Понятие качества жизни человека

11 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Понятие "качество жизни" возникло в западной социологической науке в связи с вопросами охраны окружающей среды, здоровья людей и реструктуризации городов. Термин "качество жизни" впервые применен в книге Дж. Гелбейта "Общество изобилия", а У. Нордхау и Дж. Тобин расширили это понятие, предложив основываться не только на экономических показателях, но и использовать "внеэкономические компоненты: фонд рабочего времени и качество окружающей среды". Этот показатель получил название "мера экономического благополучия".

Понятие качества жизни, первоначально ограниченное взаимодействиями человека с окружающей средой, постепенно приобретает более общее, философское значение; отражает проблематику целей и ценностей общества и в этом смысле может быть удобным инструментом для объективного сравнения того, что дает людям тот или иной уклад жизни (начиная от жизни индивида и заканчивая жизни населения некоторой страны и даже планеты в целом). Это относится и к сравнению различных стран, и к сравнению различных периодов в жизни общества в целом, и к сравнению различных изменений, произошедших в жизненном укладе отдельных категорий населения, и как частный случай - в периоды значительных реформ. Именно с такой ситуацией мы имеем дело в сегодняшней России, где понятие качества жизни очень важно для сравнения прошлого, настоящего и возможных вариантов будущего. Понятие качества жизни объективно становится все более необходимым и в прогнозировании с любыми сроками опережения - будь то прогнозирование на один год, на несколько лет или несколько десятилетий. В значительной мере стихийно к нему обращаются с несколько различной мотивировкой демографы, экономисты, медики, политологи, психологи и социологи.

Понятие "качество жизни" как научный термин употребляется в различных науках. Поэтому рассмотрим трактовку этого термина в рамках философии, демографии, социологии и медицины. В демографическом энциклопедическом словаре определение понятия качества жизни как таковое отсутствует. Однако в статье об уровне жизни оговаривается, что "... трактовка понятия "уровень жизни" приближается к толкованию понятия "качества жизни", принятого на Западе." (Для справки - в демографическом словаре уровень жизни определяется как "... система количественных и качественных показателей: общий объем потребляемых благ и услуг, реальный доход населения, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, услуг, размером оплаты труда, продолжительностью рабочего и свободного времени, жилищными условиями, качеством обслуживания населения, развитием образования, здравоохранения, культуры и т. д., то есть в понятие уровня жизни включаются помимо количественных показателей экономического характера и качественные показатели, касающиеся различных сфер человеческой жизни".

В Российской социологической энциклопедии1 качество жизни определяется как "... социологическая категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей (качество питания, одежды, комфорт жилища, качество образования, здравоохранения, сферы обслуживания, окружающей (природной) среды, досуга, степень удовлетворения потребностей в содержательном общении, знаниях, творческом труде, а также уровень стрессовых состояний, структуры расселения и др.)...". Там же качество жизни разделяется на объективное и субъективное (т. е. оценка степени удовлетворенности трудом, бытом, досугом и т. п., проведенная самим респондентом, экспертами, и по статистическим данным).

Наиболее полная трактовка качества жизни дана в Словаре по экологии человека: "... качество жизни представляет собой системное медико-социальное явление, охватывающее психофизиологическое и соматическое здоровье человека, его духовные, культурные и все жизненные ценности, уровень цивилизованности и экономического развития общества"1. Причем здоровье является "...систематизирующим фактором качества жизни (индивидуальное, семейное, общественное, профессиональное)" и отмечено, что "качество жизни не может быть глобальным, усредненным понятием, оно различно для разных социальных слоев, стран, регионов. Точнее говорить о качестве жизни для конкретного индивида и социального строя и крайне осторожно переносить данное понятие на более крупные популяции". Кроме того, одним из основных факторов, определяющих здоровье, а значит, и качество жизни, является возраст, поэтому необходимо учитывать возрастные особенности при определении уровня здоровья.

Отметим также, что, несмотря на объективную необходимость философского определения понятия "качества жизни", среди представителей этой науки до сих пор нет единого мнения по этому вопросу. В последнем издании философского энциклопедического словаря понятие "качество жизни" не освещается.

