Понятие и виды социальных организаций

8 Мар 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение 3

1. Организация как социальная система 4

2. Характеристики и особенности социальных организаций 5

3. Примеры социальных организаций 11

Заключение 17

Список литературы 18

Введение

Общество и его системы - чрезвычайно обширная область научных исследований, и в настоящее время только часть ее четко очерчена. Большой размах исследований в данной области обусловлен многообразием видов труда, типов организаций, условий работы, стадий профессионального развития. Различия по видам труда отражены в существовании большого числа должностей и профессий.

Типы организации различаются как по форме (государственные, муниципальные, частные предприятия, фонды, местные органы власти и т.д.), так и по направленности их деятельности или получаемым результатам (промышленность, банковская, страховая деятельность, спортивные ассоциации и т.д.). Необычайно разнообразны и условия, в которых осуществляется работа (экономическая депрессия, работа в условиях конвейерного производства, в организациях, обслуживающих население, во вредных условиях труда, при нехватке времени и т.д.).

Цель работы – определить виды и особенности социальных систем.

Объект работы – организация человеческого общества на современном этапе.

Предмет работы – социальные системы.

Задачи работы: 1) рассмотреть понятие организации как социальной системы; 2) представить характеристики и особенности социальных организаций; 3) рассмотреть примеры деятельности социальных организаций.

Структура. Контрольная работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.

1. Организация как социальная система

Термин «организация» (от франц. organisation, позднелат. organise - сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой-либо группы; 3) как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы. В социологии ключевым понятием является элемент социальной структуры. В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели [5, c. 76].

Понятие «организация» употребляют в экономике, биологии, кибернетике, многих других науках и сферах деятельности, т. е. везде, где действуют социальные группы и упорядочивается их деятельность. Реальность существования социальных групп проявляется в их деятельности, которая возможна в рамках социальной организации (в форме производственных, религиозных, национальных, научных организаций, политических партий, профессиональных союзов и т. д.). Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. А.И. Пригожий определяет ее как группу людей, совместно и координированно реализующую общую цель.

Группа людей в форме социальной организации получает институциональное оформление социальных различий, сформировавшихся в разных сферах жизнедеятельности людей. Каждый член группы имеет свою собственную позицию, отражающую его положение в системе разделения общественного труда. Например, организация предприятия включает представителей рабочих, инженерно-технических работников разных профессий и возрастов. Она выполняет интегративную функцию со стороны социальной системы [1, c. 34].

В принципе организация представляет собой высший уровень развития социальных систем. Но применительно к социальным объектам термин «организация» употребляется в трех смыслах.

1. Организацией может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект. В таком значении словом «организация» можно назвать, например, предприятие, орган власти, добровольный союз и т. д. [1, c. 35]

2. Термин «организация» может обозначать определенную деятельность по организации, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т. д. Здесь организация выступает как процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его.

3. Под «организацией» может мыслиться характеристика степени упорядоченности какого-то объекта. Тогда этим термином обозначают определенную структуру, строение и тип связей, выступающих как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация объекта - это свойство, атрибут последнего. С таким содержанием термин употребляется, например, когда речь идет об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества, эффективной и неэффективной организации и т. д. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная» и «неформальная» организация.

2. Характеристики и особенности социальных организаций

Характер взаимодействия между человеком и организацией в целом определяет различие между организациями. В основе данного различия лежит разница в приоритетах взаимодействующих сторон по ряду важных организационных переменных, характеризующих это взаимодействие. К основным переменным относятся те, что ближе к организационной культуре, а именно: ценностные ориентации, нормы и т.п. По взаимодействию с человеком различают организации корпоративного и индивидуалистского типов.

Информатизация общества, происходящая в последней четверти века, привела к созданию новых типов организаций с учетом складывающихся условий. В конкурентной борьбе мог победить тот, кто наиболее эффективным образом приспосабливал свою организацию к новым требованиям внешнего окружения, формируемого информационным обществом. И в этих условиях возросла роль вопросов, связанных с совершенствованием «человеческих отношений», мобилизацией «человеческого фактора», развитием участия работников в управлении и повышением эффективности лидерства. В последнее время в литературе рассматриваются различные новые типы организаций, успешно действующих в «информационной» среде, в основе которых лежат поведенческие аспекты. С этих позиций можно выделить эдхократические и партисипативные организации.

