Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы. Понятие структура и виды административно-правовых норм

24 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Успешная деятельность государства, его органов по правовому регулированию общественных отношений предполагает не только правильное осознание границ правового регулирования, но и творческое использование в этих целях наиболее действенных правовых средств. Параллельно с разработкой понятий «реализация права (норм права)», действие права и других, стали разрабатываться и различные механизмы, посредством которых они воплощаются в реальность. Необходимость таких разработок обуславливалась осознанием того, что право выступает в качестве рычага воздействия на общественные отношения только при условии ясного представления, с помощью каких средств осуществляется перевод правовых требований в социальное поведение.

Раскрывая понятие механизма административно-правового регулирования стоит начать с определения данного явления с точки зрения общей теории права, а далее перейти к специфике механизма административно-правового регулирования.

Под механизмом правового регулирования в теории права понимается взятая в единстве вся совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения.

Особенность правового регулирования заключается в осуществлении государством посредством издания общеобязательных норм поведения. В праве охватываются наиболее важные, с точки зрения государства, общественные отношения и контролируются им, обеспечивая эффективность действия этих правовых норм. Однако уровень механизма правового регулирования зависит не только от состояния законодательства. Механизм обеспечения эффективности воздействия права на общественные отношения характеризует соотношение правового регулирования с тем социальным эффектом, на который оно направлено.

Процесс правового регулирования складывается из следующих основных стадий.

  1. Стадия правого регулирования общественных отношений, когда государство приходит к выводу о необходимости охвата тех или иных отношений нормами права и создает эти нормы. Государство должно контролировать систему складывающихся в обществе отношений, оценивая их с позиций интересов, целесообразности и справедливости. Если оно приходит к выводу о необходимости изменения или запрета каких-либо общественных отношений, то оно использует правовое регулирование. Тогда поведение субъектов права становится возможным лишь в рамках, очерченных законом. Обилие нормативных актов в каждом государстве свидетельствует о его стремлении активно воздействовать на общественные отношения во всех областях жизни и деятельности граждан, организаций и коллективов. Вместе с тем, характеризуя рассматриваемую ситуацию, нельзя не отметить ту поспешность, с которой подчас принимаются у нас многие нормативные акты.
  2. Стадия возникновения прав и обязанностей у конкретных субъектов на основе действия правовых норм.

Издавая правовые акты, государство заранее определяет, какие права и обязанности будут иметь участники правовых отношений, основанные на предписаниях данных норм. Возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов всегда связывается с наличием определенных юридических фактов (принятие на работу, достижение пенсионного возраста, привлечение к юридической ответственности, поступление в вуз и т.д.). В подавляющем большинстве случаев субъекты права заранее определяют круг возможных прав и обязанностей и добровольно реализуют правовые нормы, предоставляющие эти права и обязанности. В других случаях обязанности возлагаются на субъектов в связи с нарушением ими правовых норм.

  1. Стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей, когда права и обязанности конкретных участников общественных отношений осуществляются на практике. Последней стадией достигается непосредственная цель правового регулирования данного общественного отношения. При этом реализация прав осуществляется по желанию субъектов, так как им предоставляются какие-либо блага, к которым субъекты стремятся. Обязанности реализуются как в силу требований государства, так и в силу требований других лиц и организаций.

Трем стадиям процесса правового регулирования соответствует три основные элементы или части его механизма:

1) юридические нормы; 2) правоотношения; 3) акты реализации субъективных юридических прав и обязанностей.

Юридические нормы выполняют роль главного юридического средства, при помощи которого осуществляется регулирование общественных отношений. Они образуют нормативную основу механизма правового регулирования. Норма права - это изначальный элемент механизма правового регулирования, определяющий его основу, направления правового поведения в складывающихся реальных общественных отношениях.

Правовые нормы составляют базу правового регулирования. Специфическая задача норм права в механизме правового регулирования состоит в том, чтобы определить общий круг лиц, на которых они распространяют свое действие, те обстоятельства, при которых эти лица должны руководствоваться данным правилом поведения, наконец, раскрыть само правило поведения указанием на права и обязанности участников регулируемых отношений. При их помощи вводится тот или иной режим, нормативно направляется поведение участников общественных отношений в соответствии с заложенной в нормах идеальной моделью такого поведения. В нормах, кроме того, предусматриваются все те последующие средства, которые образуют иные элементы механизма правового регулирования. От того, каков вид нормы, её характер, зависят юридическое содержание, весь строй регулирования.