На основании анализа приведенных определений понятия качества жизни, употребляющихся в различных науках, можно сделать следующие выводы:

  1. 1. Среди философов, социологов, демографов, экономистов, представителей медицинской науки вопрос о содержании и структуре данного понятия остается открытым. При этом обнаруживается явная недостаточность понимания смысла сущности, обозначаемой этим научным термином, на философском и социологическом уровне.
  2. Недостаточность разработанности приводит к эклектическому смешению причин, следствий, потребностей, удовлетворению которых должны быть подчинены эти следствия, целей по изменению ситуации и действий по достижению этих целей. Эта эклектика наблюдается даже в рамках отдельно взятых наук, как только они обращаются к понятию качества жизни.
  3. Недостаточная разработанность приводит к необоснованному соперничеству различных наук и различных аспектов практической жизни, призванных обеспечивать возможное и необходимое качество жизни реальных людей.
  4. Объективно существует необходимость рассматривать понятие качества жизни как систему, так как оно не укладывается в рамки отдельно взятых наук. Здесь необходимо небольшое поясняющее дополнение. Согласно методологии системного подхода, понятие "система" используется для определения столь сложных общностей, для анализа которых необходимо привлечение данных разных наук. Как известно, система - это совокупность реальных или идеальных сущностей, объединенных относительно устойчивыми взаимосвязями, более значимыми, нежели взаимосвязи с окружающей средой и порождающими новое качество (называемое эффектом системы или системным свойством), которым не обладают ни отдельные входящие в систему сущности, ни какие-либо другие их совокупности1. При анализе любой системы сначала необходимо определить, что является эффектом системы с данной точки зрения. Только после выделения эффекта системы можно определить факторы создания, сохранения и изменения эффекта системы. Поэтому изучение качества жизни с точки зрения системного подхода требует: определения понятия "качество жизни" как системы; выделения того, что является эффектом этой системы; определения факторов, влияющих на выделенный эффект системы качества жизни.

Итак, качество жизни - это философское понятие, обозначающее системную характеристику процесса жизнедеятельности субъекта с позиций использования реально имеющихся возможностей по обеспечению устойчивости и прогресса данного субъекта и метасистем, необходимых для его существования. Метасистема - это система, принадлежащая к более высокому иерархическому уровню, например, если мы говорим о качестве жизни индивида, то в роли ближайшей метасистемы можно и нужно говорить о его семье. Если мы говорим о качестве жизни семей, то метасистемой является данное поселение, регион, нация. Если говорить о качестве жизни различных категорий работников, то в качестве метасистемы речь должна идти о производственных объединениях или об экономике данного региона. Если говорить о какой-либо возрастной группе, то здесь метасистема - это прежде всего человеческая популяция данного региона во всех сторонах ее проявления (т. е. самовоспроизводство, экономика, обороноспособность и т. п.).

Качество жизни индивида как системная характеристика зависит и является следствием действия определенных факторов. В наиболее общем виде можно выделить две большие группы факторов: факторы внешние и внутренние (разделение условное, также их можно обозначить как факторы объективные и субъективные). К внешним (объективным) факторам, влияющим на качество жизни, относятся: потребление материальных ценностей, воздействие внешней среды (стабилизирующее, дестабилизирующее) (загрязнения, отравления, шум и т. д.), нарушение или искажение связей внутри систем, к которым принадлежит индивид (ссоры в семье, проявление враждебных отношений и т. п.), нарушение нормального функционирования важнейших частей тела и нормального функционирования психики, использование различных средств нормализации временных отклонений (медицинская помощь, помощь со стороны органов правопорядка, работа строительных и ремонтных служб и т. д.). Другая группа факторов, задающих то или иное качество жизни - это внутренние (субъективные) факторы (самооценка человека, его собственные прогнозы и настрои, саморазрушение или самосовершенствование и т. д.). Каждый из факторов может действовать с различной результативностью и в разных направлениях. Так, влияние питания на здоровье отнюдь не прямо определяется затрачиваемыми денежными суммами и при нарушении меры возможны обратные эффекты, например, ожирение. Отсюда становится очевидной важность двух вопросов:

1) обеспечение наиболее эффективного управления ресурсами по каждому из факторов (например, рационализация питания);

2) обеспечение оптимизации распределения общих ресурсов по различным факторам.

