Понятие личности, понятие социализации

25 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Личность – это характеристика человека как социального существа. Когда говорят о личности, то подразумевают «те стороны поведения и деятельности человека, которые связаны с его участием в жизни общества, различных группах. Наиболее существенны с социологической точки зрения такие черты личности, как «ценностные ориентации, отражающие его восприятие и усвоение фундаментальных ценностей, верований, традиций, морали общества, а также определенная совокупность знаний, умений, навыков, привычек и т. д., необходимых для выполнения многих социальных ролей»[1].

Новорожденный человек – это еще не личность. Личностью человек становится в результате социализации. Социализацией называют процесс усвоения индивидом определенной совокупности социальных норм и ценностей, позволяющих ему жить в качестве полноправного члена общества. Социализация является главным механизмом воспроизводства общественной жизни, включения нового поколения в поток непрерывной социальной эволюции.

Психическую основу социализации составляют два взаимосвязанных феномена – подражание и интериоризация (последним термином психологи обозначают процесс переноса внешних форм деятельности человека во внутренние (психические) формы – мысль, образ, теорию и т. п.). Наиболее активно процесс социализации происходит в детский и подростковый периоды развития человека. На огромную роль подражания в процессе социализации указывают представители как научного, так и религиозного подхода к объяснению человека. К примеру, французский ученый Г. Тард еще в прошлом веке отмечал, что социализация личности строится на основе подражания. В частности, одной из основных причин преступности он считал то, что молодые люди стараются копировать манеры и образ жизни пользующихся среди них авторитетом определенных лиц с криминальным поведением.

Идея подражания как главного условия социализации лежит в основе теории ролей, развиваемой, например, американским ученым Т. Парсонсом (1902–1979). Основываясь на отдельных идеях Фрейда о подражании мальчика отцу, он сделал вывод о копировании ролевого поведения как первичном и главном звене социализации личности. Такие же идеи развивал и Дж. Мид (1863–1931), полагавший что «Я» ребенка формируется в результате принятия на себя роли другого, идентификации с ним, достигаемого в детстве с помощью игры.

Согласно этой концепции получается, что человек есть совокупность социальных ролей, масок, которые он надевает в зависимости от ситуации. Вся социализация, таким образом, есть процесс заучивания множества социальных ролей, которые в совокупности и образуют личность. Для общества важно, чтобы мы усвоили и хорошо выполняли ряд социальных ролей – сына, матери, продавца, агронома, водителя трамвая, врача, фермера, студента и т. д. Из множества освоенных нами ролей и складывается наша личность.

В религиозной философии проблема личности нередко поднимается в контексте вопроса о сущности человека. Образуют ли личностные качества сущность человека? На этот вопрос религия обычно дает отрицательный ответ. Например, ученик легендарного Гурджиева П. Д. Успенский (1878–1949) писал, что в человеке нужно отличать сущность и личность. Сущность – это его душа, кристаллизуемая в человеке в результате особой духовной работы. Личность же – это бессистемная совокупность многочисленных Я (личин, масок), каждое из которых сформировано для решения проблем существования в определенном социальном пространстве, поэтому современный человек не есть нечто единое: «У нас нет постоянного и неизменного Я или Эго. В один момент он один, в другой – другой, в третий – третий и так далее... Иллюзия единства или целостности создается у человека в первую очередь ощущением одного физического тела, его именем, которое в нормальных случаях всегда остается тем же самым, а в-третьих, множеством механических навыков, внушенных ему воспитанием или приобретенных путем имитации. Обладая все теми же телесными ощущениями, слыша все то же имя и замечая за собой те же навыки и склонности, что и раньше, он верит, будто всегда был тем же самым», – пишет П. Д. Успенский[2].

Итак, человек как личность представляет собой множество Я, каждое из которых соответствует определенной роли. В обществе существует целая система для формирования этих Я. «Наши воспитательные институты являются репетиционными студиями. Они представляют собой студии, где мы готовим себя к ролям наших жизней. Мы обучаем человека играть в определенном стиле в наших семьях, обществе, школе и университетах. Мы подготавливаем одного как индийца, другого – как американца, третьего – как китайца, еще кого-то – как христианина. Когда они таким образом подготовлены и их склад ума становится крепким и устойчивым, все выглядит так, как будто этот склад ума и есть их природа. Нет, все это всего лишь заученные роли», – пишет Ошо по этому поводу[3].

