Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Производство по делам об административных правонарушениях - сложное государственно-правовое явление. В то же время оно является важнейшей составной частью правоприменительной деятельности уполномоченных на то компетентных государственных и общественных органов, в том числе и органов внутренних дел.

Его понятие в общей форме можно сформулировать как совокупность осуществляемых на основе закона процессуальных действий, состоящих в разрешении дел об административных правонарушениях.

По своим задачам и принципам производство по делам об административных правонарушениях имеет много общего с административным (являясь его специфической разновидностью) и гражданским процессом.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:

  • всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела;
  • разрешение его в соответствии с законом;
  • обеспечение исполнения вынесенного постановления;
  • выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Решение перечисленных задач административного производства в комплексе составляет целую программу работы органов административной юрисдикции, а также органов, обеспечивающих надзор и контроль за их деятельностью.

Производство по делам об административных проступках базируется на принципах, лежащих в основе государственного управления. Вместе с тем к конституционным принципам тесно примыкают принципы, лежащие в основе административных производств (административной юрисдикции). В своей совокупности они образуют систему принципов, на основе которых осуществляется производство по делам об административных правонарушениях. К ним относятся:

  • принцип законности означает, что производство по делам об административных проступках осуществляется на основе строгого соблюдения установленных правил. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Это означает, что применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство. Соблюдение требований законодательства при применении мер воздействия за административные проступки обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами;
  • принцип презумпции невиновности означает, что лицо, подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Законом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшего дело. При этом указанное лицо не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;
  • принцип охраны интересов государства и личности определяется общими задачами законодательства об административных правонарушениях по охране общественного строя РФ, собственности, социально-экономических, политических и личных свобод граждан, а также прав и законных предприятий, учреждений, организаций, установленного порядка, государственного и общественного порядка. В производстве по делам об административных проступках этот принцип направлен на выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, предупреждению проступков, воспитание граждан в духе строгого соблюдения законов, укрепление законности;
  • принцип объективной истины означает всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела об административном правонарушении, разрешение его в точном соответствии с законодательством. В каждом конкретном случае рассмотрения дела об административном проступке и назначения административного наказания, уполномоченные на то органы (должностные лица) обязаны основывать свои выводы на фактах реальной действительности. При назначении наказания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
  • принцип национального языка указывает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство. Указанные принцип определяется многонациональным составом населения России и конституционным закреплением равноправия национальностей во всех областях хозяйственной, социально-культурной и административно-политической жизни;
  • принцип состязательности сторон в производстве по делам об административных проступках выражается, с одной стороны, в праве лица, привлекаемого к административной ответственности, знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать постановление по делу, с другой стороны - в обязанности органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных проступках, принимать к рассмотрению и разрешению заявления, ходатайства и поданные жалобы. При этом данный принцип исходит из необходимости оказания соответствующей правовой помощи стороне (конституционный принцип), которая в том нуждается, и в то же время предполагает обязанность соответствующего органа следить за тем, чтобы стороны надлежащим образом использовали предоставленные им права и возложенные на них обязанности в целях защиты охраняемых законом интересов;
  • принцип публичности и гласности выражается в том, что в производстве по делам об административных проступках принимают участие представители общественных организаций, которые в установленных законом случаях и порядке вправе составлять протокол об административных правонарушениях. Граждане могут быть свидетелями по делу об административном правонарушении. Дела об административных проступках рассматриваются, открыто и в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие лица дело может быть рассмотрено лишь в случае, когда имеются данные о своевременном его извещении, о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела;
  • принцип быстроты и оперативности в рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях определяется динамичным характером управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется производство по делам об административных проступках. Так, например, для усиления борьбы с мелким хулиганством установлены более короткие сроки рассмотрения и разрешения дела, конечно, при условии соблюдения предусмотренных законом гарантий прав граждан.

Таким образом, последовательная и неуклонная реализация данных принципов в производстве по делам об административных проступках, является необходимым условием его эффективности, способствует успешному решению задач предупреждения правонарушений и укрепления законности.

Особенностями производства об административных правонарушениях являются: язык производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение дел об административных правонарушениях и стадии производства по делу об административном правонарушении.

Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, других федеральных арбитражных судах, военных судах, а также делопроизводство в правоохранительных органах Российской Федерации ведется на государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий суд. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации, а также делопроизводство в правоохранительных органах субъектов Российской Федерации ведется на государственном языке Российской Федерации или на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий суд или правоохранительный орган.

Как правило, дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению.

Эти дела могут рассматриваться в закрытых заседаниях в случае, когда открытое рассмотрение дела может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также если того требуют интересы обеспечения безопасности участников производства, членов их семей, их близких, или защиты чести и достоинства этих лиц. Решение о закрытом рассмотрении выносится органом (должностным лицом), рассматривающим дело.

Лица, участвующие в производстве, вправе заявлять письменные ходатайства, подлежащие обязательному и немедленному рассмотрению. Если в удовлетворении ходатайства отказано, данное решение оформляется в виде определения.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!