Отметим ошибочность отождествления качества жизни не только с величиной потребляемых ресурсов (расхожее мнение - чем выше доходы, тем выше качество жизни), но даже и с удовлетворительностью по тем или иным факторам. Фактор не нужно отождествлять с результатом его действия (так зачастую хорошая материальная обеспеченность родителей приводит к недопустимым нарушениям режима и рациона питания детей (в рационе возрастает доля продуктов из "учреждений быстрого питания").

Особенность детского возраста в том, что у ребенка субъективные ощущения определяются его объективным состоянием, а распределение общих ресурсов по различным факторам полностью зависит от выбора родителей.

Помимо объективно действующих факторов, для оценки качества жизни часто используются и субъективные ощущения субъекта: тревожность или спокойствие, удовлетворенность или неудовлетворенность, пессимизм или оптимизм, чувство собственного достоинства или комплекс неполноценности. Так же, как и в отношении объективных факторов, самые высокие уровни корреляции не создают тождества.

Это означает, что пользоваться можно и нужно разными подходами, объединяя их по методологии системного подхода. А системный подход требует выделения значимого для заданного контекста эффекта системы.

Итак, мы подошли к необходимости определения, что же является эффектом системы, обозначенной как качество жизни. Качество жизни как системная сущность объективно имеет несколько эффектов системы.

Первый эффект - сохранение устойчивости субъекта. Сохранение устойчивости индивида требует нормального функционирования всех важнейших частей тела и нормального функционирования психики. Нарушение в любом компоненте может стать окончанием жизнедеятельности. Если брать жизнедеятельность во времени, то окажется, что она невозможна без изменений. Результатом этих изменений будет уменьшение или увеличение потенциала субъекта (его физических и духовных сил, его знаний и т. п.), а также уменьшение или увеличение эффективности проявлений этого потенциала. Прогресс (или регресс) системы - это последовательность в целом однонаправленных изменений системы, в результате которых возрастает (или уменьшается) ее потенциал и увеличивается (или снижается) эффективность использования этого потенциала1. Таким образом, жизнедеятельность неизбежно связана либо с прогрессом, либо с регрессом данного субъекта. Если рассмотреть скорость прогрессивных или регрессивных изменений различных качеств субъекта с учетом согласованности этих качеств между собой, то можно говорить о величине прогрессивности или разрушительности качества его жизни.

Второй эффект системы - влияние качества жизни конкретного субъекта на устойчивость, а также на прогресс или регресс той или иной метасистемы, в которую он входит в качестве составляющего компонента (реально каждый субъект объективно живет составляющим компонентом не одной, а нескольких метасистем), с учетом более или менее отдаленного будущего. Так, снижение качества жизни подростков и юношества создает трудности в комплектовании армии здоровыми новобранцами. В итоге снижается обороноспособность государства, в случае боевых действий - резко возрастают потери в живой силе. В дальнейшем экономическая сфера жизни государства недополучает соответствующей части рабочей силы, поскольку потенциально демобилизованные погибли или искалечены. Точно так же неудовлетворительное качество жизни в предшествующие годы одного из супругов может порождать довольно сложные проблемы в последующей жизни семьи в целом (повсеместно можно сейчас наблюдать девальвацию образа отца и матери, утрату смысла и значения семьи)1. Низкое качество жизни детей в большинстве российских семей (обусловленное в основном резким снижением уровня материального благосостояния семьи и как следствие - разочарованностью, а зачастую и утратой основы и смысла жизни родителями) приводит к тому, что ребенок, взрослея, оказывается совершенно неподготовленным к взрослой жизни. Так, современные молодые девушки, которые весьма рано знакомятся с вопросами половой жизни, практически ничего не знают о роли се^ьи в жизни общества, о роли и значении матери, о воспитании ребенка, и даже - как это ни парадоксально звучит - о любви. Это приводит к значительным искажениям всего восприятия жизни. В качестве примера можно привести устойчиво сложившийся в российском обществе в настоящее время образ-символ "деловой женщины", для которой смысл жизни заключается в карьерном росте. Современная российская действительность вызывает и другие "символические" искажения, например, появление образа "профессионала", образов успешности, престижности, состоятельности и т. п., конечно, все это должно присутствовать в жизни общества, но не в столь гипертрофированном виде, как мы наблюдаем сейчас. Отсюда следует очень важный вывод, оправдывающий такое повышенное внимание к изучению качества жизни и в нашей стране, и за рубежом: качество жизни субъекта объективно не является лишь его сугубо личным делом, более того, с помощью определенных мероприятий государство может повлиять на повышение качества жизни его граждан. Особенно важно понимание этого тезиса применительно к детям, поскольку здесь весьма трудно с приемлемой точностью предусмотреть требования метасистем, в которые они будут включаться по мере взросления (всем хорошо известно возрастание темпов как положительных, так и отрицательных изменений не только в жизни российского общества, но и в жизни мировой общественности).