Корпоративные организации. Под корпоративной организацией понимается особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности.

Для нее характерны замкнутые группы людей с ограниченным доступом в корпорацию, максимальная централизация и авторитарность руководства, противопоставление себя другим социальным общностям на основе узкокорпоративных интересов.

Через объединение ресурсов, и в первую очередь людских, корпорация организует совместную деятельность людей, предоставляя и обеспечивая возможность для самого существования и воспроизводства той или иной социальной группы. Объединение людей в корпоративной организации происходит через их разделение по социальным, профессиональным и другим критериям [8, c. 95].

Кроме объединения ресурсов, важным орудием корпоративной организации в борьбе за выживание является монополия на информацию. Корпорация стремится стандартизировать свою деятельность и ее результаты, не допускать разрушительной для нее внутренней конкуренции. Поддержка слабых и ограничение сильных - основной принцип в борьбе против внутренних конкурентов. В результате возникает тенденция к уравниловке.

В корпоративной организации доминируют властные, иерархические структуры, которые поддерживают монополию и процесс объединения людей через их разделение. Процесс согласования интересов различных групп людей осуществляется лидерами корпораций. Именно это и является основным источником их власти.

Одним из важнейших условий и способов поддержания существования корпоративной организации является постоянное поддержание в ней дефицита тех или иных ресурсов, а при необходимости искусственное обострение дефицита. В условиях монополии распределение этого дефицита служит для лидеров корпорации еще одним важным источником власти.

Субъектом интереса в корпоративной организации является группа, коллектив или вся организация. Поэтому устанавливается приоритет целей организационных над целями индивидуальными. Человек, имеющий свои личные интересы или цели, отличные от организационных, вынужден жертвовать ими ради того, чтобы получить от корпорации условия поддержания своего существования. Персонализация индивида осуществляется за счет деперсонализации других индивидов. Корпоративная организация берет на себя ответственность за своих членов, за каждого человека. И это позволяет ей быть свободной в своих действиях по отношению к человеку. Коллективная ответственность ставит человека в сильную зависимость и практически лишает его самостоятельности [7, c. 51].

В корпоративной организации принятие решения строится по принципу большинства. Поэтому борьба меньшинства за свое мнение нередко заканчивается его уходом из организации. Стремление завоевать поддержку большинства вынуждает руководителя к популистским действиям. В результате борьба за сторонников в организации больше развивает политические способности у руководителя, чем профессиональные и деловые навыки и умения.

Интересы производства и любой другой деятельности в корпоративной организации определяются интересами воспроизводства самого работника. При этом создаются условия, в которых работники организации во все большей степени не способны обеспечить себя в работе необходимыми ресурсами, и в первую очередь информацией [7, c. 52].

В корпоративной организации имеет место двойная мораль в поведении - мораль индивидуалистская и мораль корпоративная. При этом в рамках корпоративной идеологии индивидуализм, не имея права на существование и соответственно не регламентируясь, нередко выступает в искаженной форме, игнорируя правила цивилизованного, а порой и законного поведения. Корпоративная мораль действует только в тех случаях, когда есть заинтересованные в ней лица.

Индивидуалистская организация. Индивидуалистский тип организации является противоположным корпоративному. В данном случае мы также имеем дело с объединением людей, осуществляющих совместную деятельность, однако объединение это свободное, открытое и добровольное. Организация представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований [7, c. 54].

Властной иерархии в индивидуалистской организации противопоставлен принцип увязки интересов всех членов в рамках демократических процессов. Эффективными способами сочетания интересов членов организации являются процедуры управления по целям и участия в управлении.

В индивидуалистской организации вместо дефицита или ограничения возможностей членов организации в их деятельности создаются условия для свободного поиска возможностей и их наиболее полного использования. Это осуществляется путем создания систем открытой коммуникации в организациях и развития внутрихозяйственного коммерческого расчета.

