состояния отдельных характеристик организации, достижение которых для нее желательно и на достижение которых направлена ее деятельность. Цели выражают отдельные конкретные направления деятельности организации.

Значение целей для организации:

  • определяют способы повышения эффективности организации;
  • лежат в основе принятия определенных деловых решений;
  • служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.

По времени, отводимому для достижения, цели можно разделить на краткосрочные и долгосрочные.

В основе такого разделения лежит не конкретный срок

(например, более 3-х лет), а длительность технологического/операционного цикла. Если цели необходимо достичь к концу одного технологического/операционного цикла или далеко за его окончанием - это долгосрочные цели.

Если цели ставятся на период, не сопоставимый с длительностью цикла, - это краткосрочные цели.

  1. Взгляд организации на саму себя (внутренняя концепция) - организация описывает собственное впечатление о себе, указывая основные достоинства организации, факторы выживания, способы организации внутренней деятельности организации.
  2. 6. Взгляд на фирму со стороны - внешний образ организации - имидж организации, ее область социальной ответственности перед партнерами, потребителями, обществом, впечатление, которое организация хочет произвести на внешний мир.
  3. Философия организации - выражает базовые взгляды и ценности организации, которые служат основой для системы мотивации.

Философия организации включает в себя:

  • отношение организации к ее потребителям и конкурентам (ориентация на нужды потребителя, удержание позиций лидерства);
  • основные принципы операционной деятельности (поддержание гибкости операционной системы);
  • отношение к персоналу (повышение заработной платы и квалификации персонала);
  • отношение к проведению инноваций (поддержание высокого уровня собственных исследований и разработок).

Миссия позволяет сказать, что организация отличается тем, что выпускает определенный продукт, продает его на определенном рынке, занимает определенную позицию в глазах внешних потребителей.

Компоненты миссии: их содержание

  • Доход (прибыль): "Главная цель и смысл деятельности любой бизнес-организации - увеличение ее доходности. Размер валового дохода (прибыли) показывает, насколько успешна организация. Если он достаточен, можно думать о новых технологиях и направлениях развития, платить достойную зарплату, решать социальные задачи. Если его нет - нет и остального".
  • Клиенты: "Клиент в бизнесе важнее всего. Если у нас будут постоянные и надежные клиенты и мы будем хорошо удовлетворять их нужды, будет и все остальное - и достаточные доходы, и развитие, и довольные своей работой и зарплатой люди".
  • Дело: "Дело, которым мы занимаемся, нужно, без него общество (страна, человечество...) жить не может. И мы должны делать это дело на самом высоком, мировом уровне. А тогда все будет - и клиенты, и прибыль, и развитие, и удовлетворенные своей работой люди".
  • Работники: "Работник - важнейший фактор любого бизнеса. Если он хочет работать, квалифицирован, предан фирме и активен, он все обеспечит - и постоянный приток клиентов, и высокое качество, и прибыль, и успешное развитие нашего дела".
  • Развитие: "Жизнь динамична, и чтобы долго оставаться на плаву, нужно осваивать новые секторы рынка, менять и виды деятельности, и клиентов, и работников. Поэтому развитие - единственная основа долговременного успеха для любой фирмы".
  • Территория: "Каждая бизнес-организация и любой бизнес существуют в конкретном времени и месте. Наш бизнес неотделим от данной территории, жить, развиваться и погибать мы можем только вместе. Наша взаимная заинтересованность и взаимопомощь - залог наших общих успехов".

Разработка миссии

Осознание организацией своего видения и миссии необходимо, чтобы сделать стратегии осмысленными и реализуемыми, а цели - взаимосогласованными и непротиворечивыми.

В основе миссии лежит согласование интересов тех субъектов внутренней и внешней среды организации, которые тем или иным образом связаны с ее деятельностью. Формирование миссии - важный этап, позволяющий перейти к практическому использованию преимуществ достигнутого согласования интересов и целей при управлении деятельностью и развитием организации.

Установление миссии:

  • это первый шаг в снижении уровня неопределенности представлений об организации прежде всего у ее собственников, руководства и персонала, партнеров и потребителей;
  • это инструмент стратегического управления, способ выделения данной организации среди конкурирующих фирм, среди компаний отрасли, региона;
  • это возможность распознавания организации для потребителей ее продукции, поставщиков и конкурентов.

Группы, заинтересованные в идентификации миссии организации:

  • собственники организации;
  • сотрудники организации;
  • покупатели и потребители продукции организации;
  • деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях;
  • местное сообщество;
  • общество в целом.

Еще не выработаны какие-либо универсальные правила формулирования миссии, поэтому на практике существуют разнообразные подходы.

Миссия организаций выражается в следующих понятиях, почерпнутых из практики: предназначение; стратегические установки; стратегическое видение; кредо организации; рабочие (деловые) принципы и правила; ценностные ориентации; бизнес-идея; декларация и заявления; общие установки и краткое руководство для персонала; кодекс успешной деятельности; метацели (над-, суперцели, недостижимые цели ) и др. Миссия должна:

  • указывать на сущность и назначение организации, свойство будет описываться понятием "миссия -предназначение" (конкретное понятие, обозначающее вид деятельности организации, характер продукции и услуг, круг потребителей, дающее представление о причине ее возникновения и смысле существования);
  • говорить о перспективности организации - понятие "стратегическое видение" (взгляды менеджеров компании на то, какими видами деятельности собирается заниматься организация и каков долгосрочный курс);
  • останавливать принципы относительно ведения какого-либо конкретного дела, направления, бизнеса - понятие "бизнес-идея" (определение потребностей покупателей, или что надо производить; определение группы покупателей, или для кого производятся товары; определение технологического и функционального исполнения, т. е. как удовлетворяются потребности покупателя);
  • говорить о ценностных ориентациях организации - понятие "миссия-ориентация" (широкое развернутое представление, раскрывающее систему ценностей, которых придерживается руководство и персонал организации, что позволяет судить о ее поведении по отношению к обществу, потребителям и партнерам);
  • сообщать о последних политических установках организации - понятие "миссия-политика" (концентрирует в себе набор основных целей развития организации, что дает уже более четкое представление о ее поведении в ближайший период и на перспективу);
  • раскрывать назначение и установки ведущих подразделений и других структурных единиц - понятие "миссии подразделений" (детализация миссии организации до уровня ее основных ведущих подразделений).
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!