При анализе данных литературных источников выяснилось, что многие авторы у нас и за рубежом связывают качество жизни со здоровьем. Это, безусловно, справедливо и далеко не случайно, поскольку здоровье - один из определяющих факторов качества жизни как системы. В свою очередь факторы, влияющие на здоровье, опосредованно влияют и на качество жизни. Однако чтобы определить границы и формы влияния здоровья на качество жизни, для начала необходимо принять какое-либо из определений здоровья.

В соответствующей литературе можно найти очень много определений здоровья, причем смысл этого термина, равно как и его отношение к такой категории, как качество жизни, у разных авторов меняется в весьма широких пределах. Приведем две крайних точки зрения. Авторы словаря-справочника по экологии человека непосредственно определяют качество жизни как "... совокупность природных и социальных условий, обеспечивающих (или не обеспечивающих) комплекс здоровья человека, т. е. соответствие среды жизни потребностям людей, интегрально отражаемое средней продолжительностью жизни, мерой здоровья и уровнем заболеваемости (физической и психической), стандартизованными для данной группы населения". Трудно согласиться с мнением Северовой Е. Я. о том, что "... здоровье - стабильное, неизменяющееся, конечное состояние, когда все органы занимают строго определенное, заведомо известное положение; жизненно необходимые процессы протекают точно, соразмеренно, в жестком соответствии с определенными закономерностями".

С другой стороны, многими авторами признается, что здоровье не сводится только к отсутствию болезни. Царего-родцев Г. И. считает, что "здоровье - это состояние гармоничной саморегуляции и динамичного равновесия со средой, совокупность психосоматических состояний организма, обеспечивающих возможность оптимального функционирования человека в разнообразных сферах жизни", а, говоря о здоровье ребенка Мазуров А. В., Воронцов И. М., добавляют, что "...это еще и констатация оптимальности всех направлений развития его гармоничности и адекватности по темпу, а также наличия факторов и условий для оптимального последующего развития - гарантии достижения к взрослому периоду жизни самых высоких биологически детерминированных уровней физического, интеллектуального и нравственного совершенства, а также возможности длительной; безболезненной и социально плодотворной жизни".

Таким образом, термин "здоровье" чрезвычайно многопланов, медицинские критерии дополняются понятиями оптимальной трудоспособности, социальной активности, а также понятием нравственного здоровья; единого, общепринятого определения понятия здоровья на сегодняшний день нет.

Поэтому, принимая рабочее определение понятия "здоровья", мы исходим из принятого определения качества жизни как системной сущности.

Итак, здоровье - это гармоничное взаимодействие и функционирование всех органов и систем (соматических и психических) организма человека, соответствующее возрастным нормам. Поскольку в медицинской науке нет устоявшегося определения нормы, то требуется уточнение, .что мы подразумеваем под "нормой". Норма - это такое пространство значений параметров системы, при котором система находится в устойчивом состоянии. Норма - это некоторый диапазон значений. Принятие такого определения оправдывает и объясняет рассмотрение здоровья как одного из наиболее важных, определяющих факторов качества жизни. Здесь необходимо сделать очень важное замечание, вытекающее из принятия определений качества жизни и здоровья: в каждый момент времени здоровье, с одной стороны, является базой, задающей определенный уровень качества жизни индивида в будущем, а с другой стороны, интегральным результатом качества жизни индивида в прошлом. В последнем случае здоровье может использоваться как один из обобщенных критериев качества предшествующего этапа жизни индивида.