В отличие от корпоративной в индивидуалистской организации субъектом интереса организации становится личность. Поэтому все в организации начинает строиться вокруг человека:

 под человека, под его способности и мотивированность проектируется или создается работа;

 не существует решения в организации независимо от рассмотрения качеств индивида;

 эффективность означает то, насколько удовлетворяются потребности каждой отдельной личности;

 у организации не может быть целей, отличных от целей ее членов.

Эдхократическая организация. В современном информационном обществе, в областях высоких технологий и в быстрорастущих отраслях появились новые организации, которые за их применимость к нестандартным и сложным работам, к трудноопределяемым и быстроменяющимся структурам, к власти, основанной на знании и компетентности, а не на позиции в иерархии, получили название эдхократические [7, c. 60].

Основными признаками эдхократической организации являются следующие:

 работа в областях с высокой или сложной технологией, требующая творчества, инновативности и эффективной совместной работы (групповая взаимосвязь работ);

 работники являются высококвалифицированными экспертами в своем деле, выполняют сложные производственные операции и умеют взаимодействовать друг с другом высокоэффективным образом;

 структура имеет органическую основу и четко не определена, преобладают неформальные и горизонтальные связи. Иерархическое построение постоянно меняется. У многих менеджеров нет жесткой привязки к какой-то одной работе. Части структуры сохраняются в небольших размерах;

 право принятия решений и власть основаны на экспертных знаниях, финансовый контроль осуществляется сверху;

 система вознаграждения строится на экспертных знаниях, вкладе работника, его компетенции и степени участия в общей работе, вознаграждение носит групповой характер;

 отношения по вертикали и горизонтали преимущественно носят неформальный характер, нередко отсутствует схема структуры такой организации [7, c. 62].

Партисипативная организация. Организации, построенные на принципе участия работников в управлении, принято называть партисипативными организациями. Лежащее в основе партисипативной организации участие работников всех уровней в управлении предполагает участие в принятии решений, в установлении целей и в решении проблем. В партисипативной организации различают три степени участия работников в управлении: выдвижение предложений; выработка альтернативы; выбор окончательного решения.

При первой степени (выдвижение предложений), как правило, не требуется введения структурных и других изменений в традиционную организацию. Это может осуществляться руководителем, и такой подход широко применяется на предприятиях с централизованным руководством.

При реализации второй степени (разработка альтернатив) появляется необходимость создания в организации специальных структур. Основное назначение - эффективное решение поставленной задачи. Создание временных или постоянных комитетов или комиссий является практическим примером таких структур.

И третья степень (выбор альтернативы) требует создания специализированных "Органов управления, решения которых нередко бывают обязательными для тех руководителей, при которых они создаются. Участие в управлении в этом случае может осуществляться в форме работы специальных советов научно-технического, технико-экономического и управленческого характера. Состав этих органов формируется из представителей более низкого иерархического уровня организации.

Эти органы несут ответственность за координацию деятельности подразделений, подчиненных руководителю, при котором они созданы, отвечают за интеграцию деятельности в этих подразделениях с деятельностью одного или двух вышестоящих уровней управления и одного или двух нижестоящих уровней управления. Также они могут определять политику, правила поведения подчиненных им подразделений, совместимые с двумя другими уровнями. Данные структуры принимают решения только относительно процессов, происходящих на уровне подразделения. При этом возможны оценка и одобрение деятельности подотчетного этим органам руководителя, в результате чего каждый отдельный руководитель получает поддержку как сверху, так и снизу.

3. Примеры социальных организаций

МУК ДТ им. А.С. Пушкина г. Магнитогорска Челябинской области является одним из старейших и активно развивающихся учреждений культуры города Магнитогорска, действует на театральном рынке города более восьмидесяти лет. Биография Магнитогорского драматического театра имени А.С. Пушкина уходит корнями в 30-е годы.

Полное наименование Театра на русском языке: Муниципальное учреждение культуры Драматический театр им. А.С. Пушкина. Сокращенное наименование театра: «Драмтеатр им. А.С. Пушкина».

Место нахождения Театра: дом 78, пр. Ленина, г. Магнитогорск, Россия.

