Понятие и виды органов государства

7 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Государственный аппарат как составная часть механизма государства представляет собой совокупность всех органов государства, которые, в отличие от госу­дарственных предприятий и учреждений, являются организациями власти, полномочия которых носят государственно-властный характер.

Орган государства – это звено, составная часть разветвленной системы органов. Каждый элемент этой системы выполняет свои задачи, а все вместе они образуют государственный аппарат. Орган государства созда­ется на основе нормативно-правовых актов, в которых четко определены назначение, порядок формирования, иные вопросы, связанные с организаци­ей и деятельностью того или иного подразделения государственного аппара­та. Орган государства может иметь сложную структуру: управления, отделы, отделения, комиссии, подкомиссии и т. д. Они являются не самостоятельны­ми государственными органами, а только структурными их подразделениями. Для руководства соответствующей областью общественной жизни орган го­сударства наделяется компетенцией, т. е. определенными правами и обя­занностями. В соответствии со своей компетенцией орган издает обязатель­ные для исполнения правовые акты, поскольку в рамках предоставленных ему полномочий каждый государственный орган является официальным предста­вителем государства.

Орган государства – это часть государственного аппарата, наделенная властными полномочиями и компетенцией для осуществления в специфически присущих ей организационно-правовых формах задач и функций государства.

Орган государства – это самостоятельное подразделение государственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее установленной законом структурой и наде­ленное определенной компетенцией.

Орган государства –это юридически офор­мленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государ­ственного механизма, состоящая из государственных служащих, наде­ленная государственно-властными полномочиями и необходимыми ма­териальными средствами для осуществления в пределах своей компе­тенции определенных задач и функций государства.

Исходя из данных определений, можно выявить характерные призна­ки органа государства:

1) орган государства – это звено, состав­ная часть разветвленной системы органов, выполняющих определенные задачи, образующих в совокупности госу­дарственный аппарат;

2) орган государства создается на основе нормативно-правовых актов, определяющих порядок его организа­ции и деятельности;

3) орган государства может иметь сложную структуру: управления, отделы и т. д.;

4) орган государства наделен компетенцией, т. е. определенными пра­вами и обязанностями, в соответствии с которой издает правовые акты, поскольку в рамках предоставленных ему полномочий каждый государственный орган является официальным представителем государства.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

а) порядок формирования и деятельности органа, его структура и ком­петенция (права и обязанности) закрепляются нормами права;

б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих  обязательные общие и индивидуальные правовые предписания;

в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновременно с тем охраняемыми от нарушений возможностью применения прину­дительной силы государства;

г) государственный орган опирается на материальное обеспечение своих предписаний, благодаря возможнос­ти распоряжаться определенной частью средств из государственного бюджета.

В категории государственно-властного полномочия наглядно про­является органическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в целом и отдельного государственного органа. Наличие у организации, учреждения перечисленных выше взаимосвязанных элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, позволяет определить его как государственный орган. Наличие властных полномочий является важнейшим признаком государственного органа.

5) для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке и т. д.;

6) орган государства активно участвует в реализации функций государства;

7) его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данный орган, – отдельное лицо или группа, коллек­тив: «...существование государственной власти, – писал К. Маркс, – находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администра­ции, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название»[1]. Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации как объединения людей, следует отметить, что имеются в виду государственные служащие. Согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственным служащим явля­ется гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, ус­тановленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, вы­плачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюд­жета соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 3). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации (п. 2 ст. 3).

Органы государства можно классифицировать по различным основаниям. Принято выделять следующие виды органов государства:

1) в соот­ветствии с теорией разделения властей – законодательные (Федеральное собрание РФ), исполнительные (Правительство РФ), судебные (суды), также возможно выделение контрольно-надзорных органов;

2) по порядку образования различают органы, избираемые не­посредственно народом – первичные (Президент РФ); а также органы, формируемые другими государственными органами (Верховный суд РФ) – производные;

3) по способу принятия решений выделяют коллегиальные орга­ны, принимающие решения большинством голосов (Федеральное собрание РФ) и единоначальные органы, где решения принимаются единолично руководителем (Прези­дент РФ);

4) в зависимости от характера компетенции государственных органов существуют органы общей компетенции, в пределах своих полномочий принимающие решения по любым вопросам (Федеральное собрание, Правительство РФ) и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (различные министерства и ведомства);

5) по положению в иерархической структуре государственного аппарата – высшие органы государства, полно­мочия которых распространяются на всю территорию данно­го государства (в унитарных госу­дарствах один уровень высших органов, в федеративных – два: федеральные высшие органы и высшие органы субъектов феде­рации) и местные органы, осуществляющие свою деятельность в пределах территории какой-либо административно-территориальной едини­цы (может быть несколько уровней местных органов, в зависимости от административно-территориального деления государства);

6) по характеру подчиненности – органы исключительно «вертикального» подчинения (суды), и органы «двойного подчинения» (министерства, ведомства с их территориаль­ными управлениями и отделами);

7) по срокам полномочий – постоянные, которые функ­ционируют постоянно, но их состав обновляется через установлен­ный срок; и бессрочные органы, полномочия которых заранее не ограничены каким-либо сроком;

8) по времени функционирования – постоянные (абсолютное большинство органов государства) и временные (например, государственные комиссии по расследованию различных чрезвычайных ситуаций).