При диагностике здоровья необходимо определять степень и уровень адаптивности организма к условиям биологической и социальной среды. Понятие здоровья в значительной степени связано с понятием нормы, границы которой очень трудно определить, особенно у детей, так как именно у них отмечается гетерохронность роста и развития. Детство - ключевой критический период жизни, когда осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные свойства и возможности взрослого человека пожизненно. Одним из этих важнейших свойств является и свойство биологического здоровья, т. е. достижение высоких уровней физической работоспособности, адаптации к меняющимся условиям среды, устойчивости к заболеваниям на сроки, приближающиеся к максимальной для человека естественной длительности жизни. Человек в детстве - это человек на труднейшем пути, человек в напряженнейшей работе по самопостроению, саморегулировке, самоконтролю и самоусовершенствованию.

Влияние семьи на воспитание здорового ребенка проявляется на протяжении всей жизни детей. Важнейшим компонентом в воспитании ребенка на всех этапах детства является авторитет родителей, их жизненный опыт, возможность получить весь накопленный предыдущими поколениями багаж нравственных и бытовых традиций. Деформированные или неполные семьи самым негативным образом отражаются на здоровье детей всех возрастных групп. В проведенных в 2000 г. исследованиях Институтом экологии, здоровья и безопасности жизнедеятельности при Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии оказалось, что общественные процессы, приводящие к постоянному социальному стрессу, отразились на состоянии семейно-брачных отношений, а дети, лишенные семьи или не имеющие достаточного родительского внимания и ласки, не приобретают жизненных ориентиров, позволяющих им формировать свое физическое и психическое здоровье.

Для сознательного формирования здорового образа жизни всех членов семьи и прежде всего детей, большую роль играет медицинская активность семьи. К сожалению, общее ухудшение социальных условий привело к несостоятельности системы охраны общественного здоровья2, а профилактический принцип поддерживается во многом благодаря гуманным традициям общественной медицины, которые еще сохранились в основной массе медицинских работников. В то время как высококвалифицированная медицинская помощь становится все более недоступной для основной массы населения, особое значение приобретает профилактическое направление. При этом система профилактических мероприятий по формированию здоровья детей может быть эффективной, если она охватывает все стороны жизнедеятельности ребенка и реализуется в течение всего детства, важнейшая роль в этом отводится родителям и семье в целом.

Среди ведущих факторов, определяющих состояние здоровья детей, обеспечивающих нормальный рост и развитие ребенка, способствующих профилактике заболеваний и активной жизнедеятельности, является рациональное питание3 Качество питания во многом определяет состояние здоровья детей. Резкое снижение употребления молока и молочных продуктов, мяса, овощей и фруктов позволяет предположить, что организм современного ребенка вынужден работать в режиме недостаточного обеспечения кальцием, железом, белком, витаминами и многими другими макро- и микроэлементами.

Вместе с тем гиподинамия и сидячий образ жизни, обусловленный увлечением детьми теле-, видео-, компьютерными и электронными играми, самым неблагоприятным образом сказываются на состоянии здоровья и физическом развитии детей.

Детский организм обладает повышенной чувствительностью к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Сегодня экологический фактор - это один из наиболее существенных факторов, формирующих здоровье населения вообще и детского населения в частности. Исследования, проведенные коллективом лаборатории "Средств и методов гигиенического мониторинга за экологией и здоровьем человека" Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, показали, что интенсивное загрязнение окружающей природной среды, оказывая вредное влияние на организм, опосредованно способствует возникновению заболеваний, росту инвалидизации среди детского населения.

Оценивая влияние комплекса факторов окружающей среды на здоровье детей, необходимо изучить условия их обучения и воспитания, психологическое состояние, уровень двигательной активности. По достижении ребенком б-7-летнего возраста все вышеперечисленные факторы определяются школой, поскольку в современном обществе школа - это социальный институт, обязательный для каждого ребенка3. Предполагается, что объем знаний, получаемый ребенком в школьный период жизни, который охватывает десять лет, дает ему возможность продолжить свое образование, приобрести профессию и успешно реализовать свою жизненную программу, при этом в течение всего периода обучения в школе продолжается физиологическое созревание жизненно важных систем, дальнейшее становление психологических функций. Кроме того, именно в этот возрастной период происходит активная социализация личности ребенка: общение, выбор жизненных приоритетов, развитие бытовых и рабочих навыков, принятие общественных законов и традиции.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!