Предметом основной деятельности театра является создание театральных спектаклей, театральных представлений, сохранение и развитие традиций русской школы сценического искусства, создание информационных материалов о деятельности и спектаклях театра. Целями деятельности театра являются:

 развитие нравственного потенциала и удовлетворение духовных и культурных потребностей зрителей;

 приобщение зрителей к ценностям отечественной и мировой театральной культуры, лучшим образцам российской и зарубежной драматургии;

 пропаганда достижений российского театрального искусства в Российской Федерации и за рубежом в целях всестороннего укрепления культурных связей между народами;

 гастрольная деятельность театра, участие в конкурсах, фестивалях, днях культуры и искусства и других мероприятиях в России и за рубежом;

 организация, разработка, совершенствование и осуществление новых форм театрального обслуживания населения, досуга и иного культурного обслуживания;

 установление делового, взаимовыгодного сотрудничества с российскими и зарубежными организациями, фирмами, банками и т.д. с цепью финансового обеспечения деятельности театра, организации выступлений, гастрольной деятельности театра на территории России и за рубежом;

 участие в благотворительных программах и других мероприятиях.

Театр является самостоятельным юридическим лицом и имеет следующую организационную структуру:

Рис. 1. Организационная структура театра

Пансионат «Карагайский Бор» - одна из самых крупных здравниц Челябинской области (750 мест) – расположен в предгорной части Южного Урала на границе Верхнеуральского района Челябинской области и горной части Башкирии, на окраине большого соснового массива диаметром более 10 км. Степной климат, сосновый воздух, экологически чистый район (отдаленность от крупных городов на 100-200 км), минеральная вода – вот природные лечебные факторы пансионата, которые позволяют принимать взрослых и детей на лечение по многим профилям.

Пансионат имеет достаточно разветвленную структуру управления и включает в себя следующие службы:

 административная;

 коммерческая;

 хозяйственная;

 служба приема и размещения;

 служба питания;

 медицинская служба;

 служба безопасности.

Административная служба состоит из следующих штатных единиц.

Директора – он является посредником между владельцами предприятия и управленческим персоналом, с одной стороны, и гостями, с другой. Директор принимает ориентированные на выбранный сегмент рынка решения, направленные на удовлетворение потребностей клиентов, определяет общие направления политики предприятия в рамках поставленных целей и задач, в том числе проведение финансовой политики, к которой могут быть отнесены такие вопросы, как определение лимитов расходов на содержание персонала, предельных ассигнований на административные о хозяйственные нужды. Владельцы предприятия и генеральный директор определяют круг поставщиков, долевые отношения с которыми пансионат поддерживает в первую очередь. Директор осуществляет оперативное руководство деятельностью общества. Свою деятельность директор осуществляет в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.

Заместителя директора по производственной части (главный инженер) – руководит инженерной службой пансионата (сантехник, электрик, водители). Также проверяет качество номеров после проведения капитального и текущих ремонтов, совмещает должность инженера по технике безопасности. Изучает состояние эксплуатации машин и оборудование: стиральные машины, насосы для подкачки воды, канализационные трубы, батареи, сантехника. Контролирует своевременную поставку хозтоваров и строительных материалов для проведения капитального и текущего ремонтов, а также канцелярских товаров.

Заместителя директора по медицинским вопросам – руководит медицинской службой пансионата, решает вопросы по ассортименту предлагаемых процедур и оснащению медицинских кабинетов.

Руководителей подразделений (менеджер службы размещения – старший администратор, начальник службы охраны, заведующий хозяйственной службой) – управляют работой соответствующих подразделений.

Коммерческая служба состоит из коммерческого директора, бухгалтерии, экономиста, кассира.

Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется специализированным подразделением (бухгалтерией), непосредственно подчиненной главному бухгалтеру, который несет ответственность перед руководством предприятия за организацию бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской отчетности.

Экономист проводит всю аналитическую работу, а именно: анализирует выполнение плана выпуска продукции по объему и ассортименту, повышение качества продукции, анализирует выполнение сметы затрат на производство, себестоимость продукции, выполнение плана прибыли, выполнение договорных обязательств т.е. контракты с туристическими фирмами.

Хозяйственная служба включает в себя работников прачечной, дворников, ландшафтного дизайнера, работника склада, грузчика, техслужащих.

Медицинская служба: начальник медицинской службы, врачи, медицинские сестры, санитарки.

Служба питания: диетсестра, шеф-повар, повара, помощники повара, официанты, мойщики посуды.