9) по юридическому ис­точнику их легитимности:

а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства (Прези­дент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерст­ва и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокура­тура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов;

б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования  государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

Своего рода обобщающим основанием классификации государст­венных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства. Исследование различных видов государственных органов предпо­лагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их клас­сификации.

Виды органов государственной власти. Важной и неотъемлемой частью в государственном механизме является глава государства. Глава государства – это должностное лицо, выступающее символом единства нации, а также официальным представителем государства внутри страны и в международных отношениях. В большинстве стран мира главой государства является монарх или президент. В ряде республик этот пост отсутствует. Глава государства может принадлежать ко всем трем ветвям власти (Великобритания), только к исполнительной (США) или не принадлежать ни к одной из них (Российская Федерация, ФРГ, Италия).

Монарх является невыборным главой государства, получающим свои полномочия по наследству, т. е. по праву рождения. Термин «президент» имеет латинское происхождение (Praesidens) и буквально означает «сидящий впереди». Президенты обычно избираются: непосредственно населением (Российская Федерация, Франция), коллегией выборщиков (США), парламентом (Чехия) или коллегией, состоящей из парламентариев и представителей выборных коллегиальных органов регионов (ФРГ, Италия).

Глава государства выполняет представительские функции и обладает определенным набором полномочий.

Во взаимоотношениях с парламентом он нередко назначает парламентские выборы, созывает парламент на сессии, санкционирует и промульгирует законы, может отклонять их, возвращая в парламент для повторного рассмотрения. Так или иначе, глава государства участвует в формировании правительства и судейского корпуса, в решении вопроса об отставке правительства. Он имеет право помилования, предоставления гражданства и дачи согласия на выход из него, предоставления убежища, награждения государственными наградами. В сфере международных отношений глава государства может без специального разрешения заключать международные договоры, подписывать и принимать верительные и отзывные грамоты. Во многих странах глава государства является верховным главнокомандующим.

Прочие полномочия глав государств во многом зависят от формы правления соответствующей страны. Полномочия президента прекращаются в обычном порядке с истечением их срока и вступлением в должность вновь избранного президента. Но возможно и досрочное их прекращение: в случаях смерти, отставки, смещения с должности в результате применения процедуры импичмента, неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия.

Законодательная власть. Одной из ветвей государственной власти является власть законодательная. В подавляющем большинстве современных государств ее носителем являются парламенты. Парламент (от фран. «parler» – говорить) – высший общенациональный представительный орган государства, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. Родиной парламента считается Англия, где в 1215 г. власть короля была ограничена собранием крупных феодалов, высшего духовенства и представителей городов и сельских территориальных единиц (графств). Широкое распространение парламенты получили после Великой французской революции. Современный парламент является органом, отражающим интересы различных слоев избирателей и территорий, входящих в состав государства. Только парламент обладает правом принятия законов, т. е. актов, обладающих высшей юридической силой. Реальная роль парламента во многом зависит от существующей в стране формы правления. Особенно велика роль представительных органов власти в странах с парламентарными формами правления (Великобритания, ФРГ, Италия, Испания, Австрия и т. д.), где законодательная компетенция парламентов не ограничена, и они могут принимать законы по неограниченно широкому кругу вопросов. В условиях президентских и смешанных республик, дуалистических монархий власть парламента уравновешивается властью главы государства, а при определенных условиях глава государства может даже оказывать решающее влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства. В абсолютных монархиях парламенты либо вовсе отсутствуют, либо являются своего рода консультативным органом при главе государства.

Термин «парламент» является родовым. Общенациональный представительный и законодательный орган может иметь свое официальное наименование: Федеральное Собрание (Российская Федерация), Конгресс (США), Генеральные кортесы (Испания), Кнессет (Израиль), Стортинг (Норвегия) и т. д. С точки зрения структуры парламенты могут быть однопалатными (монокамеральными) или двухпалатными (бикамеральными). Двухпалатные парламенты, главным образом, существуют в федеративных государствах или в крупных унитарных государствах. Так, в Федеральном Собрании Российской Федерации верхняя палата – Совет Федерации, нижняя – Государственная Дума. Основными направлениями деятельности современных парламентов в демократических странах, независимо от объема их компетенции, являются следующие:

1. Законотворчество – занимает основное место в деятельностипарламентов. Практически в любом парламенте правом законодательной инициативы обладают депутаты (или группы депутатов). В дальнейшем они принимают участие в работе над текстом законопроекта в процессе пленарных заседаний, в комитетах, в согласительных комиссиях. Парламенты могут передавать свои законодательные полномочия правительству, акты которого принятые в этом случае образуют делегированное законодательство. Акты, принятые правительством по прямому уполномочию парламента, имеют ту же юридическую силу, что и законы.

2. Контроль за деятельностью исполнительной власти. Объем контрольных полномочий парламента за правительством и иными органами исполнительной власти во многом зависит от существующей в стране формы правления. Наиболее широкие и действенные контрольные полномочия сосредоточены у парламента при парламентарной монархии и парламентарной республике, при президентской и смешанной республиках более весомые контрольные полномочия находятся в руках главы государства.