Вторым элементом механизма правового регулирования являются правоотношения, возникающие на основе действующих правовых норм. В большинстве случаев издание правовой нормы рассчитано на установление правовых отношений между конкретными лицами. С возникновением правового отношения начинается реальное действие права. Правоотношения являются той формой, в которой существуют субъективные права и обязанности. Они выполняют роль основного рычага, обеспечивающего действие права в отношении конкретных лиц. В зависимости от характера норм складываются различные правовые отношения. Они бывают регулятивными и охранительными. Поскольку право является регулятором поведения людей, регулятивные отношения стоят в центре всех правовых отношений. В их существовании заинтересовано все общество, так как они направлены на широкое развитие юридически значимого правомерного поведения физических и юридических лиц. Охранительные правовые отношения возникают после правовых нарушений - проступков или преступлений - и призваны защищать определенные социальные ценности общества. В то же время следует отметить, что формулировка «нормы права регулируют поведение людей, и что результатом этого регулирования является возникновение правоотношений» будет верна в отношении сложившейся и стабильно действующей системы права. Но она требует серьезных поправок применительно к периоду возникновения, первоначального образования нового типа. Последнее не может сразу охватить своими нормами все стороны жизни общества, его социально-экономическую практику. Правовые отношения в этом случае нередко могут предшествовать нормам права.

Однако, из этого не следует, что правоотношения выступают в качестве первого элемента механизма правового регулирования, что появившиеся без норм права юридические отношения полагать правом нельзя. Такие и подобные ситуации означают только то, что возникшее право получает главным образом одну практическую форму своего осуществления - правовые общественные отношения. В этих случаях естественней говорить не о том, что здесь правовые отношения не есть право, а об особой, может быть исключительной, роли юридических отношений в деле осуществления права.

Третий элемент механизма правового регулирования - акты реализации субъективных юридических прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого субъективные юридические права и обязанности претворяются в жизнь - воплощаются в поведении конкретных субъектов. Эффективность правового регулирования общественных отношений обеспечивается реализацией юридических норм в общественной жизни, их фактическим претворением в поведении людей. В то же время для полной реализации норм права в жизнь необходимо наличие определенных условий при которых реализация норм права осуществляется в полной мере. Этим условиям будет уделено внимание в ходе дальнейшего рассмотрения вопросов.

Думается, следует также сказать о том, что кроме основных элементов механизма правового регулирования на регулирование общественных отношений оказывают такие элементы как: нормативные юридические акты и правосознание и правовая культура. Данные элементы входят в механизм правового воздействия, что не является предметом данного диссертационного исследования, но необходимо сказать по ним несколько слов. Нормативные юридические акты как бы «обслуживают» первое звено механизма - юридические нормы. Они являются в обществе главной формой выражения и закрепления юридических норм. Правосознание и правовая культура влияют на все элементы механизма правового регулирования. Правосознание является необходимым фактором в правотворческой деятельности государства, служит основой для толкования нормативных актов, средством, обеспечивающим восполнение пробелов в праве. Правовая культура обеспечивает полное выявление всех возможностей правовой формы общественного регулирования. Только при высокой юридической культуре достигается достаточно эффективная нормативная и индивидуальная регламентация общественных отношений, эффективное использование правообеспечительных актов. Правовая культура входит в самую ткань юридических норм, индивидуальных актов и таким путем воздействует на общественные отношения в механизме правового регулирования.

Под механизмом административно-правового регулирования принято понимать систему административно-правовых средств воздействия на  общественные отношения в целях реализации задач и функций государственного управления.

Механизм административно-правового регулирования общественных отношений обеспечивает должное поведение участников  управленческих отношений требованиям и интересам государства на современном этапе его развития.

В литературе по административному праву в структуре механизма административно-правовому регулирования выделяют:

- административно-правовые нормы (находят отражение в законах и других нормативных актах);

- акты толкования норм административного права (издаваемые уполномоченными на то органами);

- акты применения норм административного права;

- административно-правовые отношения;

- акты реализации прав и обязанностей.

Важнейшими средствами механизма административно-правового регулирования являются нормативные и индивидуальные акты. Эти акты соответствуют двум уровням административно-правового регулирования. Первый уровень составляют общие правила поведения людей, а второй уровень образуют индивидуальные акты, определяющие на основе административно-правовой нормы права и обязанности конкретных участников в правоотношении. Акт применения нормы административного права включается в механизм административно-правового регулирования как средство индивидуальных прав, обязанностей и мер юридической ответственности.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!