Служба безопасности: начальник охраны, охранники-контролеры. Служба безопасности также является примером двойственного подхода, когда выполнение функции поддержания порядка и безопасности на предприятии может быть поручено собственной службе, но не исключены варианты привлечения сторонней организации. Гостиница несет ответственность за обеспечение разумной безопасности своих клиентов.

Служба приема и размещения: менеджер службы, администраторы, служба горничных.

Служба администраторов является первой в цепочке взаимодействия с гостями, она встречает и размещает гостей, принимает оплату за проживание, решает возникающие вопросы, выполняет функции оформления при въезде и выезде, расчетов с клиентами, функции информационного центра, следит за качеством подготовки номерного фонда перед заселением клиентов, а также проводит контроль за состоянием мебели и бытовой техники. Также администраторы занимаются резервированием номеров для клиентов. Несомненно, администраторы является одной из наиболее важных служб гостиницы.

Служба горничных является в большинстве случаев наиболее функционально значимым подразделением. Это подразделение отвечает за уборку номеров, холлов, туалетов, коридоров, внутренних помещений, в которых осуществляется прием и обслуживание клиентов. Горничные превращают использованный продукт, каким является гостиничный номер после отъезда гостей, в готовый для последующей реализации чистый и уютный номер. Служба горничных использует собственную прачечную, в которой использованное постельное белье, полотенца преобразуются в чистый, готовый к употреблению продукт.

В непосредственном контакте со службой горничных работает служба текущего ремонта, которая осуществляет профилактический и текущий ремонт не только номерного фонда и установленного в нем оборудования, но и всего предприятия в целом. Характер выполняемых этой службой работ чрезвычайно разнообразен: от электротехнических и слесарных до столярных и строительных работ. В зависимости от возможностей службы и характера работ, часть из них может быть передана сторонним организациям. К наиболее распространенным работам, поручаемым сторонним строительно-монтажным организациям, можно отнести кровельные и настилочные работы.

Заключение

Группа людей в форме социальной организации получает институциональное оформление социальных различий, сформировавшихся в разных сферах жизнедеятельности людей. Каждый член группы имеет свою собственную позицию, отражающую его положение в системе разделения общественного труда.

Формальная организация является основным условием целесообразности функционирования любого социального института, а степень ее совершенства определяет эффективность деятельности этого института.

Под неформальной организацией понимается полная модель реального поведения - действительный образ действий членов организации, насколько это реальное поведение не совпадает с формально закрепленным.

Неформальные группы объединяют небольшой контингент людей, стихийно установивших и сравнительно долго поддерживающих между собой непосредственные связи, объединенных взаимным интересом, а также осознающих и выделяющих себя среди других. Такую группу характеризует и определенная социально-психологическая общность: чувство солидарности, взаимного доверия и т.д.

Характер взаимодействия между человеком и организацией в целом определяет различие между организациями. В основе данного различия лежит разница в приоритетах взаимодействующих сторон по ряду важных организационных переменных, характеризующих это взаимодействие. К основным переменным относятся те, что ближе к организационной культуре, а именно: ценностные ориентации, нормы и т.п. По взаимодействию с человеком различают организации корпоративного и индивидуалистского типов.

Список литературы

1. Гибсон Дж.Л. Организация: поведение, структура, процессы. - М.: Инфра-М, 2009. – 422с.

2. Гуняр Франсис Ж. Преобразование организации.- М.: Дело, 2010. – 602с.

3. Кравченко А.И. Основы менеджмента. – СПб.: Питер, 2007. 664с.

4. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации. - СПб.: Питер, 2009. – 510с.

5. Лафта Д.К. Эффективность менеджмента организации. - М.: Дело, 2012. – 338с.

6. Мильнер Б.З. Теория организации. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 994с.

7. Смирнова В.Т., Мильнер Б.З., Латфуллин Г.Р., Антонов В.Г. Организация и ее деловая среда. - М.: Инфра-М, 2012. – 660с.

8. Тренев Н. Предприятие и его структура. - М.: Дело, 2012. – 338с.

9. Чуйкин А.М. Теория организации. - Калининград, 2010. – 442с.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(19.5 KiB, 26 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!