3. Ратификация и денонсация международных договоров. Ратификация (от лат. ratus – утвержденный и facio– делаю) – утверждение парламентом наиболее важных международных договоров, а денонсация — это расторжение договора. В большинстве стран решение данных вопросов относится либо к совместной компетенции главы государства и парламента, либо к исключительной компетенции парламента. Необходимость участия законодательной власти в заключении и расторжении международных договоров обусловлена тем, что они, так или иначе, затрагивают внутреннее законодательство.

4. Участие в формировании иных государственных органов возможно втаких формах, как избрание президента (Израиль, Турция, Чехия), назначение (утверждение кандидатуры) премьер-министра (Великобритания, ФРГ, Италия), назначение высших судей высших судов страны (ФРГ, Венгрия, Болгария) и др.

5. В области обороны и безопасности кполномочиям парламентов относится право объявления состояния войны (состояния обороны); дача согласия на использование вооруженных сил за пределами государственной территории; утверждение военной доктрины государства; введение военного, чрезвычайного положения.

6. Квазисудебные полномочия. Осуществление правосудия в демократических странах представляет исключительную прерогативу суда. Однако у многих парламентов есть полномочия, схожие с судебными. В странах, где предусмотрена процедура импичмента (парламентского преследования) высших должностных лиц за совершенные преступления, парламент может предъявить обвинение, а впоследствии решение по существу принимается либо одним из высших судов страны, либо на референдуме. Или возможен иной вариант: выдвижение обвинения и принятие решения об отстранении лица от должности принимается парламентом самостоятельно. После смещения с должности возможно уголовное преследование в обычном порядке. Процедура импичмента применяется в отношении тех должностных лиц, которые пользуются в силу занимаемого положения иммунитетом от обычного судебного преследования (президенты, министры, судьи и т. д.).

Во многих странах парламенты полномочны объявлять амнистии, т. е. полностью или частично освобождать от наказания лиц, осужденных за уголовные преступления.

Исполнительная власть, как правило, осуществляется правительством (в абсолютных и дуалистических монархиях, президентских республиках, прежде всего, главой государства). Правительство – это коллегиальный орган наиболее универсальной компетенции, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть в стране.

Правительственные органы исполнительной власти наделены очень широкими полномочиями, широкой компетенцией. Однако существующие конституции, как правило, закрепляют эту компетенцию в общей форме и подробно ее не описывают. Правительство имеет следующие полномочия:

– в сфере управления координирует, согласовывает и направляет деятельность всех министерств, поскольку те входят в его состав. Координация реализуется посредством специальных актов, приказов, директив, которые принимаются и распространяются сверху вниз по вертикали;

– в законодательной сфере издает акты нормативного характера или делегированные акты, чем оказывает большое влияние на нормативную сферу государства;

– внешнеполитические;

– вопросы войны и мира;

– вопросы образования, здравоохранения, сельского хозяйства, охраны общественного порядка и окружающей среды, энергетики и т. д.

Чрезвычайные полномочия правительства закрепляются в специальных законах, и при возникновении чрезвычайных ситуаций (внешняя угроза, массовые беспорядки и т. п.) правительство может объявить военное, чрезвычайное положение и сосредоточить всю полноту власти в собственных руках.

Политическая ответственность правительства возможна перед парламентом, президентом (главой государства) и премьер-министром.

Судебная власть. Правосудие следует рассматривать как особую сферу государственной деятельности, осуществляемую специально подготовленным и организованным аппаратом. В самом широком смысле к органам правосудия или юстиции следует отнести суды, прокуратуру, адвокатуру, следственный аппарат и др. учреждения. Стержнем всей этой системы является суд, в организации и деятельности которого отражаются все основные проблемы правосудия. На правосудие возложена задача решения возникающих в обществе споров о праве, включая правовую оценку поведения лиц, обвиняемых в уголовно наказуемых деяниях.  Определяя место юстиции в механизме власти современного государства, можно констатировать, что принцип разделения властей, распространяющийся на правосудие, в различных модификациях был воспринят всеми конституциями и политическими системами, признающими демократические принципы. Тенденция к полисистемности – одна из характерных особенностей организации правосудия в современный период. Она проявляется не только в виде появления параллельных многоинстанционных судебных систем, но и в форме специализированных судов в рамках основной ординарной системы гражданского и уголовного правосудия. Речь идет о семейных судах, судах по делам о несовершеннолетних и некоторых других организациях, удельный вес и значение которых варьируется.

Согласно Конституции и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» правосудие в Россий­ской Федерации осуществляется только судом посредством конститу­ционного, гражданского, административного и уголовного судопрои­зводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судебная система Российской Федерации охватывает три разно­видности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему ниже­стоящие арбитражные суды. К судам субъектов РФ отнесены конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Конституционный Суд РФ является судебным органом конститу­ционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Кон­ституции Российской Федерации, и дает ее толкование. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по граж­данским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федераль­ным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятель­ностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по раз­решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбит­ражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. С. 287.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!