Понятие метода и приема воспитания

Метод воспитания (от греч. «методос» - путь) - это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Сколько же их всего? В принципе столько, сколько может найти воспита­тель, сотрудничая со своими воспитанниками, опираясь на их силы, возможности и желания. Несомненно, одни пути могут привести к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует прежде всего те пути, которыми вели своих учени­ков воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути называются общими методами воспитания. Однако во многих случаях об­щие методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача найти новые, неизведанные пути, которые максимально соответствуют кон­кретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с мень­шими усилиями добиваться намеченного результата. Конструи­рование, выбор и правильное применение методов воспита­ния - вершина педагогического профессионализма. Отыскать правильные пути, максимально соответствующие условиям конкретного процесса воспитания, очень сложно.

Однако создать принципиально новый метод воспитания ни одному воспитателю не под силу. Задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих мето­дов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такие част­ные совершенствования методов называются приемами воспита­ния. Прием воспитания - часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение.

Образно говоря, приемы - это неизведанные тропинки, которые про­кладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, что­бы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться и Другие воспитатели, то постепенно приемы могут превратиться в широкие столбовые пути - методы. Знание методов и при­емов воспитания, умение правильно их применять - это одна из важнейших характеристик уровня педагогического мастерст­ва. Такова связь методов и приемов воспитания.

Выделяется понятие средства воспитания, если под приемом по­нимается единичное воздействие, под средством - совокуп­ность приемов. Средство - это ухе не прием, но еще не метод. Например, труд - средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе - это приемы. Слово (в широком понимании) - средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение - приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, исполь­зуемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства есть обязательно. Массовое сознание в широком смысле есть сознание больших масс людей, народа. В более узком смысле массо­вое сознание есть та особая форма обыденного сознания, которая появляется под влиянием определенных средств, прежде всего средств массовой информации. Массовое со­знание, непосредственно отражая действительность на обы­денном, привычном, реально-практическом уровне, концен­трированно выражая народный здравый смысл, в то же время включает в себя и элементы теоретического, научно­го знания. Специфическими особенностями массового созна­ния являются нормы, обычаи, оценочные представления и потребности, которые выражают реально существующие в обществе ценности и нормы.

Особенности массового сознания: 1) сложность и проти­воречивость - в массовом сознании присутствуют несовмес­тимые взгляды - прогрессивные и негативные реакции; 2) синкретизм; 3) размытость, фрагментарность, аморф­ность, разорванность и др.; 4) эмоциональность; 5) «упро­щенное» отражение социальной действительности.

Методы формирования сознания. Синонимичное название - методы убеждения. Они главным образом обращены к сознанию личности. Их функций: формирование знаний о морали, труде, общении и пр. в сознании школьников, формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов; обобщение, анализ собственного опыта школьников, трансформация общественных ценностей, норм, установок в индивидуальные. Основной инстру­мент, источник методов убеждения - слово, сообщение и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения учащихся. Слово авторитет­ного учителя бывает сильным методом воздействия на умы и чувства школьников, но это требует высокой культуры и профессионального мастерства. К этой группе методов относятся беседа, лекция, рассказ, объ­яснение, диспут, пример, внушение.

Лекция, рассказ, объяснение - это монологиче­ские формы. Лекция как систематизированное изло­жение проблемы доступна старшеклассникам. В каж­дой из этих форм требуется информативность, доступ­ность и эмоциональность, убедительность. Темы лек­ций: социальная жизнь, нравственные, эстетические проблемы, вопросы общения, самовоспитания, кон­фликты и пр.

Беседа и диспут - такие методы, гае имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников. Воспитательная беседа состоит, как пра­вило, из краткого вступления учителя и постановки вопросов для обсуждения, преимущественно проблем­ного характера. Для проведения диспута требуется сформулировать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами. Результатом обсуждения должно быть не обязательное согласие всех, а получе­ние и осмысление информации, самостоятельное раз­мышление и выбор. В западной психологии имеется метод групповой дискуссии, близкий к беседе, диспуту.

Пример - рассказ, показ, обсуждение, анализ об­разца, литературного и/или жизненного факта, лично­сти. Его функции — иллюстрация, конкретизация об­щих проблем, активизация собственной душевной ра­боты детей. Его действие основано на свойстве лично­сти к подражанию, характер которого зависит от воз­раста. Младшие школьники берут готовые образцы. Подражание подростков носит избирательный характер и более самостоятельно. В юности оно опирается на активную внутреннюю работу. Образцом для подража­ния служат литературные и исторические лица, сверстники, взрослые, родители, учителя. Последнее на­кладывает особые требования на воспитателя. Важную роль играют эталоны, формируемые средствами массо­вой информации, искусством. Нередко массовая куль­тура отрицательно действует на детей и подростков.

Внушение (суггестия) как педагогический метод редко описывается в пособиях. Внушение - это воз­действие на личность с помощью эмоциональных, ир­рациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему. В основном оно используется в медицине, в, психотера­пии. Разрабатывается теория и практика суггестии в процессе обучения (Г. К. Лозанов). В воспитании вну­шение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, по­эзии и т.п. Используются также элементы психологи­ческого тренинга для создания эмоционального со­стояния, способствующего изменению сознания.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!