П. Д. Успенский полагал, что механизм формирования сознания основывается на двух взаимосвязанных феноменах: отождествлении (идентификации) и сообразовании (оценки себя со стороны). Первое явление имеет место тогда, когда мы стараемся быть похожими на кого-то. Например, начинающий боксер представляет себя М. Тайсоном. Он делает себе такую же прическу, старается так же улыбаться, разговаривать, ходить, передвигаться по рингу, как его кумир. Молодой преступник может подражать уголовному авторитету, начинающий сыщик – Шерлоку Холмсу. Второй феномен – сообразование – имеет место при оценке себя глазами другого человека. Это «состояние, в котором человек постоянно заботится о том, что другие люди о нем думают: отдают ли они ему должное, достаточно ли восхищаются им и т. д. Сообразование играет очень важную роль в жизни каждого, но у иных людей оно становится навязчивым. Вся их жизнь заполнена тем, что они сообразуются, т. е. беспокоятся, сомневаются, подозревают, ничему другому не остается места», – пишет Успенский[4].

Объясняя роль подражания и сообразования, Ошо приводит такую суфийскую притчу: «Один человек сломал ногу и был вынужден пользоваться костылями. Через несколько месяцев он так к ним привык, что не мыслил себя без них. Он научил пользоваться костылями своих детей, жену и знакомых, утверждая, что без них жизнь неполноценна. Вскоре костылями стала пользоваться вся улица, потом – селение и окружающие населенные пункты. Костыли изготавливали из слоновой кости, украшали серебром, золотом и рубинами. Открылись учебные заведения, где людей обучали тонкостям пользования костылями, университетские кафедры вели исследования по разным аспектам ходьбы на костылях. Вскоре стало очень мало людей, не пользующихся костылями. Их поведение рассматривалось как вызов обществу. Таких людей стали наказывать. Через несколько поколений люди вообще разучились ходить без костылей и это было «доказательством» их необходимости. «Вот попытайтесь заставить его ходить без костылей! – говорили они. – Видите? – Не может»[5].

Существует множество других суфийских притч на эту тему. Суть их одна: убеждения, прививаемые нам социальными институтами, вовсе не есть наша сущность. Общество преследует одну цель – сделать человека подходящим винтиком, подогнанным к механизму государства-машины. Для этого оно подменяет душу сознанием, сущность – личностью. Всякая настоящая религия выступает против этого. Поэтому святые всегда находятся в оппозиции к существующему режиму. Мухаммад понял, что если он будет руководствоваться господствующими в Мекке нормами, то никогда не сможет выполнить то, что было дано ему в откровении. Иисус перестал отождествлять себя с остальными евреями, «сообразовывать» свои поступки с их мнением. Махавира (основатель джайнизма) сбросил с себя все одежды и больше их не надевал, подчеркивая, что ему нет дела до того, как на это посмотрят другие. Все они шли против течения.

Власть же нуждается в рабах, сообразующих свои поступки с ее идеалами, с ее видением жизни. Вот почему пространство около власти всегда насыщено людьми, примечательной чертой которых является угодливость. А святые перестают быть рабами и призывают всех к этому. Поэтому их наказывают. «Иисус был распят не потому, что он говорил неверное – никогда еще на земле не звучали столь правдивые слова – он был принесен в жертву обществу, так как то, что он говорил, то, как вел себя, было опасно для структуры общества», – пишет Ошо[6]. Если бы Иисус жил сейчас, то, наверное, тоже был бы наказан. Прочтите Новый Завет – одного, брошенного им призыва бросить жену, отца, мать, детей, имущество и следовать за ним было бы достаточно, чтобы признать его опасным человеком и изолировать от общества.

Одним из важнейших компонентов социализации является интериоризация. Теория интериоризации, разработанная Ж. Пиаже, Э. В. Ильенковым, Л. Н. Леонтьевым и др., объясняет, как внешнее, социальное становится внутренним, психическим. Применительно к нашей теме суть ее сводится к следующему. Ребенок, осваивая какой-либо вид деятельности, усваивает прежде всего схему этой деятельности, то есть порядок действий, из которых состоит данная деятельность. Если ребенок занимается этим видом деятельности много раз, то в его психике запечатлевается ее схема в виде так называемого динамического стереотипа. Тогда эта схема действий становится составной частью человека, одним из его личностных качеств. Например, если родители ребенка не оставляют без внимания даже его малейшие проступки, требуют отчета за содеянное, то, в конечном счете, у него вырабатывается чувство ответственности, являющееся одним из важнейших личностных качеств человека как работника. Ребенок знает, что делая что-то, он потом будет отчитываться об этом. Это становится для него нормой. Процесс социализации во многом и есть освоение личностью социальных норм. Не зря некоторые социологи под личностью понимают нормативный тип человека, соответствующий требованиям социальной среды, ее ценностно-нормативным стандартам.

[1] Комаров М. С. Введение в социологию. М., 1994. С. 103.

[2] Успенский П. Д. Психология возможной эволюции  человека // Заблуждающийся разум. М., 1990. С. 393.

[3] Ошо. Пульсация Абсолюта. М., 1993. С. 62.

[4] Успенский П. Д. Указ. соч. С. 413.

[5] Ошо. Пока не умер. М., 1993. С. 47.

[6] Ошо. Горчичное зерно. Т. 1. М., 1993. С. 130.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!