Понятие метода и методологии, классификация методов познания

9 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Философия является общей базовой методологией отношения человека к миру. Она выступает мировоззренческой основой не только для гуманитарных знаний, но и всего частнонаучного знания вообще. Философия – это знание об общих законах бытия и познания, а каждое частнонаучное знание содержит то или иное философское основание, которое может явно или скрыто определять как позицию исследователя, так и подход к проблеме в целом. Метод и методы (как правило, используется несколько методов) – это система путей и способов, совокупность приемов изучения и исследования объектов и предметов бытия сообразно с их свойствами, структурой, функциями, назначением, а методология – учение, наука о методах и способах их применения и использования. Одним из условий и целей познания является получение универсальных, единообразных результатов, поэтому методы не должны применяться произвольно, хаотично.

Выбор методов обуславливается природой явления, его структурными особенностями, сложностью функционирования и т.д., а также  задачами и целями исследования. Единство предмета (явления) и метода его познания обосновывалось в истории философии. Такое обоснование мы можем найти, например, у Гегеля.  Поэтому принято методы подразделять на: а) частнонаучные, которые используются в конкретных естественных или гуманитарных науках. Они часто специфичны, узконаправлены, требуют специальной подготовки; б) общенаучные, применяемые во всех областях знания (логический и исторический подходы, системный и структурный анализ, индуктивно-дедуктивные методы, метод детерминизма, моделирования процессов, математические и статистические методы и пр.), а также общие приемы познания, такие как: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, аналогия, классификация и пр.; в) всеобщие или философские, (которые включают в себя и общефилософскую методологию), применяемые не только в научном познании, но и в других отраслях деятельности.

Необходимо, хотя бы кратко, отметить различие методологии естественнонаучного и методологии социально-гуманитарного познания из-за разности их предмета. Человек и общество – объекты социально-гуманитарного знания – являются открытыми, нелинейными системами. Фактор непредсказуемости, случайности, многовекторность развития, индивидуализация должны обязательно учитываться при исследовании таких систем.

- В методологии естественных наук обычно не принимается во внимание индивидуальность предмета, так как его становление проходит вне субъекта познания. В соцальном познании очень важно учитывать индивидуальный генезис объекта, историю его становления, многообразие связей и отношений.

- В естественнонаучном познании практически все единичные факты равнозначны, в социальном – это не так, поэтому признаки всеобщности (закономергости) установить гораздо труднее.

- В естественнонаучном познании субъект и объект отосительно самостоятельны и разделены, отношения субъект-объектны; в социальном познании субъект и объект совпадают: субъект сам может являться объектом познания и находиться внутри объекта, отношения носят субъект-субъектный характер. Следовательно, увеличивается доля субъективности в получении результатов.

- Результат (истина) в социальном познании носит совершенно другой характер по сравнению с естественнонаучным знанием: в первом – истина конкретно-исторична и конкретно-социальна, знание в первую очередь ориентируется на смысл и ценностное отношение, а не столько на полное, адекватное совпадение полученных данных с предметом – как во втором. Есть и другие различия.

Выделяют методы эмпирического и методы теоретического знания. Для эмпирического знания наиболее важными методами являются наблюдение и эксперимент, которые включают приемы описания, классификации, сопоставления, сравнения, аналогии, таблицирования и ряд др. Наблюдение как метод – целенаправленное и максимально отстраненное со стороны субъекта восприятие предметов, дающее первичный материал для дальнейшего исследования. Эксперимент (опыт) – научная деятельность, предполагающая воспроизведение или изменение объекта в соответствии с поставленными задачами в специально созданных условиях. Эксперимент уже более сложная и развитая форма эмпирического познания. Она более трудоемкая, так как требует дополнительного оборудования, повышающего познавательные возможности субъекта, но и более действенная, по сравнению с наблюдением. В основе эмпиризма лежит и широко применяется индуктивный подход (метод), обеспечивающий переход от единичных фактов к обобщенным положениям. Теоретические положения эмпиризма и индуктивного метода были заложены английским философом Ф.Бэконом (1561-1626), связавшим познание природы с формированием экспериментальной науки, что послужило созданию основ классического естествознания.

В основе теоретических методов лежат рациональная доминанта и дедукция как способ формирования знания об единичных фактах, исходя из общих теорий, гипотез, обобщенных положений, полученных теоретическим путем. В декартовском рационализме (Р.Декарт, 1596-1650) такое знание начинает свой путь от врожденных идей – предварительного знания, в основном, интуитивного характера. Дедукция – метод, противоположный индукции, но фактически процесс познания протекает как идуктивно-дедуктивный или дедуктивно-индуктивный. Предметом теоретического познания являются идеальные объекты, и само оно протекает путем идеальных приемов и способов познания. Среди основных можно назвать такие: идеализация, мысленное моделирование, воображение, интуиция, формализация, понятийная интерпретация, математическое описание, логическая систематизация и др. Эмпирическое и теоретическое в реальном познании всегда  взаимосвязаны прямыми и обратными, внешними и внутренними связями, взаимно дополняют и детерминируют друг друга, но специфика этих форм и уровней знания требует и специфики методов их познания, которая должна учитываться при их выборе.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!